Выступление на методическом объединении "Приёмы повышения словарного запаса учащихся"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Сафоново Смоленской области








Выступление на ГМО учителей начальных классов

«Приёмы повышения словарного запаса учащихся»






подготовила

учитель начальных классов

Коровина Ирина Николаевна












г. Сафоново

2012 г.




Развитие школы как сообщества, создающего воспитывающую, образовывающую и обучающую окружающую среду, предполагает высокий уровень интеграции и сотрудничества преподавательского состава, а критерием успешности – компетенция учащихся, основывающаяся на компетентности учителя.

Компетентный учитель формирует и развивает компетенции учащихся. Содержание понятия коммуникативной компетенции составляют:


- языковая компетенция – владение языковым материалом для его использования в виде речевых высказываний;


- социолингвистическая компетенция – языковые единицы в соответствии с нормами функционирования языка;


- дискурсная компетенция - способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно – значимых речевых образований;


- речевая компетенция – способность понимать текст, предъявляемый зрительно или со слуха (чтение, аудирование) и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);


- компенсационная компетенция – способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности, способность компенсировать вербальными и невербальными средствами недостатки во владении языком;


-социокультурная компетенция – способность общаться в ситуациях с различным культурным контекстом;


- сратегиальная компетенция – способность изучать иностранный язык как предмет, способность учиться.

Из всего спектра коммуникативных компетенций рассмотрим одно направление, как показывает практика, часто и незаслуженно игнорируемое учителями начальных классов - это компенсационная компетенция.

Нужно ли в начальной школе работать со словарями, какие приёмы и методы использует учитель для пополнения словарного запаса детей младшего школьного возраста?

«Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) французский поэт Шарль Бодлер пришёл к другому поэту Теофилю Готье. Готье спросил его: «Читаете ли вы словари?»

Бодлер ответил, что читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей.

Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать?

И всё-таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической* культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

Создание словарей – задача особой отрасли науки о языке – лексикографии.»1

Учебники серии «Свободный ум», вышеперечисленных авторов, являются составной частью комплекта учебных книг Образовательной программы «Школа 2100» по обучению грамоте, чтению и русскому языку. Предназначены для работы с учащимися, формируют у детей чувство языка, первоначальное представление о языке как системе, развивают орфографические и пунктуационные умения, обеспечивают языковое, речевое и личностное развитие детей.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в 1 классе. Так в «Прописи №2»2, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как тонна, топор, картина, картинка, карта и др., далее запоминают правописание слов сорока, воробей, ворона, лимон, карандаши, машина, собака, Москва и т.д.

В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Методические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная речь. Поэтому словарная работа не должна носить случайный, эпизодический характер.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 10 класс», - писал известный советский учёный – методист А.В.Текучев3

Работе со словами с непроверяемыми написаниями должно уделяться достаточное количество времени, виды деятельности требуют разнообразия, изучение и запоминание слов предполагает кропотливую работу учителя, владеющего методикой преподавания данного аспекта.

Остановлю внимание на использовании лексико-орфографических упражнений на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями как средства обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также развития культуры речи и воспитания любви к родному слову.

Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений. Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами. Кроме словарных, достаточно велик спектр диктантов, которые учителя используют в целях обучения, закрепления, проверки знаний в начальной школе:


- Зрительный диктант;

- Картинный диктант;

- Выборочный диктант;

- Диктант с использованием загадок;

- Диктант по памяти;

- Диктант с комментированием;

- Творческий диктант;

- Свободный диктант.


Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера. Известно, что слово, наряду с фонемой и предложением, является основной единицей языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. Для младших школьников наиболее совершенным приёмом объяснения значения слова является показ предмета или его изображения. Например, дети рассматривают на предметной картинке изображения инструментов (молоток, топор), называют их, определяют их назначение, объясняют отличительные признаки этих предметов. Не менее интересным приёмом объяснения значения слова является работа с загадками. Ученики читают загадку, отгадывают её и доказывают, что разгадка правильна. Однако эти приёмы чаще всего используются при знакомстве с новым словом. И всё-таки разнообразие приёмов не должно отодвигать на второй план работу с «Орфографическим словарём». Словарь, составленный профессорами Д.Н.Ушаковым, С.Е.Крючковым претерпел десятки переизданий, с каждым новым выходом в него включались новые слова (например, атомоход, кибернетика, космонавт, космодром, прилунение и т. д. ), исключались отдельные устаревшие слова и формы, были несколько дополнены и частично уточнены орфографические правила. Знакомить детей с «Орфографическим словарём» нужно как можно раньше. Пусть в 1-2 классах ученики просто видят эту книгу в руках учителя, который «уточняет» написание трудных слов по словарю, так называемая, пассивная работа. Далее стоит привлекать отдельных учащихся к поиску нужных слов. И обязательное использование словарей всеми детьми, начинается с 4 класса.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, можно предложить и следующие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике. Например:


1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком – о сирени как о цветке этого растения.

1.Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. (М.Рудерман) 2. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень. (А.Плещеев)

2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.

1. Вот и лето подоспело – земляника покраснела. (М.Ивенсен) 2. Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. (В.Малков) 3. Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное. (М.Яснов)

(Этот вид упр-я заканчивается наблюдением над единообразием написания корня в однокоренных словах).

3. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

- молодое дерево;

- лист;

- гриб.

4. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом.

Морковь – морковка, жёлтый – желтоватый, чёрный – чернеть, ветер – ветрище, корова – коровёнка, сверкать – сверкнуть.

5. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофёр.

6. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря».

1. Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда. 2. Заяц, … , … - это звери, а … , … - это птицы. 3. Пенал, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты. 4. Морковь, … , … - это овощи.

7. Рассмотри картинки и расскажи об этих птицах. Составь и напиши небольшой текст о любой птице.

Организация словарно-орфографической работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст. Например:

1. Объясните значение выделенных слов.

1. Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. (И.Никитин)

2. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот. (Ю.Коринец)

2. Найдите в предложениях слова близкие по значению к слову солдат, выпишите эти слова. 1. Советский воин бережёт родной страны покой и славу. (Е.Трутнева)2. С далёкого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. (П.Воронько) 3. Только взял боец трёхрядку, сразу видно – гармонист. (А.Твардовский)

4. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдёт в атаку смело, победит врага в бою. (В.Качурин) 5. Служил в рядах Советской Армии рядовой Петров.

3. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит. (А.Пушкин)


4. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.

Друг – товарищ. Узор, труд, торжество, холод, боец.

5. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.

Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста.

6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из «Слов для справок».

1. Как алмазы … на листьях росинки. 2. Пылает заря, … роса. 3. Снег … под лучами зимнего солнца. 4. Солнце … , а месяц … .

Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.


После выполнения перечисленных заданий учитель предлагает детям как грамматико-орфографические задания (подчеркнуть буквы, написание которых нужно запомнить, определить часть речи и т.д.), так и задания по развитию речи (написать по памяти, составить словосочетание, предложение с любым из слов).

Знакомя с лексическим значением слова, учитель может рассказать о том, что в словарный состав современного русского языка входят разные по происхождению группы слов: исконно русские слова и заимствованные. Знания этих групп слов программа начальных классов не предусматривает, но если учитель хотя бы один раз при введении слова скажет, как появилось в языке то или иное слово, у младших школьников, пусть не у всех, но непременно возникает интерес к слову и они обязательно спросят, откуда оно пришло в наш язык (откуда, например, пришли слова автомобиль, метро, шофёр, шоссе и др.) Уместно познакомить учащихся с толковыми словарями, в данном случае показать им «Словарь иностранных слов» и научить с ним работать.

В ознакомительном плане педагог может рассказать детям и о том, что с развитием общества развивается и наш язык: одни слова устаревают, выходят из употребления и на смену им появляются другие. Такое ознакомление будет способствовать в дальнейшем формированию у учащихся материалистического взгляда на язык. Этимологическая же справка, данная учителем в доступной для детей форме, поможет объяснить и правописание изучаемого слова.

Пример лексико-графического упражнения, акцентирующего внимание детей на различных по происхождению группах слов, а также на сопоставлении устаревших и сравнительно новых в нашем языке.


Прочитайте и объясните значение выделенных слов. Употребляются ли эти слова в нашей речи?

1. И в светлицу входит царь, стороны той государь. 2. Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце, с грустной думой на лице. 3. Дверь тихонько отворилась. И царевна очутилась в светлой горнице. (А.Пушкин)

В учебниках «Русский язык» со 2 по 4 класс, программа «Школа 2100», предлагаются задания вида «Знаешь ли ты?», где дети знакомятся с толкованием слов, с их происхождением. Также задания вида «Это интересно!».


Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями даёт возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Такое знакомство позволит учителю показать фразеологическое богатство нашего языка, обогатить речь детей фразеологизмами, сформировать умение замечать фразеологические обороты в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте и своей речи. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов, которые можно предложить для наблюдения при изучении трудных слов, могут быть такие: прокатить с ветерком; заячья душа; воробью по колено; бежать во все лопатки; язык заплетается; одна нога здесь, другая там; яблоку негде упасть и др.

При знакомстве детей с написанием трудных слов учитель имеет большие возможности для осуществления работы над выработкой навыков правильного произношения и ударения в словах, правильного употребления в речи неизменяемых существительных (пальто, метро, шоссе, кофе, турне и т.д.), имён существительных в форме Р.п. множественного числа, словосочетаний некоторых имён существительных (картофель, помидор) с другими словами и т.д. Кроме того, знакомство с «волшебными словами» (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания ) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным.

Не так давно мною стал использоваться новый для моих учеников приём расширения и пополнения словарного запаса – сочинение синквейна. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Для младшего школьника появляется ещё одна задача, он должен найти, подобрать, запомнить слова, которыми он выразит свою мысль в синквейне. Итак, это и способ проверки усвоенного материала, и пополнение словарного запаса, и быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Это лишь некоторые виды заданий и упражнений, которые используются на уроках при изучении трудных слов для более эффективного пополнения словарного запаса учащихся.

Целью любого учителя является грамотный, компетентный учащийся, поэтому сам учитель не должен стоять на давно полученных знаниях, а должен обогащать свой педагогический багаж новыми знаниями.


Список использованной литературы:


Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык/ учебник для 4 класса/ – М.: Баласс, 2009

Пронина О.В. Мои волшебные пальчики /прописи в 5-ти частях/ – М.: Баласс, 2009

Сборник материалов Всероссийской конференции /Модернизация российского образования: первые итоги/. – М.,2003

Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1970

Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: Педагогика,1984





















1 По «Энциклопедическому словарю юного филолога» текст приведён в упр.110 в учебнике «Русский язык» 4 класс авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина в теме «СЛОВО. Части речи и члены предложения. Имя существительное.» М:Баласс,2009

2 «Мои волшебные пальчики» прописи авт. О.В.Пронина.М:Баласс,2009

3 Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1970. – с.435


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ