Построение чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, 6 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда
Конспект урока по технологии
в 6 классе
«Построение чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
подготовила
учитель технологии
Макридина Ольга Ивановна
Волгоград 2010
Тема урока: Построение чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. (слайд 1)
Макридина Ольга Ивановна
учитель технологии
высшей категории
МОУ лицей № 9
Дзержинского района г. Волгограда
Цель урока: (слайд 2)
- ознакомить обучающихся с последовательностью построения чертежа плечевого изделия;
- сформировать навыки конструирования плечевого изделия;
- активизировать познавательную деятельность при выборе изделия,
- совершенствовать навыки работы с источниками информации;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость.
Материально – техническое обеспечение:
ПК, медиапроектор, экран, презентация этапов построения чертежа, раздаточный материал, чертёжные принадлежности.
Ход и содержание урока
Оргмомент.
Актуализация знаний.
Изготовление одежды своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность.
В качестве изделия для выполнения творческого проекта в 6-ом классе будет предложено сшить плечевое изделие на цельнокроеной основе: это может быть блузка, платье, халат или ночная сорочка.
На одном из этапов разработки проекта необходимо научиться азбуке конструирования и моделирования. Поэтому целью нашего урока является научиться конструировать такое изделие.
Конструирование одежды заключается в разработке чертежей деталей изделия, изготовлении выкроек для раскроя ткани и пошива изделия.( Вспомните, из каких деталей состоял фартук). Изготовление выкроек очень важный процесс, и необходимо чётко представлять, из каких деталей будет состоять ваше швейное изделие.
Существует несколько способов изготовления выкроек. Какие это способы?
Ответ:
Муляжный способ.
Графический способ.
Расчётно – мерочный способ.
Какой из этих способов изготовления выкроек мы выбираем? На чём он основан?
Мы с вами научились снимать мерки для построения основы чертежа плечевого изделия. Независимо от особенностей фасона (халат, блузка, сорочка) для построения чертежа плечевого изделия мерки снимают по одним и тем же линиям фигуры.
Назовите конструктивные линии и мерки, которые им соответствуют (слайд 3).
Осуществите самопроверку (слайд 4)
III. Рассмотрение материала урока
Мы выбрали расчетно-мерочный способ построения чертежа и изготовления выкроек по нескольким причинам: это использование мерок при построении и несложные расчетные вычисления. Первую часть данного метода мы уже выполнили: у всех в тетрадях есть таблица измерений. Приступаем ко второй расчетной части этого метода.
Самостоятельная работа
«Расчетные формулы и последовательность построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
Расчет выполняется в виде таблицы (см. приложение). Учащиеся производят расчет по необходимым формулам и заполняют таблицу. Проводится взаимоконтроль: учащиеся проверяют правильность выполненных расчетов друг у друга.
Основу построения чертежа плечевого изделия составляет построение главных контурных линий деталей изделия: спинки, переда и рукава. Чертеж строят на базисной сетке, представляющей собой вертикальные и горизонтальные линии. Сетка определяет общий размер изделия по ширине и длине. В связи с тем, что фигура человека симметричная, чертеж строят на половину ширины изделия.
Практическая работа (слайды 5-19)
«Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
В верхней части листа поставить точку В и провести вправо от нее горизонтальную линию. Вниз из той же точки В провести вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН, равный длине изделия Ди .
От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1.
Достроить чертеж до полного прямоугольника по двум сторонам и поставить точку Н1.
Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины, поставить точку В2 .
Отложить вниз от точки В глубину горловины спинки, поставить точку В3 .
Соединить плавной кривой точки В2 и В3.
Отложить вниз от точки В глубину горловины переда, поставить точку В4.
Отложить вниз от точки В1 глубину проймы, рассчитанную по формуле. Поставить точку Г , от неё вправо провести горизонтальную линию.
Отложить вправо от точек Г и В1 длину рукава, которая составляет 6 см.
Достроить прямоугольник, обозначить точку Г1.
Отложить вниз от точки Г отрезок, равный 6 см., поставить точку Г2.
Соединить прямой линией точки Г1 и Г2.
Для построения криволинейного участка линии бокового среза необходимо выполнить дополнительные построения. В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба, равную 2 см.
Соединить точки Г1, Г4 и Г2 плавной кривой.
Для расширения линии низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок равный 10 см. Соединить прямой линией точки Н2 и Г2.
От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1,5 см. и поставить точку Н3, а на середине отрезка НН1 – точку Н4.
Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой.
Отложить от точки В3 вниз длину спины до талии, поставить точку Т.
От точки Т провести горизонтальную линию талии и отметить на ней в местах пересечения с вертикальными линиями точки Т1 и Т2.
От точки Т2 вверх по линии отложить 1,5 см. и поставить точкуТ3, а на середине отрезка ТТ1 – точку Т4.
Соединить точки Т4 и Т3 плавной кривой.
Обвести контур чертежа основной сплошной линией.
На этом построение закончено. В конструкции плечевого изделия с цельнокроеным рукавом чертеж переда отличается от чертежа спинки только более глубоким вырезом горловины, поэтому перед и спинку строят одновременно по одной и той же базисной сетке.
Теперь можно подготовить выкройку и сшить очень простое плечевое изделие, например, ночную сорочку (слайды 20-21).
На основе построенного чертежа можно смоделировать десятки разнообразных изделий. Это могут быть различные блузки, халаты, блейзеры и т.д. ( Показать журналы с моделями изделий, имеющих такую же основу).
Моделирование плечевого изделия – это тема следующего урока, а сейчас время подвести итоги.
Подведение итогов:
Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия?
Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?
От каких мерок зависит размер базисной сетки?
Назовите мерку, необходимую для расчета ширины изделия.
Назовите мерку, необходимую для расчета ширины горловины.
Назовите мерку, необходимую для расчета ширины рукава.
Домашнее задание:
построение чертежа в М 1:1;
нарисовать эскиз модели.
Приложения к уроку
Карточка для обучающихся
Расчётные формулы и последовательность построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроёным рукавом.
Выполнила _________________
Проверила _________________
№ п/п
Последовательность построения чертежа
Расчётные формулы
Результаты расчёта
1
Вниз от точки В отложить длину изделия
Ди
2
Вправо от точки В отложить ширину изделия
Сб:2+Пб
3
Достроить прямоугольник по двум сторонам, поставить точку Н1
4
Вправо от точки В отложить ширину горловины
Сш:3+1
5
Вниз от точки В отложить глубину горловины спинки
Постоянная величина
6
Вниз от точки В отложить глубину горловины переда
ВВ2 + 1
7
Вниз от точки В1 отложить глубину проймы
Оп : 2 + Поп
8
Длина рукава
6 - 10
9
Величина прогиба (точка Г4)
1,5 – 3
10
Расширение линии низа
8 – 12
11
Повышение линии бока
1,5
12
Повышение линии талии
1,5
13
Обвести контур чертежа основной сплошной линией.
Образец расчетов
Расчётные формулы и последовательность построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроёным рукавом.
Выполнила _________________
Проверила _________________
№ п/п
Последовательность построения чертежа
Расчётные формулы
Результаты расчёта
1
Вниз от точки В отложить длину изделия
Ди
75
2
Вправо от точки В отложить ширину изделия
Сб : 2 + Пб
45:2 + 3 = 25,5
3
Достроить прямоугольник по двум сторонам, поставить точку Н1
4
Вправо от точки В отложить ширину горловины
Сш:3 + 1
16,8:3 + 1 = 6,6
5
Вниз от точки В отложить глубину горловины спинки
Постоянная величина
3
6
Вниз от точки В отложить глубину горловины переда
ВВ2 + 1
6,6 + 1 = 7,6
7
Вниз от точки В1 отложить глубину проймы
Оп:2 + Поп
28:2 + 7 = 21
8
Длина рукава
6 – 10
6
9
Величина прогиба (точка Г4)
1,5 – 3
2
10
Расширение линии низа
8 – 12
10
11
Повышение линии бока
1,5
1,5
12
Повышение линии талии
1,5
1,5
13
Обвести контур чертежа основной сплошной линией.
Литература (слайд 22)
1. Павлова М.Б., Сасова И. А., Гуревич М. И.
Технология. 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И. А. Сасовай. -3-е изд., с уточнен. - М.: Вентана- Граф, 2008,-224с.: ил.
2. М. Б. Павлова., А. Ю. Шарутина, И. А. Сасова
Технология. Тетрадь творческих работ (вариант для девочек): Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И. А. Сасовой. -2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007,-64с.: ил.
3.Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы/ авт.-сост. Л. Д. Карачевцова, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009.-138с.: ил.
4. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). -3-е изд.-М.: 5 за знания, 2008.-208 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ