Урок для 4 класса по теме: "Работа с разными материалами. Изонить. Снежинка"
МКОУ «Лицей №1»
Урок по технологии на основе
деятельностного метода обучения
в 4 классе на тему:
Разработала:
Расковалова С.А.
учитель технологии и ИЗО
начальных классов
высшей категории
МКОУ «Лицей №1»
Шадринск 2011
Подготовка к комбинированному уроку:
1.Повторить, выделить, закрепить полученное знание и сформировать новое знание:
презентация по теме: техника «Изонить», технологические карты;
2.Смоделировать способ закрепления знания:
рассмотреть выставку работ, выполненных в данной технике, выполнить сравнительный анализ работ, найти закономерности в данной технике;
3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания:
с изнаночной стороны картона выполнить разметку: построить окружность, разделить её на равные углы, а их на одинаковые отрезки, проткнуть отверстия, вышивать по схеме;
4. Определить необходимые знания, умения, навыки и способы их повторения:
знать правила по технике безопасности при работе с инструментами(иглой, циркулем, ножницами), уметь разделить на глаз окружность на равные части, знать порядок выполнения работы, как заполнить угол, закономерность при заполнении угла.
5. Подобрать упражнения для этапа актуализации:
воспроизвести ЗУН по «изонити», которые необходимы для выполнения, активизировать мыслительные операции, внимание, память.(найти отличие между лицевой и изнаночной стороной, ошибку в вышивании);
6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации:
следующий стежок должен всегда пересекать предыдущий, шить, никогда не пропуская ни одного отверстия, чередовать стежок с одной стороны угла на другую, с лицевой стороны -длинные протяжки, с изнаночной -короткие.
7. Сформулировать метод решения учебной задачи:
использовать морфологический метод решения задачи;
8. Сконструировать диалоги для 3 - 4 этапа работы:
сформулировать правила композиции, как правильно разделить окружность и угол на части, как заполнить угол, вышить разные виды углов;
9.Составить сам. работу и объективно обоснованные эталоны для самопроверки:
заполнить таблицу по изделию, работать по технологической карте, для проверки результатов использовать взаимопроверку и коллективную выставку работ лицевой и изнаночной сторон панно;
10. Определить приёмы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа:
опрос с использованием технологической карты;
11. Подобрать задания для этапа включения нового знания в систему знаний и повторений:
придумать в каких работах мы ещё сможем использовать данную технику;
12. Продумать форму этапа рефлексии:
провести выставку и анализ готовых работ, выявить самооценку результатов деятельности, провести игру «Барометр настроения»;
13. Написать план – конспект урока;
14. Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока деятельностного метода;
15. Внести коррективы в план – конспект.
Урок разработан на основе деятельностного метода обучения.
Тема урока:
Работа с разными материалами. (2 урока)
«Изонить». Снежинка»
Тип урока:
урок комбинированный
Цель урока:
изготовить снежинку в технике «изонить», используя способ заполнения угла.
Задачи урока:
Учебная: закрепить знания о видах вышивок, научить разными способами заполнять угол, обучить приёмам деления окружности и отрезка на равные части без линейки ;
Развивающая: формировать логическое мышление, расширить кругозор о неживой природе, развивать глазомер и мелкую моторику рук;
Воспитательная: уважение к народным традициям.
Планируемые результаты:
Личностные:
Будут сформированы:
мотивация и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
способность к самооценке;
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
адекватная самооценка;
личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели;
Предметные:
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, циркуль) и колющими (швейная игла);
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах осознанно подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
изготавливать плоскостные изделия по технологическим картам, схемам и по воображению, делить угол и окружность на равные части;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью и технологической картой;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
анализировать предлагаемую информацию (тех. карту), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
Учащиеся получат возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Изделие:
снежинка, выполненная в технике «изонить»,
Структура урока:
Этап мотивации к учебной деятельности…………………………...............................(5-6 мин.)
Этап актуализации и фиксации затруднения в деятельности………………...(4 мин)
3-4. Этап выявления места и причины затруднения и нахождения выхода из ситуации. (4-5 мин)
5 . Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи………….(2-3 мин.)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону…………………..(15-16мин)
8. Этап включения в систему знаний и повторения……………………………….(2 мин)
9. Этап рефлексии на уроке………………………………………………………….(1мин)
Оснащение урока:
Оборудование:
учебный стол;
стул;
мультимедиопроектор;
экран;
компьютер.
Инструменты:
швейная игла с широким ушком;
циркуль;
ножницы;
линейка.
Материал для работы:
нитки «мулине» или «ирис» разных цветов, шёлковые нитки;
картон или бархатная бумага;
скотч.
Демонстрационный материал:
выставочный стенд «Изонить»;
презентация по теме «Работа с разными материалами. Изонить». Снежинка»;
напечатанные фразы темы урока: «Изонить», «Снежинка», «Работа с разными материалами»;
выполненные образцы работы в технике «изонити»: снежинки;
плакат: пословица «Глаза боятся, а руки делают»;
плакат «Правила по технике безопасности (при работе с иглой);
плакат «Советы иголочки»;
технологическая карта деления окружности на равные части;
технологическая карта деления отрезка на равные части;
наглядность «Виды углов»;
технологическая карта поэтапно выполненной работы;
напечатанные фразы: закономерности «Изонити»;
наглядность: 5 снежинок из бумаги с дополнительной информацией по теме с обратной стороны снежинок;
Шаблон-заготовка для показа.
Оформление доски:
- образцы изделий - творческие работы детей
Конспект урока.
Этап мотивации к учебной деятельности. (5-6 мин.)
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности для изготовления панно в технике «Изонить».
!
!
!
!
Этап актуализации и фиксации затруднения в деятельности.(4мин)
!
Цель: выявить у учащихся имеющие знания, умения и навыки в выполнении вышивки и получить новые, которые помогут выполнить снежинку в технике «Изонить».
!
3- 4 Этап выявления места и причины затруднения и нахождения выхода из ситуации.
( 4-5 мин)
Цель: выявить место и причину затруднения, формировать способности для нового способа действия в преодолении затруднений.
!
!
!
!
5 . Этап реализации построенного проекта.
(4мин)
Цель: конкретизировать и выбрать вид снежинки, выполненной в технике «Изонить».
!
!
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.(2-3 мин.)
Цель: проверка усвоения учащимися выполнение техники «Изонить».
- Прозвенел звонок, начинается урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Картон, игла, ножницы, циркуль, карандаш…
Проверяйте всё скорей
- Тихонько сядут девочки
- Тихонько сядут мальчики
*На экран выведена тема урока «Работа с разными материалами»
1 слайд
- Тема урока: работа с разными материалами.
- Что же мы будем делать сегодня, вы мне скажете сами, немного позднее, а теперь внимание на экран. (2 слайд «Виды вышивок»)
- Что изображено на экране? (разные виды вышивок)
- Каково назначение вышивок? (Для украшений изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров…)
*Эвристическое задание «Ёж» для развития мотивации (3 слайд)
- Какие виды вышивок вы узнали? ( крест, тамбурный шов, гладь)
Тамбурный Гладь
шов
Крест ?
- Вы знаете, что существует ещё один вид вышивки, но на экране его нет. С каким видом вышивки вы ещё знакомы, назовите его? (Изонить)
*выставочный стенд «Изонить»
- Молодцы! Конечно же - это изонить
*Вешаю на доску плакат «Изонить».
- Внимательно рассмотрите это слово. Что вы о нём можете сказать?
(сложное, имеет 2 основы : ИЗО и нить, то есть рисование нитью)
- Посмотрите на выставку какие замечательные изделия можно выполнить в данной технике. Чем они вам они нравятся? (красивые, необычные, можно их использовать в качестве подарка и для украшения интерьера)
- Искусство вышивания - один из самых распространённых видов народного творчества. Мы чтим народные традиции русского народа.
Давайте вспомним всё, что вы знаете про эту замечательную технику вышивания. Перед вами кроссворд.
5 слайд: Кроссворд на темы «Изонить»
*Читаю первый вопрос. После правильного ответ, делаю проверку щёлкнув мышью, на экране в кроссворде появляется правильный ответ и т. д.
По горизонтали:
1. Второе название «Нитяной графики?» (изонить)
2. Кто впервые занимался вышиванием?(мужчины)
3.Какой приём необходимо знать, чтобы выполнить «ёлочку»? Необходимо заполнить…(угол)
4.Инструмент для выполнении изонити (игла)
5.Мягкий волокнистый материал с переплетением для вышивания (нитки)
По вертикали:
1. Страна, где родилась изонить?(Англия)
2.Чтобы выполнить изонить. необходимо знать 2 приёма: как заполненить угол и … (окружность)
3. Какой материал используется для основы изонити? (картон)
и з о н и т ь
к т и н и
р
у А
ж ч и н м у ы
н г
о у г л л к
с а. 3. 3. 3. 3. а и л г
т я р
ь т
о
н
- Вы наверно догадались, что тема сегодняшнего урока…(изонить)
- Молодцы!
*Вешаю на доску слово «Изонить»
- Что же мы будем изготавливать в данной технике?
Балеринкам нет числа,
С ними дружит ветер,
И от них белым-бела
Вся земля на свете. (снежинки)
*Вешаю на доску слово «Снежинка»
- Посмотрите как правильно пишется это слово.
- Как проверить безударную гласную в этом слове? (Пров. слово: снег)
- Какое ещё правило можно выделить в этом слове? (Черед соглас ж/г)
*Украшаю доску снежинками.
- Я приглашаю 5 человек, которые пожелали участвовать в небольшой творческой работе. Сейчас мы украсим нашу доску замечательными снежинками и узнаем о них много нового и интересного.
6 слайд «Снежинки»
*Дети выходят с нарисованными снежинками или вырезанными в технике оригами и рассказывают дополнительный материал по теме. Рассказав доп. материал дети на магниты прикрепляют снежинки на доску.
1. Снежинка- это не что иное, как замёрзшая вода. Тогда почему же она не прозрачный, как лёд, а белая? Дело в том, что снежинки действительно состоят из маленьких кристаллов льда, и поскольку лёд отражающийся от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными.
2.Снежинка- одно из самых прекрасных созданий природы. Она всегда имеет шестиугольную форму.
3.В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых- они все разные.
4.Некоторые снежинки достигают в диаметре 3 см. Размеры снежинок зависят от температуры: чем ниже температура, тем меньше снежинки.
- Что такое диаметр? (отрезок, проходящий через центр окружности и соединяющий 2 стороны окружности)
5.Знаете ли вы, что снежинки не всегда бывают белыми? Во многих регионах мира людям приходилось видеть их красными, зелёными, голубыми и даже чёрными! Причиной такого разнообразия цветов являются загрязнения окружающей среды крошечными бактериями, грибками, пыльцой, а также пылью, содержащейся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность.
- Молодцы, ребята, потрудились на славу! Вот какие замечательные снежинки они изготовили.
*Вешаю на доску наглядность: снежинки выполненные в технике «Изонить»
- Вот такие замечательные снежинки мы научимся делать и начнём сегодня изготавливать, а закончим на следующем уроке.
- Рассмотрите образцы, проанализируйте их, приёмы выполнения.
Слайд 7: «Основные приёмы изонити»
- Что необходимо знать, чтобы выполнить снежинку? (Для выполнения снежинки надо знать как начертить окружность и разделить её на одинаковые углы и знать как заполнить угол.)
*Вешаю плакаты «Как разделить отрезок на равные части» и «Как разделить окружность на равные части»
- Как разделить окружность и отрезок на равные части? (Делим пополам, ещё пополам… 4 раза)
- Какие виды углов вы знаете? (тупые- больше 90гр, острые- меньше и прямые -90 гр) (показ плаката «Виды углов»)
- Проведём анализ изделия. (Показ снежинки)
– Какие материалы вам понадобятся, чтобы изготовить снежинку? (картон, нитки, скотч)
- Какие инструменты вам понадобятся? ( игла, ножницы, циркуль)
- Из скольких частей состоит снежинка?(6ч, 1 часть деленная на углы)
*Дети сами объясняют как выполнить данную учебную задачу по технологической карте.
8 слайд «Технологическая карта изготовления снежинки»
- В каком порядке будем выполнять работу?
1. Разметка формы снежинки:с изнаночной стороны картона , в углу, экономно используем материал начертить окружность 2 окружности с радиусом равным -7 и 8 см ;
- Что такое окружность? (Отрезок соединяющий центр круга и его край)
2. Вырезать круг по наружной окружности ножницами.
3.Выполнить разметку окружности: поделить внутреннюю окружность на равные части при помощи угольника или линейки;
4.Выполнить разметку угла: каждую сторону разделить на одинаковое кол-во отрезков;
! Можно заполнить углы по разному- от этого зависит вид снежинки. (Заполнять углы от центра и от края окружности)
5. Проткнуть отверстия иглой;
6. Вышить нитью угол.
- Для того, чтобы не было затруднений в работе необходимо выполнять правила
Правила то технике безопасности при работе с ножницами: (хором)
Ножницами не шути, Лишь окончена работа,
Зря в руках их не крути. Ножницам нужна забота:
И держа за острый край Не забудь ты их закрыть
Другу их передавай. И на место положить.
- Что вы можете сказать о правилах безопасности при работе с циркулем?
(такие же)
- Молодцы! Повторим правила безопасной работе с иглой. (индивидуально) Слайд № 9 «Правила работы с иглой»
Правила работы с иглой.
Храни иглу…( в игольнице).
Не вдёргивай в иглу сильно… (длинную) нитку.
Не оставляй иглу без… (нитки).
Не втыкай иглу в …(одежду).
Не работай…( испорченной) иглой (ржавой и кривой)
…(Сломанную) иглу выбрось в мусор.
На уроке будь внимателен! Не забывай о том, что игла – острый …(инструмент) и им можно…( уколоться)!
Вешаю на доску плакат «Советы иголочки»
- Посмотрите внимательно на советы иголочки. Какой из этих советов мы не должны выполнять? (о длине нити, т.к. надо вставлять длинную нитку)
- Задание: внимательно рассмотрите технологическую карту и найдите закономерности в данной работе.
*Дети называют закономерности, затем выполняем проверку по
Слайду № 10 «Закономерности изонити»
- Проверим правильность ваших ответов. Молодцы!
(Закономерности:
Выполнять работу в строгом порядке , по технологической карте.
Следующий стежок должен всегда пересекать предыдущий.
Шить, никогда не пропуская ни одного отверстия.
Чередовать стежок с одной стороны угла на другую.
С лицевой стороны -длинные протяжки, с изнаночной –короткие.)
- Для того, чтобы вы справились с работой необходимо выполнять правила рабочего человека.
Слайд №11 « Правила рабочего человека»
- Внимательно прочитайте их и выберите те, которые мы обязаны соблюдать на данном уроке:
1. Работайте дружно, работайте вместе каждый на своём рабочем месте.
2. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
3.Выполнил работу, приведи рабочее место в порядок
4.Во время работы содержи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполнения операции.
5.Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
- Скоро вы приступите к работе и вы должны окончательно продумать вид снежинки, в этом вам поможет таблица, которую мы с вами сейчас заполним.
*Заполняем таблицу методом морфологического анализа.
Дети, совместно с учителем заполняют таблицу.
Наводящие вопросы:
Какая может быть форма у основы? (круг)
Какой материал можно использовать для основы? ( картон, бархатная бумага, плотная ткань…)
Какой цвет можно использовать для основы? (белый, чёрный, синий, красный, зелёный)
Какой вид нити можно использовать в данной работе? ( мулине, ирис, шёлковые…)
Какие приёмы выполнения существуют в данной техники вышивания? (заполнение угла)
Какой сюжет можно использовать для композиции «Снеговик»? (предметная- одна снежинка), сюжетно- тематическая- много, снегопад)
Форма основы
Материал
основы
Цвет
реш -я
основы
Вид
нити
Приёмы
выполнения
Сюжет
композиции
Круг
Картон
Барх.бум
Плотная ткань.
Белый
Чёрный
Синий
Голубой
Мулине
Ирис
Шёлковые
х/б
Прост. угол
Слож. угол
Предметная
Сюжетно-
тематическая
Слайд № 12 «Заполненная таблица»
- На основании составленной таблицы выполните выбор своей снежинки. Работа эта довольно сложна.
- Перед вами пословицы.
слайд № 13 «Пословицы»
Выбери из них одну, которая как нельзя лучше подходит к данной теме. Ответ постарайся аргументировать.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Штопай дыру, пока невелика.
Глаза боятся, а руки делают. (глядя на снежинки кажется, что выполнить эту работу очень сложно, но, думаю, что после объяснения техники «Изонить» я смогла бы выполнить её.)
- Молодцы!
– С чего начнём работу? (нарисуем окружность с обратной стороны картона , поделим окружность на равные части и выполним разметку углов на равные отрезки, при этом мы не должны забывать о правилах по технике безопасности с инструментами)
- Как продолжить? ( проткнуть намеченные точки шилом, или толстой иглой и начнём вышивать угол по схеме, которая указана на технологической карте)
- Чем закончим работу?(вышиваем оставшиеся углы в технике «Изонить»
- О чём нельзя забывать? ( о закономерностях: Выполнять работу в строгом порядке , по технологической карте. Для заполнения круга двигаться только по часовой стрелке. Следующий стежок должен всегда пересекать предыдущий. Шить, никогда не пропуская ни одного отверстия.)
-А теперь приготовим пальчики к работе
*Разминка для пальцев- массаж пальцев правой руки с показом учителем от кончика к основанию.
- Этот пальчик-папа, (хором)(большой)
Этот пальчик –мама,(указательный)
Этот пальчик- дедушка,( средний)
Этот пальчик – бабушка, (безымянный)
А вот этот я (мизинец)
Вот и вся моя семья! (сжимаем кулачки на обоих руках и разжимаем 3р)
Слайд № 14 «Пожелания в работе»
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(16-18мин)
Цель: создать рабочую атмосферу в классе и начать вышивать снежинку в технике «Изонить».
Дети самостоятельно выполняют работы, работая по технологической карте и соотнося свою работу с образцами. Если у детей возникают затруднения, дети работают в парах, помогая друг другу. В проблемных случаях учитель оказывает помощь.
Проводится выставка работ (должно быть выполнено не менее 1 заполненного угла), при этом ребята выбирают понравившийся элемент угла, мотивируя свой выбор. Анализ готовых работ. Поощряются дети, которые проявили творчество.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.(2 мин)
Цель: закрепить и повторить материал по данной технике вышивания
- А сейчас немного проверим вашу память, вашу эрудицию и скоростную реакцию ответов на вопросы. Итак… Внимание!
- В какой технике вышивания мы работали на уроке? (изонить)
- Какие 2 основных приёма необходимо знать, чтобы её выполнить?
( как заполнить круг и угол)
- Чему научились на уроке? ( вышивать угол)
- Что нового узнали? ( как разделить на части окружность и отрезок, что снег бывает разных цветов, повторили виды вышивок)
9.Этап рефлексии на уроке. (1 мин)
Цель: выявить самооценку результатов деятельности учащихся.
!
- Прекрасно справились с работой! Если возникнет желание поработать дома, не забудьте принести свою творческую работу и поделиться опытом. За это вы получите дополнительную оценку.
- Не забудьте привести в порядок своё рабочее место.
- Напоследок поиграем в игру, которая называется «Барометр настроения». (Слайд№15 )Перед вами лежит карточка. С одной стороны изображена весёлая мордашка, а с другой –грустная. Если настроение плохое и вы плохо справились с работой показываете грустную мордашку, а если настроение хорошее и с работой вы справились - весёлую мордашку.
- Молодцы! Дома вышить 1 угол и принести заготовку, иглу, нитки, скотч.
С снеговик
О.Леонова « Рисуем нитью»: Ажурные картинки.- Спб.: Издательский Дом «Литера», 2005г
Нагибина М.Н. « Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998 г.
А. Ликум Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём», том 3, Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово», ТКО «АСТ».- М., 1994г.
Книга рекордов Гиннесса, Москва «Советская Россия», 1995г
Кубышева М.А. « Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой напровленности» - М.: АПК и ППРО, УМЦ Школа 2000…», 2007г.
Дидактика технологии образования: Книга для учителя. Часть 1,2 под. Ред. Атутова П.Р. – М.: ИОСО РАО, 1997г.
http://izonito4ka.ucoz.ru/tests/.Тесты по теме «Изонить»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ