УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ "ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

Тема урока: ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Тип урока: Повторение

Вид урока: Урок-тренинг

Цели урока:

  • Повторить и закрепить знания по всем разделам русского языка;

  • Обобщить знания по теме «Синтаксис сложного предложения»;

  • Сформировать умения правописания слов и постановки знаков

препинания в предложении;

  • Стимулировать интерес учащихся к изучению русского языка;

  • Развивать творческое мышление;

  • Воспитывать у учащихся познавательный интерес, творческую

активность посредством знакомства их с современными

компьютерными технологиями;

  • Формировать умение правильно оценить свои силы при выборе

дифференцированных и разноуровневых заданий.

Оборудование: таблица «Виды сложных предложений», разноуровневые

задания, тесты, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая

осень».


I. Ход урока

  1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1) Повторение материала по теме “Орфография”.

ЗАДАНИЕ: Задание В2 (ГИА). Распределите данные слова в 3 столбика по принципу: а) слова с проверяемой безударной гласной;

б) слова с чередующимися гласными в корне;

в) слова с непроверяемой гласной в корне слова.

Простое предл..жение; горная р..стительность; ув..дать без воды; прив..кзальная площадь; сотр..сать воздух; возл..гать надежды; распол..житься у костра;       м..ршрут; ум..лять о помощи; в..лейбол; сп..ши упражнение; прил..тают скворцы; интересная бр..шюра; пор..сло травой; синий ф..нарь; сп..лить дерево; к..снуться руки; тяжёлый р..кзак.

0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки - «3», 5 ошибок -«2»

(Слайд 3)

УСТНЫЙ ОПРОС

  • Что изучает орфография?

  • Самый сложный раздел орфографии – правописание гласных в корне слова.

  • На какие 3 группы можно разделить гласные по их правописанию?

Разбор ошибок (коллективная работа)

2) Выполнение разноуровневых заданий «О, Е, Ё после шипящих»

а) основной уровень – «3»

б) продвинутый уровень – «4»

в) уровень повышенной сложности – «5»

  • Для уровня «3» дано упражнение с предварительным просмотром таблицы-схемы правила;

Волч_нок, вооруж_нный, с врач_м, горош_к, деш_вый, душ_нка, ж_ваный, ж_рдочка, ж_сткий, зажж_нный, замш_вый, зач_т, истощ_нная земля, кумач_вые флаги, ландыш_вый, лучш_го ученика, моч_ный, солнечным луч_м, обж_ра, ож_г руку, опустош_нный человек, освещ_н, печ_нка, пунц_вый, прыж_к, распаш_нка, расч_ска, ситц_вый, с большим стаж_м, трущ_ба, туш_нка, тяж_лый ож_г, хорош_, ч_лн, ч_рточка, чуж_й вещи, ш_пот, ш_рох.

  • Для уровня «4» – тест на правописание;

Выбрать правильный ответ А) О Б) Ё В) Е

1. Капюш…н 2. Ч..рный 3. Ш..в. 4. Зайч..нок 5. Крыж…вник 6. Ож…г ( руки).

7.Ш..рох. 8. Ландыш..вый 9. Монтаж…м. 10. Ч…порный. 11. Ож..г ( руку). 12. Еж..вый. 13.Клоч..к 14. Ситц..вый. 15. Вооруж..нный 16. Ш…пот. 17. Больш..й 18. С товарищ..м 19. Сгущ..нка 20. Плюш..вый.

  • Для уровня «5» дано упражнение, выполняя которое, ученик должен знать несколько правил правописания.

Алыч_вое варенье, глянц_вый, грош_вый, груш_вый, камыш_вый, морж_вый, парч_вый, плюш_вый, свинц_вый, холщ_вый.
Огурц_, пальц_,сестриц..н, ц..фра, ц..ган, скворц_, три девиц_, нора лисиц.., ц..пленок, ц..ркуль, акац..я .

Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_. Могуч_, похож_, хорош_.

III. Закрепление знаний.

  1. Презентация темы “Виды сложных предложений”:

  2. а) просмотр слайдов через мультимедийный проектор (Слайд 4)

б) опрос учащихся по теме “Виды сложных предложений”.

- На какие типы делятся предложения?

- Чем отличаются сложные предложения от простых?

- Назовите виды сложных предложений.

- Какие предложения мы называем сложносочиненными?

сложноподчиненными? бессоюзными?


  1. ЗАДАНИЕ: данные 6 предложений соотнесите с 6 схемами. (Слайд 5)

1. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

2. Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу.

3. Уже давно взошло солнце, но ветер не утихал и волок по небу стаи низких осенних облаков.

4. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил.

5. Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.

6. Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды.

А) [ ], но [ ]. Г. [ ], и [ ].

Б. [ ] : [ ]. Д. [ ], (что…).

В. [ ], [ ]. Е. (когда…), [ ] .

Самопроверка (Слайд 6) 1 – В; 2 – Е; 3 – А; 4 – Б; 5 – Г; 6 – Д

0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки - «3», 3 и более ошибок -«2»

  1. Выполнение теста “Виды сложных предложений”.

Тест (представлен каждому ученику).

1. Укажите сложносочиненное предложение, в котором не должна стоять запятая (знаки не расставлены)

1) С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

2) По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины

3) Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

4) Остап уже занимался своим делом и давно отошел к куреням.

2. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Он был такой грузный и большой,(1) что кочки не держали его. А путь наш лежал через болота,(2) и мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины. Измученные,(3) мы потом лежали на кочках.

3. Найдите сложносочиненное предложение (знаки не расставлены)

1) Ни ветра на земле ни туч на бледном своде.

2) Посмотри, как тихо позолоту август рассыпает на полях.

3) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма

4) Бездонны любви материнской глубины и ею не зря дорожат.

4. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Лежать долго было нельзя, (1) кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. Надо было подниматься и снова брести, (2) опираясь на винтовки. Хорошо, (3) что ночи стояли светлые.

5. Среди предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

1) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать.

2) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.

3) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
4) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.


6. Выпишите грамматическую основу предложения Мимо меня прошел один из моих друзей.

Ключи. (Слайд 7)

задания

1

2

3

4

5

6

ответ

2

2

4

3

4

Один из друзей прошёл



  1. Творческое задание. (Слайд 8) Запишите 5-6 сложных предложений разного типа по картине Исаака Левитана «Золотая осень» на тему: «Люблю я пышное природы увяданье».

И. И. Левитан «Золотая осень»

Levitan__Zolotaya_osen_.jpg

VI. Домашнее задание (дифференцированное):

1) Составить тест по теме “Сложное предложение” из 12 вопросов

с 3 вариантами ответов. (оценка “5”).

2) Составить кроссворд по темам урока (оценка “4”).

3) Выполнить упр. 357 (оценка “3”).


Лист самооценки.

Тема: «Виды сложных предложений».


1. Повторение материала по теме “Орфография”.

2. Выполнение разноуровневых заданий по теме «Орфография»

3. Соотнести предложение со схемой.

4. Выполнение теста.

5. Творческое задание.

задания

1

2

3

4

5.

итоговая

оценка














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ