Урок русского языка в 4 классе "Три склонения имён существительных"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Туендатская основная общеобразовательная школа
Первомайского района Томской области
«Три склонения имён существительных».
4 класс.
Выполнила: Никитина Елена Васильевна
учитель начальных классов
2012г.
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: «Три склонения имён существительных».
Дата: 2012 год
Тип урока: усвоение новых знаний.
Метод ведения урока: частично-поисковый
Межпредметная связь: развитие речи, чтение.
Цель:
Научиться распознавать три типа склонения имён существительных по окончанию и роду.
Задачи:
Образовательная: формировать умение определять склонение имени существительного, развивать умение работать по алгоритму.
Развивающая: развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух.
Воспитательная: воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в парах, в группах.
Оборудование урока: компьютер, экран, листки с алгоритмом (приложение1), листки с заданиями для работы в группах (приложение2), листки самооценки (приложение 3), индивидуальные ноутбуки, учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой, 4 класс.
Медиапродукт – презентация урока 20 слайдов (компьютерный тренажёр , разминка для глаз . Cреда POWER POINT),
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
II. Чистописание (слайды 2, 3).
- Написание какой буквы мы сегодня повторим? Отгадайте:
Медвежонок кушал мёд:
Лапку - в бочку, лапку - в рот.
И рычал: "Медок я съем
И запомню букву (эм)"
Актуализация опорных знаний.
Медведь, малина, мыло, мишка, метель, море, мама, мотор (слайд 4).
- Прочитайте, какие слова мы будем писать во второй строке чистописания.
- Что общего у всех этих слов? (начинаются на букву м)
- А ещё? (это имена существительные в единственном числе)
- На какие группы можно разделить эти существительные (по родам)
- Запишите в первой строчке существительные мужского рода, во второй – женского, а в третьей – среднего.
ПРОВЕРКА (слайд 5).
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Как вы думаете, достаточно ли тех знаний об имени существительном, которые у нас уже есть, чтобы писать всегда грамотно? (слайд 6).
- Попробуйте вставить пропущенные окончания: Я прочитал рассказ о мальчик.., о девочк.., о дедушк.., о лошад.., о солнц.. .
- Как можно рассуждать (например по родам: м.р.: окончание – е, ж.р.: –и,
а средний – ?)
- С какой проблемой столкнулись? (недостаточно знаний)
- Предположите тему урока.
IV. Введение новых знаний.
Слайд 7. «Три склонения имён существительных»
- Чему мы должны будем научиться? (предположения детей)
- Я тоже составила задачи на сегодняшний урок.
Давайте проверим, совпадут ли они (слайд 8).
Научиться распознавать три типа склонения имён существительных по окончанию и роду;
Разработать алгоритм определения склонения имени существительного.
- В русском языке существительные бывают 1, 2 и 3-его склонения (слайд 9).
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
Ж. р.
М. р.
М. р.
Ср. р.
Ж .р.
-а: -я
нулевое
-о; -у
нулевое (-ь)
V.Обобщение знаний о склонениях имён существительных.
1). Работа в группах
- А сейчас поработаем в группах. Перед вами листки с заданиями (приложение2)
- Подумайте и разделите слова на три группы.
- Первая группа выберет сущ. 1 скл.., вторая – 2 скл., а третья – 3 скл.
Зима, весна, лето, осень, конь, степь, небо, звезда, мальчишка, мальчик, мысль, вещь, дедушка, речь, топор.
Ответы старших в группе, одновременно проверка на экране (слайд 10).
зима лето осень
весна конь степь
звезда небо мысль
мальчишка мальчик вещь
дедушка топор речь
Ф и з м и н у т к а.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место тихо сесть. (Присели.)
2). Составление алгоритма.
- Я предлагаю поработать с алгоритмом определения склонения имени существительного.
- Но перед этим вспомним, что такое алгоритм. - Порядок действий для решения проблемы.
- Наша задача вместе сообща дополнить алгоритм.
Слайд 11.
- Поставить существительное в начальную форму.
- Определить род.
- Выделить окончание.
- Определить склонение.
(АЛГОРИТМ ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ).
- Посмотрите на образец определения склонения имени существительного (слайд 12)
VI . Закрепление знаний о склонениях имён существительных.
- Пользуясь алгоритмом, выполни упр. 167 на стр.89.
Взаимопроверка .
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Поставьте отметку. Поменяйтесь тетрадями обратно. Кому поставили 5? 4? 3?
Вывод: Какие существительные относятся к 1-ому склонению? Ко 2-ому? К 3-ему?
Работа с персональными компьютерами (слайд 13).
- Потренируемся в определении склонения существительных.
- Включите компьютер. Сначала сделаем разминку для глаз (слайд 14).
- Теперь поработаем с тренажёром (слайд 15: щелчок на слово «тренажёр, затем на стрелку переключения слайда)).
- Внимательно прочитайте инструкцию.
- Начнём работу по моей команде, в конце работы компьютер поставит вам оценку.
Как только это произойдет, жду сигнала.
- Кто ни разу не ошибся? Кто сделал одну-две ошибки?
VII. Вывод ( слайд 8).
-Посмотрите ещё раз на учебные задачи, которые мы с вами поставили на сегодняшний урок. Как вы думаете, мы их выполнили?
-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
VIII. Рефлексия ( слайд 16).
- У вас на столах листки со смайликами. Оцените своё участие в уроке. Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, обведите простым карандашом смайлик наверху пирамиды. Если старались не всегда – посередине, если были простым наблюдателем – внизу. Закрасьте свой смайлик соответствующим цветом (слайд 17)
Оценки.
Выставление отметок за урок. Поощрение самых активных.
Домашнее задание (слайд 18).
Правило стр.88, упр.169 стр.90
Литература.
1.Рамзаева Т.Г. Учебник. Русский язык. 4 класс. ДРОФА-Москва.• 2010.
2.Я.Ш.Гараева. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс- Москва•ВАКО• 2010.
3.Демонстрационные таблицы. Русский язык. Издательство «Учитель» (диск).
4.В.В.Волина. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург. ТОО «Издательство АРГО» 1996
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ