Рабочая учебная программа по цветоводству для 9 класса

Краевое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 14»

города Амурска, Хабаровского края.



















Рабочая учебная программа

по цветоводству для 9 класса



Подготовила: Зверкова Евгения Геннадьевна,

учитель биологии КГС(К)ОУ

школа-интернат 8 вида № 14











2011, г.Амурск



Пояснительная записка.



Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Программа рассчитана на подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в озеленительном хозяйстве.

Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «Разбивка цветника»), естествознание («Строение цветкового растения»), труд («Изготовление тары для хранения крупных партий семян»).

Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приёмам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.

Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой моторики подростков с нарушением интеллекта (например, все операции, связанные с семенами).



Цель: формирование знаний, умений и навыков, ориентирующих учащихся на трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.

Задачи:

  1. Расширить кругозор учащихся в области комнатного цветоводства и декоративного садоводства;

  2. Прививать практические навыки по уходу за цветковыми растениями, деревьями и кустарниками;

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного;

  4. Развивать познавательный интерес детей;

  5. Повышать экологическую грамотность учащихся.

Принципы работы при реализации программы:

Научность;

Опора на интерес;

От простого к сложному;

Связь с жизнью;

Связь теории с практикой;

Чередование разнообразных видов деятельности;

Системность;

Доступность;

Обратная связь;

Инициативность и творчество.

Методическое обеспечение.

Методы работы при реализации программы:

Словесный;

Исследовательский;

Поисковый;

Наглядный;

Практический;

Метод коллективного творчества.

Формы работы:

Работа с определителями и справочной литературой;

Паспортизация растений;

Профилактический осмотр растений;

Уход за комнатными растениями;

Создание тематических папок;

Размещение растений в помещении и на клумбах;

Озеленение коридоров и классов школы;

Экскурсии;

Изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных растений на окружающую среду и на человека;

Практические занятия по пересадке растений;

Практические занятия по размножению комнатных растений;

Выращивание молодых растений;

Проектная деятельность;

Лекции, беседы.



















Требования к учащимся по окончании курса.


Учащиеся должны знать:

- значение растений в природе и жизни человека;

-основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии;

- видовой состав растений в цветнике;

- правила ухода за георгином и хризантемой, правила хранения их зимой;

-разновидность роз, правила ухода за зимующими и незимующими розами;

-правила заготовки земляных смесей и их применение;

- виды хвойных деревьев и кустарников, используемых в озеленении;

- многообразие комнатных растений;

- основные правила ухода за комнатными растениями;

-удобрения, их виды и использования, правила техники безопасности при

работе с удобрениями;

- некоторые заболевания растений и меры помощи растениям;

-виды зелёных насаждений, их значение и характеристики;

-виды лиственных деревьев и кустарников, их отличительные признаки;

-гербарий, способы сбора, засушивания и оформления гербария;

-виды зимних и весенних работ в цветнике.



Учащиеся должны уметь:

- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

- осуществлять действия по уходу за цветковыми растениями в цветнике, по их

пересадке, размножению, выращиванию из семян;

- осуществлять действия по уходу и хранению зимой георгинов и хризантем;

- заготавливать компоненты для составления земляных смесей и составлять их;

-определять вид хвойного или лиственного дерева и кустарника по

отличительным признакам;

-ухаживать за комнатными растениями, вносить удобрения по всем правилам

техники безопасности;

-составлять гербарий из засушенных ранее листьев, побегов и плодов;

-проводить черенкование хризантем и других растений;

- осуществлять действия по озеленению;

- распознавать комнатные растения, древесные и кустарниковые растения;

-ухаживать за газонами;

-производить стрижку кустарников;

- оформлять результаты работы.




Учебно-тематический план

1. Введение в профессию.

Значение растений в жизни человека и природы. Рабочие специальности –

озеленитель и цветовод декоратор; значение, обязанности, условия труда.

2. Цветоводство. Осенний уход за цветником.

Характеристика цветника по элементам цветочного оформления и

подбору растений. Приёмы осеннего ухода за цветником.

3. Георгин, уход за георгинами в летне-осенний период.

Георгин – незимующий многолетник: строение растения, размножение.

Сроки уборки корнеклубней. Правила выкопки и хранения георгина

зимой.

4. Хризантема. Пересадка маточного растения хризантемы.

Хризантема – незимующее многолетнее цветковое растение: основное

использование в цветоводстве, разнообразие видов по величине, окраске

и форме соцветий, время цветения, размножение. Сроки выкопки и

правила хранения маточных кустов.

5. Розы. Осенний уход за розами.

Роза, выращиваемая в открытом грунте, подлежащая укрытию на зиму:

группы, подготовка к укрытию, сроки укрытия.

6. Земля, земляные смеси, их состав.

Почва, её свойства. Земляные смеси, их виды и применение. Заготовка

компонентов для земляных смесей.

7. Декоративное садоводство. Хвойные деревья и кустарники, используемые

в озеленении. Строение деревьев и кустарников. Местные хвойные

деревья и кустарники: виды (ель, пихта, туя, можжевельник, сосна),

внешнее строение, отличительные признаки, использование в

озеленении. Определение вида хвойного древа и кустарника по

отличительным признакам.

8. Комнатное цветоводство.

Уход за комнатными растениями. Удобрения, их виды. Техника

безопасности при работе с удобрениями. Корневая и внекорневая

подкормка домашних растений. Разнообразие комнатных растений, их

использование. Декоративно-лиственные растения; красивоцветущие

растения; горшечные растения. Цикламен, кальцеолярия, примула,

цинерария – характеристика, уход, размножение.

9. Декоративное садоводство. Виды зелёных насаждений.

Зелёные насаждения: виды (общего и ограниченного пользования),

Значение (санитарно-гигиеническое, культурно-просветительское,

архитектурно-художественное). Деревья и кустарники в парке, лесопарке,

саду, сквере, виды посадок (массив, группа, аллея, рядовая посадка,

одиночный, живая изгородь; опушка и подлесок), характеристика видов.

10. Декоративное садоводство. Деревья и кустарники лиственных пород.

Породы деревьев и кустарников. Лиственные и хвойные. Двойное

название. Ознакомление с представителями семейств: ивовые,

берёзовые, розоцветные, кленовые, липовые, масличные, жимолостные,

лимонниковые, гортензиевые, самшитовые. Характеристика внешнего

строения и отличительных признаков этих растений. Защита зелёных

насаждений.

11. Гербарий, его оформление.

Гербарий. Способы и сроки сбора растений и их частей (семян, коры,

плодов, листьев, побегов). Способы засушивания гербарного материала

(на воздухе, в песке, в буре, в манной крупе и в вате, в водном растворе

глицерина). Способы оформления гербария. Распознавание растений по

созданному гербарию.

12. Зимние работы в цветнике.

Значение снега для растений и земли. Виды зимних работ (расчистка

Дорожек, накидывание снега на укрытия роз и на молодые посадки

некоторых зимующих многолетних цветковых растений, на корни

деревьев.

13. Черенкование хризантемы.

Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная).

Размножение многолетней хризантемы. Черенкование хризантемы,

сроки, правила. Земляная смесь для укоренения черенков хризантемы.

14. Декоративное садоводство. Парк. Зимние работы в парке.

Строение парка: стиль (регулярный, пейзажный, смешанный),

характеристика стилей. Типичный парк культуры и отдыха в России.

Составные части, устройство, оформление. Зимние работы в парке.

15. Цветоводство. Классификация цветковых растений.

Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим

свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению в

зелёном строительстве. Цветковые растения открытого и закрытого

грунта. Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения.

Красивоцветущие и декоративнолиственные, горшечные и выгоночные

растения, а также грунтовые цветковые растения закрытого грунта.

Общие признаки групп цветковых растений. Краткая характеристика и

условия выращивания основных видов домашних растений (аспидистра,

аспарагус, плющ, хлорофитум, традесканция, сансевьерия, папоротники,

бегония, монстера, драцена, пеперомия, алоэ, каланхое, кактусы).

16. Декоративное садоводство. Посадка деревьев и кустарников.

Строение саженца дерева или кустарника: расположение корневой

шейки, корни вертикальные и горизонтальные. Правила посадки

саженцев. Понятие «Стандартный саженец». Выращивание саженцев в

питомнике, их транспортировка.

17. Газон. Уход за газоном.

Газон: виды, используемая трава, уход. Время и правила посева трав на

газоне. Приёмы ухода за газонами. Бытовая газонокосилка с

электрическим приводом: устройство, правила работы и техника

безопасности.

18. Весенние работы в цветнике.

Высадка пророщенных георгинов и хризантем. Весенний уход за розами.

Посадка саженцев дерева или кустарника. Подготовка почвы в цветнике.

Разметка цветника и высадка рассады однолетников.


ЭКСКУРСИИ:


1. Город. Ознакомление с видами посадок и их составом.

2.Парк. Определение стиля устройства парка.

3. Парк. Ознакомление с хвойными растениями.

4. Теплица – объект цветоводческого хозяйства.

5. Парк. Ознакомление с лиственными породами.

6. Сравнение лиственных и хвойных пород.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ:


1. Заготовка компонентов земляных смесей.

2. Осенние работы в цветнике.

3. Сбор семян цветковых растений.

4. Уход за садовыми дорожками и площадками в парке и сквере.

5. Высадка рассады однолетних растений в цветник.

6. Уход за комнатными растениями.

7. Весенний уход за кустарниками.


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ:


1. Посадка саженца дерева.

2. Распознавание местных древесных пород.

3. Черенкование хризантемы.




















Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.


При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

70-94%%

хорошо

50-69%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.


Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию ;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Список литературы

1. С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»;

Минск « Харвест», 2003.

2. А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону

«Феникс»,2003.

3. Г.П.Озолин, В.А.Каргов «Деревья и кустарники для защитного лесоразведения»;

Москва «Лесная промышленность», 1994.

4. В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;

Москва «Прейскурантиздат», 1991.

5. В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.

6. А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники:

ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.

7. О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.

8. Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.

9. Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5 класса специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

Москва «Просвещение», 2007.

10. Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 6 класса специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

Москва «Просвещение», 2007.

11. З.А.Клепинина, В.С.Капралова «Трудовое обучение: сельскохозяйственные

работы. 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990.

12. В.Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва «Издательство

Мир книги», 2010.



9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ