Конспект "КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ"
1001 идея интересного занятия с детьми
КЛАССИФИКАЦИЯ
ПРОФЕССИЙ
Чугайнова Лариса Валерьевна, МБОУ «Кочёвская СОШ», учитель технологии, Пермский край
Предмет (направленность): Технология (профессиональное самоопределение).
Возраст детей: 8 -9 классы.
Место проведения: урок.
Цели учителя:
Познакомить учащихся с классификацией профессий по различным признакам. Подвести к пониманию необходимости классификации профессий. Помочь учащимся определить ведущие предметы труда по всем типам профессий.
Развивать у учащихся способность анализировать информацию. Формировать учение применять полученные знания для решения практических задач.
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к профессиональной деятельности, готовить учащихся к осознанному выбору профессии.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Форма урока: Урок-практикум.
Оборудование: Презентация. Карточки с названиями профессий. Карточки «Типы профессий», «Классы профессий».
Ход урока.
II. Вступительная беседа.
У меня растут года,
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Именно на этот вопрос вы ищите сейчас ответ. И решению этой проблемы мы посвящаем наши уроки.
Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название — в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная, ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги.
Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг на стеллажах.
На каких уроках вам встречалось слово классификация?
( на биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов).
III. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока тоже связана с этим словом: «Классификация профессий» (слайд 1).
Ребята, а как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Цели урока:
1. Выявить необходимость классификации профессий.
2.Узнать какие классификации профессий существуют.
3.Провести тест для определения типа своей будущей профессии.
В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий.
Для того чтобы выбрать верную дорогу в поисках своего призвания, необходимо научиться ориентироваться в мире профессий.
В этом нам поможет классификация профессий.
Классификация профессий – это объединение профессий в различные группы по каким-то признакам (слайд 2).
Классификацию видов деятельности еще в XVIII веке предложил известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев (слайд 3).
Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право)
Полезные науки (математика, физика, биология, сельское хозяйство)
Щегольские науки (литература, искусство)
Тщетные науки (алхимия, астрономия)
Вредительские науки (колдовство)
Практическая работа 1.
Сгруппировать по признакам: Дрессировщик, врач, композитор, программист, бухгалтер, дизайнер, лесник, инженер, агроном, адвокат, телемастер, кассир, тренер, маляр, поэт, учитель музыки, телерадиомастер.
Вопросы для анализа работы:
- На сколько групп вы разделили профессии?
- По каким признакам?
- В чём испытывали затруднения при классификации?
Можно конечно, распределить профессии по такому признаку , как первая буква алфавита. Но пользоваться ею не совсем удобно. Чтобы выбрать профессию по алфавиту, надо прежде узнать её название. Например, кто-то любит рисовать и хотел бы этим заниматься. Но откуда ему знать, что в производстве тканей есть профессия копировщик рисунков, а в полиграфии – колорист, ретушер, цветокорректор?
Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет: и модельеры, и художники, и швеи, и экономисты, и бухгалтеры.
Как можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию.
Поэтому важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков.
Наиболее удачную классификацию профессий предложил академик Евгений Александрович Климов по типам профессий.
Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности (слайд 5).
Типы профессий (по предмету труда)
1.«Человек-человек»
2.«Человек-техника»
3.«Человек-знаковая система»
4.«Человек-природа»
5.«Человек-художественный образ»
Выступления учащихся по типам профессий.
Практическая работа 2.
Записать типы профессий, определить предмет труда в каждом типе.
(Это могут быть люди, техника, информация, художественные образы и произведения, природные объекты.)
Существует ещё одна классификация профессий по классам (слайд 6).
Класс профессии определяет характер труда.
Все профессии условно делятся на два класса:
1.Исполнительский
2. Творческий
К классу исполнительских профессий относятся: Медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинистка, плотник, кассир, телефонист, водитель, машинист (слайд 7).
- Почему они получили такое название?(слайд 7)
К классу творческих профессий относятся: Врач, менеджер, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик. (слайд 8)
- Почему они получили такое название? (слайд 8)
Физминутка
Назови профессии на буквы: Б, В, С, П, Л, К, Т, М.
IV. Практическая работа.
Определение типа будущей профессии по методике Е.А.Климова.
- Обработка результатов теста.
- Работа со списками профессий по классам и типам с целью выбора подходящей профессии для учащихся.
-К какому выводу вы пришли, выполнив тест?
V. Подведение итогов урока.
Продолжить предложение.
Классификация профессий необходима для того, чтобы…
( ориентироваться в мире профессий).
Наиболее удобную классификацию профессий предложил… (академик Е.А.Климов).
Я знаю следующие типы профессий… (Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-Х, Ч-З).
Предметом труда в типе «Ч-З» являются …(символы, знаки, тексты, формулы, цифры).
К типу «Ч-П» можно отнести следующие профессии…(животновод, зоотехник, микробиолог).
Мне больше всего понравилось на уроке…
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Л.Н.Бобровская, Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия», Москва, Глобус, 2007.
С.Н.Чистякова, Технология профессионального успеха, Москва, Просвещение, 2003.
С.Н.Чистякова, Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразоват. Учреждений, Москва, Просвещение, 2006.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ