Урок русского языка в 4 классе "Падежи имён существительных"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Туендатская основная общеобразовательная школа»
Первомайского района Томской области
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Падежи имён существительных.
Обобщение»
подготовила
учитель начальных классов
Никитина Елена Васильевна
д. Туендат
2011
Цели:
Обобщить знания о падежах имён существительных;
Совершенствовать умения определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
Развивать коммуникативные умения учащихся (работа в парах, в группах).
Применять на уроке здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
Мяч;
Листки самооценки;
Сигнальные карточки;
Карточки для заданий по выбору;
Карточки-памятки;
Карточки «домашнее задание»
Ход урока
1. Организационный момент.
Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Всё я знаю, расскажу,
Всё красиво напишу.
- Ребята, сегодня во время урока вы должны будете заполнить таблицу самоконтроля.
-Определим этапы урока.
Проверка д/з
Определение темы и цели урока
Словарная работа
Обобщение изученного.
Работа в группах.
Подведение итогов.
Задание на дом.
2. Проверка д/з.
- Сейчас мы немного поиграем и заодно повторим домашнее задания. Я буду бросать мяч одному из вас и задавать вопрос, а вы ловите мяч и отвечайте.
Что такое имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Что обозначает имя существительное?
Как изменяется имя существительное?
Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
Как определить падеж имени существительного?
3. Введение в тему.
- В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском -22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.
- Давайте определим тему и цели урока.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
(Карточка-памятка у каждого ученика)
4. Словарная работа.
[т] вдоль гря . ки[и] на оз . ро
[т] к ло . ке
[а] без в . ды
[а] в . кно
[а] по тр . пинке
[ш] про фла . ки
[и] у бер . га
[ш] к доро . ке
[с] на берё . ку
-Что записано на доске?
- Какую работу со словами можно выполнить?
Сгруппируем слова по орфограммам: безударные гласные; звонкие-глухие согласные. Записываем по вариантам, вставляя пропущенные орфограммы:
І вариант ІІ вариант
озеро грядки
воды лодке
окно флажки
тропинка дорожка
берега берёзку
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга (работа в парах).
-Какую ещё группировку можно выполнить? (по падежам)
Р. п.
Д. п.
В. п.
вдоль грядки
к лодке
на озеро
без воды
по тропинке
в окно
у берега
к дорожке
про флажки
на берёзку
-Как определяли падеж у имён существительных?
-по вопросу
- по предлогу
5. Обобщение изученного.
а) Прочитаем вопрос Почемучки на странице 79.
-Кто может на него ответить?
Упр.149 выполняем по вариантам: одно слово склоняет І вариант, другое – ІІ вариант.
Обмен тетрадями, взаимопроверка.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём. Дружно хлопаем руками,
Встанем глубоко вздохнём. Дружно топаем ногами,
Руки в стороны, вперёд Тихо сядем мы за стол
Вправо, влево поворот. И продолжим разговор.
б) Самостоятельная работа
упр. 150 стр. 79
в). Работа в группах. Задание по выбору.
1 задание
Составьте из слов предложение. У выделенных существительных определите падеж.
Со
( Т.п.)
строительством
железной
( Р.п.)
дороги
( И. п.)
город
становится
крупным
торговым
(Т. п.)
центром.
2 задание
Прочитайте стихотворение. Найдите строчки, в которых выражена главная мысль. Объясните её. Приведите примеры. У выделенных существительных определите падеж.
Л. Татьяничева.
Не для себя
(И.п.)
Деревья плодоносят.
(И.п.) (Р.п.)
И реки чистых вод своих
Не пьют.
(Р.п.)
Не просят хлеба для себя
(И.п.)
Колосья.
(И.п.) (В.п.)
Дома не для себя хранят уют…
Себя мы с ними
Сравнивать не будем, не каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаёшь
(Д.п.)
Ты людям,
Тем радостней живёшь
Ты для себя!
3 задание
Соедините начало и конец пословицы. Объясните их смысл.
У выделенных слов определите падеж.
(Т.п.)
Красна птица пером, а
(В.п.) (Р.п.)
рыбку из пруда.
(В.п.)
Не сиди, сложа руки -
(Р.п.)
не будет скуки.
(В.п.)
Не место красит человека, а
(Т.п.)
человек умом.
(Р.п.)
Без труда не выловишь и
(В.п.)
человек место.
4 задание
Отгадайте загадки. Напишите отгадки. У выделенных существительных определите падеж.
Рогатая, хвостатая
(Т.п.)
Рогом проткнёт,
(Т.п.)
Хвостом починит.
(………………………………………………………..)
(Т.п.) (И.п.)
Шевельнул бородкой гном,
(В.п.)
и вошёл хозяин в дом.
(…………..)
г) Отчёт по группам.
6. Подведение итогов.
Вспомните цель урока.
-Как вы думаете, достигли мы цели?
-Какая работа понравилась на уроке?
-Какая работа вызвала затруднение?
Анализ листков самооценки, выставление оценок.
7. Задание на дом.
Упр. 140. стр.76
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Задание по учебнику.
Написать рассказ об одной из этих профессий по выбору.
Написать рассказ о профессии агронома.
Список использованной литературы.
Рамзаева Т.Г. Учебник. Русский язык. 4 класс. ДРОФА-Москва.• 2009;
Я.Ш.Гараева. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс- Москва•ВАКО• 2008;
3. Демонстрационные таблицы. Русский язык. Издательство «Учитель» (диск);
4. В.В.Волина. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург. ТОО
«Издательство АРГО» 1996
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ