История развития русского женского костюма - мода, стиль, силуэт 7 Класс

МОУ Селезянсая СОШ

Урок технологии по теме: «История развития русского женского костюма - мода, стиль, силуэт» (7-й класс, два часа ).

Учитель: Войтова В.М.

Цели урока. 1. Познакомить с историей развития русского женского костюма.

Дать определение понятиям: мода, стиль, силуэт.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Прививать эстетический вкус, воспитывать уважение,

любовь к народным традициям.


Методы: рассказ, демонстрация, объяснения.

Программное обеспечение: презентация, созданная с использованием программы

Microsoft Power Point.


Оборудование: ПК, пакет Microsoft Office, проектор.

Подготовительная работа: раздать текст, сопровождающий слайды,

учащимся (4-5 человек) для заучивания.


Ход урока.


Оргмомент.


Введение.

Сегодня мы проведем небольшой экскурс по истории развития русского женского костюма.

Для чего нам это нужно?

Во-первых, мы живем в России, и знать корни национальной одежды

необходимо.

Можно ли представить индианку без «сари», японку – без «кимоно»?

Вот и мы должны научиться ценить, уважать наши национальные традиции.

Чтобы не случалось так, что наше национальное нам преподноситься

как нечто модное из других стран.

И сейчас модельеры разных стран питают свое творчество тем богатством, которое дает нам наша история- история русского, национального костюма.

Итак, мы начинаем наше краткое знакомство.









Устный журнал

XI–XIII век.



Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша?

Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной,
Или повойник – оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоены, и поневы –
Детали поясню вам в двух словах.

Ответы учеников:

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.

Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор, тип чепца.

XV–XVII век.

Что ж, в Киевской Руси мы побывали,
В Московскую войдем не впопыхах.
Что женщины, посмотрим, надевали,
В пятнадцатом-семнадцатом веках?

Поверх рубахи – красочной, нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной –
Красавице не нужен был корсет!

Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме – распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.

Расшиты шелком, жемчугом и златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата:
Он заявлял и сам – к чему слова?

Убрус и здесь носился для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья –
В виде серег, браслетов и колец.

Был красочным и живописным очень
Руси Московской выходной наряд!
Давайте наши знания упрочим,
Еще раз, на костюмы, бросив взгляд.

Ответы учеников на ключевые слова:

Основной одеждой этого периода у женщин были: длинный сарафан, душегрея – это укороченный сарафан, летник – это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами – вошвами.

Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью.

Венец – лента украшенная узором.

XVIII век

Неся культуру русскому народу,
Царь Петр первый ввел в своей стране,
Как всем известно, западную моду.
Здесь юбку дамы – в пышной ширине,
На "панье" – на каркасе небывалом –
Вы можете отметить как типаж.
И декольте, что плечи откровенно открывало,
И плотно облегающий корсаж.
Знать в париках, на каблуках ходила,
В заморских понимала толк –
Носила газ, и кружева, и шелк,
Узнала и румяна и белила.
Вообще, костюм менялся год от году –
Чепцы и шляпы пышные пошли,
А после "паньи" очень скоро в моду
Турнюры, как на западе, вошли,
И силуэт костюма изменили,
Как видите – такой стал моден впредь!
Наряды дамы разные носили,
Но, русское в них трудно рассмотреть.

К вам вопрос: Что осталось от прежнего русского костюма? (Ничего.) А какая же расшифровка иностранных слов?

Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.
Турнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.

Купеческий костюм. XIX век.

Так лишь в семействах знатных одевались.
А женщины в домах, что поскромней-
Не столь с влиянием запада считались.
Вот молодая барышня, на ней
Мы русскую заметим душегрею,
И русскую рубаху – на другой.
Однако запад с модою своею,
Как видно повлиял на их покрой!
Рубахи декольтированней стали,
А душегрея больше прилегать,
Добавились и модные детали,
Каблук высокий стал преобладать,
Чалма у женщин модною считалась,
Обычно пестр и ярок стал наряд,
В нем русское с "заморским" сочеталось,
Он был и живописен, и богат...

Что такое чалма?

Чалма – головной убор из полотна, закрученный на голове.

XIX век.

И вот век девятнадцатый на сцене....
Как на рисунок этот бросим взгляд –
Онегин вспоминается Евгений
Или Печорин – знать, такой наряд
Одеты были Ларина Татьяна
С княжною Мери...стройный силуэт,
На пышной юбке – кружева, воланы,
А талия затянута в корсет.
Предельно дама плечи открывала
Повсюду – как в Париже, так в Москве,
Ведь Франция для всей Европы стала
Законодательницей мод .И не внове
Для барышень московских шляпки были.
С бантами иль вуалью, редингот,
Они, как платье верхнее, носили,
Дружа с законодательницей мод –
К ним Франция, как- будто ближе стала. Открыв в России магазинов сеть,
Распространяя модные журналы,
Им оставалось лишь свой вкус иметь!


Объясните значение иностранных слов:

Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).

Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.

Купчиха, провинциалка, мещанка.
А вот костюмы женщин из народа.
Париж влиял по - своему на них.
Была уже "купеческая" мода –
Хоть одеянья пышные купчих
Нередко в модных лавках покупались.
Или в самом Париже, например –
Они богачкам скромными казались
И "украшались" свыше всяких мер,
Банты и перья пришивались лихо –
Наряд изящным назовешь едва ль!
Поверх же этой роскоши купчиха
Богатую набрасывала шаль.
Столичные купчихи обгоняли
Провинциалок в моде лет на пять.
Мещанки тоже в моде отставали. Хотя её стремились перенять.
Приветствовались вышивки и ленты.
Наряд незнатной женщины всегда
Включал народной моды элементы,
Заметней в деревнях, чем в городах.

Основные элементы костюма: рубашка с пышными рукавами, суженными к низу; сарафан, душегрея с плотно прилегающими коротким лифом и сильно собранной баской; поверх сарафана фартук, который подпоясывался под грудью.

Народный костюм. XIX век.

Костюм крестьянки – он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Его своеобразной красоты!
Всё те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей!
На севере носили сарафаны. Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала
Для свадьбы, сельских праздников труда...
Крестьянки юга – те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались
Но юбки было принято считать
Нарядом женским. Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы-юбки, вот бывало как!
На севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник повсеместно
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным
Умели шёлком, бисером расшить.
Нет живописней всё ж, отметить надо
Национально русского наряда!

Кика – головной убор в виде полумесяца на боку.

Армяк – фартук украшенный узором.

XX век.

Палитра моды красочно богата,
Как видите, в любые времена.
В историю ушёл уж век двадцатый,
В нем катаклизмов, перемен страна.
Россия наша много испытала
И мода изменялась всё скорей –
Она разнообразной гибкой стала,
Всё стало в ней и проще и сложней.
С годами юбки делались короче,
А женский гардероб всё богател.
Все силуэты будто, между прочим,
Двадцатый век переменить сумел.
Какие только платья не носили,
Каких деталей не изобрели!
Давайте вспомним основные стили
И всё, что на уроках мы прошли.

Закрепление.


Учитель:

Итак, экскурсия закончилась, и мы попытаемся узнать наряды на картинах

русских художников (показ слайдов с картинами).

Новый материал. (Второй час занятия.)

Общие сведения о моде, стиле, силуэте в одежде.


1. Что такое мода?


Одни ответят: «Мода – это пустая прихоть»;

для других - мода – профессия, иные скажут,

что в двух словах это не объяснить.

Мода слово латинское(modus- мера, способ, образ действий).

Для нас оно означает – временное преобладание тех или иных вкусов

2. Силуэт в одежде.

Первое, что фиксирует беглый взгляд, брошенный на идущего мимо человека – это силуэт прохожего.

Силуэт – плоскостное, контурное изображение объемных форм одежды.

Для более полной характеристики силуэта его сравнивают с геометрическими фигурами.

Костюмы любой эпохи можно «вписать» в одну из простых геометрических фигур – треугольник, овал, прямоугольник, трапецию.

Мы остановимся на следующих силуэтах.

Прямой силуэт хорошо подходит практически для всех фигур. Одежда прямого силуэта может быть узкой, вытянутой или более широкой.

Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы фигуры. При этом одежда может быть короткой или более длинной.

Приталенный силуэт создают расширенная линия плеча, низа изделия и зауженная талия.

Силуэт «трапеция – это силуэт, в котором расширение происходит от линии плеча или проймы.

Задание: попробуйте нарисовать силуэты современных направлений моды.

3. Понятие о стиле.

Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в архитектуре и искусстве исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств.

Стиль находится в тесной связи с модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он регулирует, направляет моду.

Различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.


Классический (деловой, элегантный)- вещи, которые мало подвержены моде.

Спортивный (как для работы, так и для отдыха)-куртки, блузки, юбки, комбинезоны, джинсовая одежда.

Романтический стиль (фантазийный) – нарядная одежда, экстравагантная, подчеркивающая женственность и обаятельность.

Закрепление.

Практическая работа.


По изображенной модели определить силуэт и стиль.

(Модели для определения взять из старых журналов мод.)

Подведение итогов урока.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ