УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ "ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ"
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Тема урока: ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Тип урока: Повторение
Вид урока: Урок-тренинг
Цели урока:
Повторить и закрепить знания по всем разделам русского языка;
Обобщить знания по теме «Синтаксис сложного предложения»;
Сформировать умения правописания слов и постановки знаков
препинания в предложении;
Стимулировать интерес учащихся к изучению русского языка;
Развивать творческое мышление;
Воспитывать у учащихся познавательный интерес, творческую
активность посредством знакомства их с современными
компьютерными технологиями;
Формировать умение правильно оценить свои силы при выборе
дифференцированных и разноуровневых заданий.
Оборудование: таблица «Виды сложных предложений», разноуровневые
задания, тесты, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая
осень».
I. Ход урока
Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Повторение материала по теме “Орфография”.
ЗАДАНИЕ: Задание В2 (ГИА). Распределите данные слова в 3 столбика по принципу: а) слова с проверяемой безударной гласной;
б) слова с чередующимися гласными в корне;
в) слова с непроверяемой гласной в корне слова.
Простое предл..жение; горная р..стительность; ув..дать без воды; прив..кзальная площадь; сотр..сать воздух; возл..гать надежды; распол..житься у костра; м..ршрут; ум..лять о помощи; в..лейбол; сп..ши упражнение; прил..тают скворцы; интересная бр..шюра; пор..сло травой; синий ф..нарь; сп..лить дерево; к..снуться руки; тяжёлый р..кзак.
0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки - «3», 5 ошибок -«2»
(Слайд 3)
УСТНЫЙ ОПРОС
Что изучает орфография?
Самый сложный раздел орфографии – правописание гласных в корне слова.
На какие 3 группы можно разделить гласные по их правописанию?
Разбор ошибок (коллективная работа)
2) Выполнение разноуровневых заданий «О, Е, Ё после шипящих»
а) основной уровень – «3»
б) продвинутый уровень – «4»
в) уровень повышенной сложности – «5»
Для уровня «3» дано упражнение с предварительным просмотром таблицы-схемы правила;
Волч_нок, вооруж_нный, с врач_м, горош_к, деш_вый, душ_нка, ж_ваный, ж_рдочка, ж_сткий, зажж_нный, замш_вый, зач_т, истощ_нная земля, кумач_вые флаги, ландыш_вый, лучш_го ученика, моч_ный, солнечным луч_м, обж_ра, ож_г руку, опустош_нный человек, освещ_н, печ_нка, пунц_вый, прыж_к, распаш_нка, расч_ска, ситц_вый, с большим стаж_м, трущ_ба, туш_нка, тяж_лый ож_г, хорош_, ч_лн, ч_рточка, чуж_й вещи, ш_пот, ш_рох.
Для уровня «4» – тест на правописание;
Выбрать правильный ответ А) О Б) Ё В) Е
1. Капюш…н 2. Ч..рный 3. Ш..в. 4. Зайч..нок 5. Крыж…вник 6. Ож…г ( руки).
7.Ш..рох. 8. Ландыш..вый 9. Монтаж…м. 10. Ч…порный. 11. Ож..г ( руку). 12. Еж..вый. 13.Клоч..к 14. Ситц..вый. 15. Вооруж..нный 16. Ш…пот. 17. Больш..й 18. С товарищ..м 19. Сгущ..нка 20. Плюш..вый.
Для уровня «5» дано упражнение, выполняя которое, ученик должен знать несколько правил правописания.
Алыч_вое варенье, глянц_вый, грош_вый, груш_вый, камыш_вый, морж_вый, парч_вый, плюш_вый, свинц_вый, холщ_вый.
Огурц_, пальц_,сестриц..н, ц..фра, ц..ган, скворц_, три девиц_, нора лисиц.., ц..пленок, ц..ркуль, акац..я .
Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_. Могуч_, похож_, хорош_.
III. Закрепление знаний.
Презентация темы “Виды сложных предложений”:
а) просмотр слайдов через мультимедийный проектор (Слайд 4)
б) опрос учащихся по теме “Виды сложных предложений”.
- На какие типы делятся предложения?
- Чем отличаются сложные предложения от простых?
- Назовите виды сложных предложений.
- Какие предложения мы называем сложносочиненными?
сложноподчиненными? бессоюзными?
ЗАДАНИЕ: данные 6 предложений соотнесите с 6 схемами. (Слайд 5)
1. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.
2. Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу.
3. Уже давно взошло солнце, но ветер не утихал и волок по небу стаи низких осенних облаков.
4. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил.
5. Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.
6. Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды.
А) [ ], но [ ]. Г. [ ], и [ ].
Б. [ ] : [ ]. Д. [ ], (что…).
В. [ ], [ ]. Е. (когда…), [ ] .
Самопроверка (Слайд 6) 1 – В; 2 – Е; 3 – А; 4 – Б; 5 – Г; 6 – Д
0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки - «3», 3 и более ошибок -«2»
Выполнение теста “Виды сложных предложений”.
Тест (представлен каждому ученику).
№ 1. Укажите сложносочиненное предложение, в котором не должна стоять запятая (знаки не расставлены)
1) С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
2) По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины
3) Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.
4) Остап уже занимался своим делом и давно отошел к куреням.
№ 2. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Он был такой грузный и большой,(1) что кочки не держали его. А путь наш лежал через болота,(2) и мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины. Измученные,(3) мы потом лежали на кочках.
№ 3. Найдите сложносочиненное предложение (знаки не расставлены)
1) Ни ветра на земле ни туч на бледном своде.
2) Посмотри, как тихо позолоту август рассыпает на полях.
3) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма
4) Бездонны любви материнской глубины и ею не зря дорожат.
№ 4. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Лежать долго было нельзя, (1) кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. Надо было подниматься и снова брести, (2) опираясь на винтовки. Хорошо, (3) что ночи стояли светлые.
№ 5. Среди предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
1) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать.
2) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.
3) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
4) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.
№6. Выпишите грамматическую основу предложения Мимо меня прошел один из моих друзей.
№ задания
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
ответ
2
2
4
3
4
Один из друзей прошёл
Творческое задание. (Слайд 8) Запишите 5-6 сложных предложений разного типа по картине Исаака Левитана «Золотая осень» на тему: «Люблю я пышное природы увяданье».
И. И. Левитан «Золотая осень»
VI. Домашнее задание (дифференцированное):
1) Составить тест по теме “Сложное предложение” из 12 вопросов
с 3 вариантами ответов. (оценка “5”).
2) Составить кроссворд по темам урока (оценка “4”).
3) Выполнить упр. 357 (оценка “3”).
Лист самооценки.
Тема: «Виды сложных предложений».
1. Повторение материала по теме “Орфография”.
2. Выполнение разноуровневых заданий по теме «Орфография»
3. Соотнести предложение со схемой.
4. Выполнение теста.
5. Творческое задание.
№ задания
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5.
итоговая
оценка
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ