Урок по развитию речи в 3 классе "Лексическое значение фразеологических оборотов русской речи"

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа № 29 VIII вида

г.Усть-Лабинска Краснодарского края









Открытый урок по развитию речи

в 3 классе


«Лексическое значение фразеологических оборотов

русской речи»







подготовила

учитель начальных классов

Булава Светлана Пантелеевна









г. Усть-Лабинск

2011 г.






Тема: «Лексическое значение фразеологических оборотов русской речи».

Цель: повышать уровень общих знаний, расширять словарный запас,

развивать речь, знакомить с устойчивыми оборотами речи, словами и

сравнениями, воспитывать интерес к русской самобытной культуре.

Оборудование: рисунки-подсказки к фразеологическим оборотам, карточки с индивидуальным заданием.


Ход урока.


I. Организация на урок.

Учитель:

- Я сегодня на уроке не хочу вас тянуть за язык.

- Есть ли здесь особенный речевой оборот?

- Что он означает?

- Тема урока?


II. Проверка домашнего задания.

Чтение детьми фразеологических оборотов, собранных к уроку по темам: (у каждого своя) «Голова», «Нос», «Глаз», «Ухо», «Зуб», «Язык», «Рука», «Нога».

Далее следует отчёт-объяснение каждого учащегося одного-двух составленных оборотов, выбранных остальными детьми или учителем.


Примерные ответы учащихся:

Голова: Нос:

человек с головой; задирать нос;

морочить голову; вешать нос;

вскружить голову; водить за нос;

потерять голову; зарубить на носу;

не сносить головы; держать нос по ветру;

отвечать головой; клевать носом;

как снег на голову; остаться с носом;

голова идет кругом; встретиться нос к носу;

сломя голову; не видеть дальше собственного носа.


Глаз: Ухо:

мозолить глаза; держать ухо востро;

хлопать глазами; пропустить мимо ушей;

говорить в глаза; покраснеть до ушей;

пускать пыль в глаза; медведь на ухо наступил;

глазом не моргнуть; развесить уши;

с глазу на глаз; навострить уши;

хоть глаз выколи; слышать краем уха;

открыть глаза; прожужжать все уши;

смотреть чужими глазами; ушки на макушке; уши вянут.


Зуб: Рука:

зуб на зуб не попадает; валится из рук;

око за око, зуб за зуб; дать руку на отсечение;

говорить сквозь зубы; из рук вон плохо;

иметь зуб; как без рук;

положить зубы на полку; легкая рука;

ни в зуб ногой; мастер на все руки;

скалить зубы; умывать руки;

зубы заговаривать; прибрать к рукам;

взять себя в руки;

сидеть сложа руки.


Язык: Ноги:

язык без костей; со всех ног;

острый на язык; встать на ноги;

тянуть за язык; встать с левой ноги;

злые языки; падать с ног;

язык проглотить; потерять почву под ногами;

найти общий язык; сбиться с ног;

язык не поворачивается; идти в ногу;

держать язык за зубами; путаться под ногами;

язык до Киева доведет; ног под собой не чуять;

не сходить с языка; одна нога здесь, другая там.


Вывод.

- Особенные фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительнее, ярче, человек интереснее выражает свои мысли, его интересно слушать.


III. Сообщение темы урока.

  1. Работа по группам.

1-я группа. Составление рассказа из предложенных оборотов речи.

Скалить зубы, разговаривать сквозь зубы, не в зуб ногой, иметь зуб, око за око, зуб за зуб.

Примерный ответ учащихся:

(Он мне все время скалил зубы, разговаривал сквозь зубы, а сам ни в зуб ногой. Я теперь на него имею зуб. И решил – око за око, зуб за зуб.)


2-я группа. «Узнай, что это?»

Разгадывание загадки детьми.

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле; когда кто-нибудь бесследно исчезает, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (ветер)

  1. Отчет групп.

  2. Узнавание фразеологических оборотов по рисункам-подсказкам и толкованиям.

На доске вывешиваются картинки: яблоко, стрела, ладонь, гусь, галош, козел, иглы, рыба, колесо, пчела, кот, ведро, собака, рубаха, глаз, ласточка, комар, муха, грибы, сито, быки.

- Вспомните, какие обороты речи мы употребляем, когда говорим:

  1. об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть);

  2. о полной тишине (слышно, как муха пролетит);

  3. о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козел отпущения);

  4. о первых проявлениях чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка);

  5. о состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребутся);

  6. о том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит);

  7. о забывчивости, плохой памяти (голова, как решето);

  8. о том, кто сам не пользуется и другим не дает (собака на сене);

  9. о том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении (сел в галошу);

10) хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать (как рыба в

воде);

11) ничего не действует на кого-либо (как с гуся вода);

12) очень быстро бежать (лететь стрелой);

13) дело идет с трудом, еле ладится (скрипит как несмазанное колесо);

14) появляться быстро, в большом количестве (как грибы после дождя);

15) проливной дождь, ливень (льет как из ведра);

16) все ясно и отчетливо видно (как на ладони);

17) чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться (сидеть

как на иголках);

18) тщательно, заботливо охранять что-либо (беречь, как зеницу ока);

19) добросовестно, старательно работать (трудиться как пчела)


- Есть ли картинки, оставшиеся без внимания?

- Что за речевые обороты они содержат?

(Рубашка – родиться в рубашке; бочка с селедкой – как сельдей в бочке.)

- Объясните их значение.


4. Составление оборотов по картинке-рассказу «Вова – зоопарк».

- Какие речевые обороты вы услышали, увидели, прочитав рассказ?

Этого мальчика зовут Вовка-зоопарк (картинка с изображением мальчика). А почему?

На уроках… (рисунок рыбы).

На переменах… (рисунок петуха).

За то на бабушку… (рисунок льва).

С сестрой он… (рисунок крокодила).

А перед папой… (рисунок зайца).

Но вокруг мамы… (рисунок лисы).

Потому что мама покупает ему игрушки.


Рассказ, составленный детьми:

На уроках Вова нем, как рыба. На переменах задирист, как петух. За то на бабушку рычит, как лев. С сестрой коварен, как крокодил. А перед папой дрожит, как заяц. Но вокруг мамы вьётся, как лиса. Потому что мама покупает ему игрушки.


IV. Итог.

- Почему мы работаем над особенными речевыми оборотами?

- Можно ли это назвать устным народным творчеством?


Домашнее задание (каждому).

Объяснить выражение, записанное на карточке:

Семь пятниц на неделе.

Где раки зимуют.

Курам на смех.

Долгий ящик.

Вилами по воде писано.

Панический страх.

Рог изобилия.







Список использованной литературы


  1. Сахаров И.П. «Сказания русского народа» , Москва, «Художественная литература», 1990.


  1. Волина В.В. «Учимся играя», Москва. «Новая школа», 1994.






















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ