Урок русского языка в 4 классе "Закрепление навыков определения спряжения глаголов и правописания безударных личных окончаний с помощью алгоритма. Ознакомление с глаголами, которые не подчиняются алгоритму"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 62» Кемеровской области

города Прокопьевска








Урок русского языка в 4 классе по теме:

«Определение спряжения глаголов по неопределенной форме (алгоритму). Закрепление. Другие способы определения спряжения глаголов. Разновидности глаголов (обзорно)»









подготовила учитель начальных классов

Лось Л.А.

















г. Прокопьевск

2013 г.



Цель: закрепление умения определять спряжение глагола по его

неопределённой форме.

Задачи:

  1. Закреплять навык употребления личных окончаний глаголов в

зависимости от его спряжения.

  1. Познакомить с глаголами, спряжение которых нельзя определить по

уже известному алгоритму, поставив его в начальную форму и по глагольному суффиксу.

  1. Учить делать выводы и умозаключения.

  2. Прививать чуткое, внимательное отношение к родному языку.

Методы: проблемно – поисковый, эвристический, наблюдение, упражнение.

Приёмы: сравнения, обобщения, рассуждения.

Оборудование: мультимедийное оборудование, комплект

орфографических словарей.

Ход урока

  1. Организация класса

  2. Сообщение темы и цели урока.

На уроке мы будем продолжать отрабатывать умение определять спряжение глаголов, спрягать их. Познакомимся с некоторыми глаголами, которые не являются исключениями, но не подчиняются изученному нами правилу определения спряжения.

  1. Актуализация знаний

- Что значит проспрягать глагол? (изменить по лицам и числам)

- Для чего необходимо уметь спрягать глаголы? (чтобы правильно писать безударные окончания глаголов)

- От чего зависит написание окончания глагола? (от типа спряжения)

- Как определить тип спряжения?(поставить глагол в начальную форму)

- По каким грамматическим признакам определяем тип спряжения?

(по глагольным суффиксам)

- Вспомните, какие глаголы относятся ко второму спряжению?

( все глаголы на -ить, искл. Брить, стелить; 7 глаголов на - еть, 4 глагола

на – ать) Перечислить все глаголы исключения цепочкой.

- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (все остальные

на –оть, - уть, -еть, -ать, ыть и др., два глагола на –ить: брить, стелить)

- Для чего мы определяем тип спряжения?

(чтобы правильно написать окончания глаголов)

- Какие окончания у глаголов в I спр.?(слайд)

- Какие окончания у глаголов во II спр.? (слайд)



Задание :

Проспрягать глагол (поставить ударения) на доске и слайд

Летать (определить окончание, глагольный суффикс, спряжение)

Наблюдаем.

- Что можно сказать об окончаниях? (они безударные)

- Как определили правильность написанных окончаний? (по спряжению) слайд

- Чтобы проспрягать, что применили?(алгоритм)



Проблемная ситуация №1

Аналогично предыдущему глаголу проспрягаем глагол лететь.

(самостоятельно)

Наблюдаем за окончаниями глагола. Сравните с его начальной формой.

- Что заметили? ( н.ф. – I спр., сам глагол – II спр.)

- Является ли глагол лететь исключением? (нет)

Обратите внимание на окончания. Какие они?(ударные)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: спряжение глагола определяется по ударным окончаниям.

Некоторые языковеды предлагают в таких случаях не спрягать весь глагол,

а поставить его в 3-е лицо, множественное число. По его окончанию

определить спряжение.

Например:

Гореть (?) – они горят ( 3 лицо, мн.ч., II спр.)

Закрепление.

По образцу определите спряжение глаголов: на доске

Скрипеть, шуметь.

- Можно ли у предложенных глаголов определить спряжение привычным способом? (нет, надо поставить в 3 лицо, мн. число)

Эти глаголы не исключения, но они не подчиняются общепринятому правилу. Назовем условно их «несогласными» (с алгоритмом).





Это правило можно применять ко всем глаголам до применения

привычного нам алгоритма, либо дополнительно к нему

для подтверждения правильности спряжения.



Но существуют и другие глаголы.

Проблемная ситуация №2

- Проспрягаем глагол бежать (комментирование) (слайд)

Спряжение пока не определяем.

Понаблюдайте за окончаниями.

- Что вы заметили?(окончания ударные, в 3 лице, мн.числа –I спр.,

в остальных случаях –II спр.)

- Проспрягать глагол хотеть (у доски )

Спряжение пока не определяем

Понаблюдайте за окончаниями.

- Что вы заметили? (в ед.числе безуд. окончания –I спр., во мн.числе

ударные окончания – II спр.) слайд

- Как определить спряжение у этих глаголов? (дети предлагают свои варианты)

Вывод: эти глаголы разноспрягаемые.



Подведение промежуточного итога:

- С какими глаголами мы познакомились? (с глаголами, спряжение

которых нельзя определить по его начальной форме; разноспрягаемыми)

- Почему их так назвали?



Проблемная ситуация №3

Слайд

Задание :

Запишите глагол се_ть (пропущенную букву пока запишите карандашом)

-Что можно сказать про этот глагол?

Проверка (слайд) вариантов ответов. Пока итог не подводить.

Запишите аналогично глаголы ве_ть, леле_ть.

Проверка вариантов ответов.

- Какой из глаголов мы уже встречали и где? (в словаре)

- Подумайте, что нужно сделать, чтобы правильно записывать начальную форму глагола, в котором глагольный суффикс безударный? ( проверить по словарю)

Работа со словарём.

Вывод: безударный глагольный суффикс проверять по словарю.

Поэтому условно назовем эти глаголы «справочными».

Задание:

Просклонять глаголы веять и сеять по вариантам. Взаимопроверка.

Итог урока:

- Чему учились на уроке? (определять спряжение глаголов, спрягать)

- Что было новым? (необычные глаголы)

- На каких этапах возникали трудности, проблемы?

- Как с ними справлялись? ( применяли правила)



Дополнительные задания (можно устно):

- тест №1(слайд);

- упражнение (слайд).



























Список использованной литературы


  1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ООО «Вако», 2008.

  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5 – 9класс. – М.: «Дрофа», 2006.



Список используемых источников



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ