Урок для 4 класса по теме: "Работа с разными материалами. Изонить. Снежинка"

МКОУ «Лицей №1»



Урок по технологии на основе

деятельностного метода обучения

в 4 классе на тему:






Разработала:

Расковалова С.А.

учитель технологии и ИЗО

начальных классов

высшей категории

МКОУ «Лицей №1»







Шадринск 2011

Подготовка к комбинированному уроку:


1.Повторить, выделить, закрепить полученное знание и сформировать новое знание:


презентация по теме: техника «Изонить», технологические карты;


  1. 2.Смоделировать способ закрепления знания:

рассмотреть выставку работ, выполненных в данной технике, выполнить сравнительный анализ работ, найти закономерности в данной технике;


3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания:

с изнаночной стороны картона выполнить разметку: построить окружность, разделить её на равные углы, а их на одинаковые отрезки, проткнуть отверстия, вышивать по схеме;


4. Определить необходимые знания, умения, навыки и способы их повторения:

знать правила по технике безопасности при работе с инструментами(иглой, циркулем, ножницами), уметь разделить на глаз окружность на равные части, знать порядок выполнения работы, как заполнить угол, закономерность при заполнении угла.


5. Подобрать упражнения для этапа актуализации:

воспроизвести ЗУН по «изонити», которые необходимы для выполнения, активизировать мыслительные операции, внимание, память.(найти отличие между лицевой и изнаночной стороной, ошибку в вышивании);


6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации:

следующий стежок должен всегда пересекать предыдущий, шить, никогда не пропуская ни одного отверстия, чередовать стежок с одной стороны угла на другую, с лицевой стороны -длинные протяжки, с изнаночной -короткие.


7. Сформулировать метод решения учебной задачи:


использовать морфологический метод решения задачи;


8. Сконструировать диалоги для 3 - 4 этапа работы:

сформулировать правила композиции, как правильно разделить окружность и угол на части, как заполнить угол, вышить разные виды углов;


9.Составить сам. работу и объективно обоснованные эталоны для самопроверки:


заполнить таблицу по изделию, работать по технологической карте, для проверки результатов использовать взаимопроверку и коллективную выставку работ лицевой и изнаночной сторон панно;


10. Определить приёмы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа:

опрос с использованием технологической карты;


11. Подобрать задания для этапа включения нового знания в систему знаний и повторений:

придумать в каких работах мы ещё сможем использовать данную технику;

12. Продумать форму этапа рефлексии:

провести выставку и анализ готовых работ, выявить самооценку результатов деятельности, провести игру «Барометр настроения»;


13. Написать план – конспект урока;


14. Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока деятельностного метода;

15. Внести коррективы в план – конспект.


Урок разработан на основе деятельностного метода обучения.


Тема урока:

Работа с разными материалами. (2 урока)

«Изонить». Снежинка»

Тип урока:

урок комбинированный

Цель урока:

изготовить снежинку в технике «изонить», используя способ заполнения угла.

Задачи урока:

  1. Учебная: закрепить знания о видах вышивок, научить разными способами заполнять угол, обучить приёмам деления окружности и отрезка на равные части без линейки ;

  2. Развивающая: формировать логическое мышление, расширить кругозор о неживой природе, развивать глазомер и мелкую моторику рук;

  3. Воспитательная: уважение к народным традициям.


Планируемые результаты:


Личностные:

Будут сформированы:

  • мотивация и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • способность к самооценке;

Могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

  • адекватная самооценка;

  • личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели;

Предметные:

Учащиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, циркуль) и колющими (швейная игла);

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах осознанно подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

  • изготавливать плоскостные изделия по технологическим картам, схемам и по воображению, делить угол и окружность на равные части;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

  • творчески использовать освоенные технологии работы, для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью и технологической картой;

  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

  • анализировать предлагаемую информацию (тех. карту), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  • адекватно использовать речь для планирования и ре­гуляции своей деятельности;

Изделие:


снежинка, выполненная в технике «изонить»,


Структура урока:

  1. Этап мотивации к учебной деятельности…………………………...............................(5-6 мин.)

  2. Этап актуализации и фиксации затруднения в деятельности………………...(4 мин)

3-4. Этап выявления места и причины затруднения и нахождения выхода из ситуации. (4-5 мин)

5 . Этап реализации построенного проекта.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи………….(2-3 мин.)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону…………………..(15-16мин)

8. Этап включения в систему знаний и повторения……………………………….(2 мин)

9. Этап рефлексии на уроке………………………………………………………….(1мин)



Оснащение урока:

Оборудование:


  • учебный стол;

  • стул;

  • мультимедиопроектор;

  • экран;

  • компьютер.

Инструменты:

  • швейная игла с широким ушком;

  • циркуль;

  • ножницы;

  • линейка.

Материал для работы:

  • нитки «мулине» или «ирис» разных цветов, шёлковые нитки;

  • картон или бархатная бумага;

  • скотч.

Демонстрационный материал:

  • выставочный стенд «Изонить»;

  • презентация по теме «Работа с разными материалами. Изонить». Снежинка»;

  • напечатанные фразы темы урока: «Изонить», «Снежинка», «Работа с разными материалами»;

  • выполненные образцы работы в технике «изонити»: снежинки;

  • плакат: пословица «Глаза боятся, а руки делают»;

  • плакат «Правила по технике безопасности (при работе с иглой);

  • плакат «Советы иголочки»;

  • технологическая карта деления окружности на равные части;

  • технологическая карта деления отрезка на равные части;

  • наглядность «Виды углов»;

  • технологическая карта поэтапно выполненной работы;

  • напечатанные фразы: закономерности «Изонити»;

  • наглядность: 5 снежинок из бумаги с дополнительной информацией по теме с обратной стороны снежинок;

  • Шаблон-заготовка для показа.



Оформление доски:




















- образцы изделий - творческие работы детей







Конспект урока.


  1. Этап мотивации к учебной деятельности. (5-6 мин.)


Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности для изготовления панно в технике «Изонить».











!






























!


















































!






!




































  1. Этап актуализации и фиксации затруднения в деятельности.(4мин)

!

Цель: выявить у учащихся имеющие знания, умения и навыки в выполнении вышивки и получить новые, которые помогут выполнить снежинку в технике «Изонить».








!






















3- 4 Этап выявления места и причины затруднения и нахождения выхода из ситуации.

( 4-5 мин)


Цель: выявить место и причину затруднения, формировать способности для нового способа действия в преодолении затруднений.


!











!






!














!








5 . Этап реализации построенного проекта.

(4мин)

Цель: конкретизировать и выбрать вид снежинки, выполненной в технике «Изонить».













!















!











6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.(2-3 мин.)


Цель: проверка усвоения учащимися выполнение техники «Изонить».


- Прозвенел звонок, начинается урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Картон, игла, ножницы, циркуль, карандаш…

Проверяйте всё скорей


- Тихонько сядут девочки

- Тихонько сядут мальчики

*На экран выведена тема урока «Работа с разными материалами»

1 слайд

- Тема урока: работа с разными материалами.


- Что же мы будем делать сегодня, вы мне скажете сами, немного позднее, а теперь внимание на экран. (2 слайд «Виды вышивок»)


- Что изображено на экране? (разные виды вышивок)


- Каково назначение вышивок? (Для украшений изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров…)


*Эвристическое задание «Ёж» для развития мотивации (3 слайд)

- Какие виды вышивок вы узнали? ( крест, тамбурный шов, гладь)

Тамбурный Гладь

шов

Крест ?





- Вы знаете, что существует ещё один вид вышивки, но на экране его нет. С каким видом вышивки вы ещё знакомы, назовите его? (Изонить)

*выставочный стенд «Изонить»

- Молодцы! Конечно же - это изонить

*Вешаю на доску плакат «Изонить».

- Внимательно рассмотрите это слово. Что вы о нём можете сказать?

(сложное, имеет 2 основы : ИЗО и нить, то есть рисование нитью)


- Посмотрите на выставку какие замечательные изделия можно выполнить в данной технике. Чем они вам они нравятся? (красивые, необычные, можно их использовать в качестве подарка и для украшения интерьера)

- Искусство вышивания - один из самых распространённых видов народного творчества. Мы чтим народные традиции русского народа.

Давайте вспомним всё, что вы знаете про эту замечательную технику вышивания. Перед вами кроссворд.

5 слайд: Кроссворд на темы «Изонить»


*Читаю первый вопрос. После правильного ответ, делаю проверку щёлкнув мышью, на экране в кроссворде появляется правильный ответ и т. д.

По горизонтали:

1. Второе название «Нитяной графики?» (изонить)

2. Кто впервые занимался вышиванием?(мужчины)

3.Какой приём необходимо знать, чтобы выполнить «ёлочку»? Необходимо заполнить…(угол)

4.Инструмент для выполнении изонити (игла)

5.Мягкий волокнистый материал с переплетением для вышивания (нитки)

По вертикали:

1. Страна, где родилась изонить?(Англия)

2.Чтобы выполнить изонить. необходимо знать 2 приёма: как заполненить угол и … (окружность)

3. Какой материал используется для основы изонити? (картон)

и

з

о

н

и

т

ь


к

т

и

н

и

р


у

А


ж

ч

и

н

м

у

ы



н

г


о

у

г

л

л

к


с

а.

3.

3.

3.

3.

а

и

л

г


т

я

р



ь

т


о


н



- Вы наверно догадались, что тема сегодняшнего урока…(изонить)

- Молодцы!

*Вешаю на доску слово «Изонить»


- Что же мы будем изготавливать в данной технике?

Балеринкам нет числа,
С ними дружит ветер,
И от них белым-бела
Вся земля на свете.
(снежинки)

*Вешаю на доску слово «Снежинка»

- Посмотрите как правильно пишется это слово.


- Как проверить безударную гласную в этом слове? (Пров. слово: снег)

- Какое ещё правило можно выделить в этом слове? (Черед соглас ж/г)

*Украшаю доску снежинками.


- Я приглашаю 5 человек, которые пожелали участвовать в небольшой творческой работе. Сейчас мы украсим нашу доску замечательными снежинками и узнаем о них много нового и интересного.

6 слайд «Снежинки»

*Дети выходят с нарисованными снежинками или вырезанными в технике оригами и рассказывают дополнительный материал по теме. Рассказав доп. материал дети на магниты прикрепляют снежинки на доску.

1. Снежинка- это не что иное, как замёрзшая вода. Тогда почему же она не прозрачный, как лёд, а белая? Дело в том, что снежинки действительно состоят из маленьких кристаллов льда, и поскольку лёд отражающийся от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными.


2.Снежинка- одно из самых прекрасных созданий природы. Она всегда имеет шестиугольную форму.


3.В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых- они все разные.


4.Некоторые снежинки достигают в диаметре 3 см. Размеры снежинок зависят от температуры: чем ниже температура, тем меньше снежинки.


- Что такое диаметр? (отрезок, проходящий через центр окружности и соединяющий 2 стороны окружности)


5.Знаете ли вы, что снежинки не всегда бывают белыми? Во многих регионах мира людям приходилось видеть их красными, зелёными, голубыми и даже чёрными! Причиной такого разнообразия цветов являются загрязнения окружающей среды крошечными бактериями, грибками, пыльцой, а также пылью, содержащейся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность.

- Молодцы, ребята, потрудились на славу! Вот какие замечательные снежинки они изготовили.


*Вешаю на доску наглядность: снежинки выполненные в технике «Изонить»

- Вот такие замечательные снежинки мы научимся делать и начнём сегодня изготавливать, а закончим на следующем уроке.

- Рассмотрите образцы, проанализируйте их, приёмы выполнения.

Слайд 7: «Основные приёмы изонити»


- Что необходимо знать, чтобы выполнить снежинку? (Для выполнения снежинки надо знать как начертить окружность и разделить её на одинаковые углы и знать как заполнить угол.)


*Вешаю плакаты «Как разделить отрезок на равные части» и «Как разделить окружность на равные части»

- Как разделить окружность и отрезок на равные части? (Делим пополам, ещё пополам… 4 раза)

- Какие виды углов вы знаете? (тупые- больше 90гр, острые- меньше и прямые -90 гр) (показ плаката «Виды углов»)

- Проведём анализ изделия. (Показ снежинки)

Какие материалы вам понадобятся, чтобы изготовить снежинку? (картон, нитки, скотч)

- Какие инструменты вам понадобятся? ( игла, ножницы, циркуль)


- Из скольких частей состоит снежинка?(6ч, 1 часть деленная на углы)

*Дети сами объясняют как выполнить данную учебную задачу по технологической карте.


8 слайд «Технологическая карта изготовления снежинки»


- В каком порядке будем выполнять работу?


1. Разметка формы снежинки:с изнаночной стороны картона , в углу, экономно используем материал начертить окружность 2 окружности с радиусом равным -7 и 8 см ;

- Что такое окружность? (Отрезок соединяющий центр круга и его край)

2. Вырезать круг по наружной окружности ножницами.

3.Выполнить разметку окружности: поделить внутреннюю окружность на равные части при помощи угольника или линейки;

4.Выполнить разметку угла: каждую сторону разделить на одинаковое кол-во отрезков;

! Можно заполнить углы по разному- от этого зависит вид снежинки. (Заполнять углы от центра и от края окружности)

5. Проткнуть отверстия иглой;

6. Вышить нитью угол.

- Для того, чтобы не было затруднений в работе необходимо выполнять правила

Правила то технике безопасности при работе с ножницами: (хором)

Ножницами не шути, Лишь окончена работа,

Зря в руках их не крути. Ножницам нужна забота:

И держа за острый край Не забудь ты их закрыть

Другу их передавай. И на место положить.


- Что вы можете сказать о правилах безопасности при работе с циркулем?

(такие же)


- Молодцы! Повторим правила безопасной работе с иглой. (индивидуально) Слайд № 9 «Правила работы с иглой»

Правила работы с иглой.

  1. Храни иглу…( в игольнице).

  2. Не вдёргивай в иглу сильно… (длинную) нитку.

  3. Не оставляй иглу без… (нитки).

  4. Не втыкай иглу в …(одежду).

  5. Не работай…( испорченной) иглой (ржавой и кривой)

  6. (Сломанную) иглу выбрось в мусор.

  7. На уроке будь внимателен! Не забывай о том, что игла – острый …(инструмент) и им можно…( уколоться)!

Вешаю на доску плакат «Советы иголочки»

- Посмотрите внимательно на советы иголочки. Какой из этих советов мы не должны выполнять? (о длине нити, т.к. надо вставлять длинную нитку)


- Задание: внимательно рассмотрите технологическую карту и найдите закономерности в данной работе.

*Дети называют закономерности, затем выполняем проверку по

Слайду № 10 «Закономерности изонити»


- Проверим правильность ваших ответов. Молодцы!

(Закономерности:

  1. Выполнять работу в строгом порядке , по технологической карте.

  2. Следующий стежок должен всегда пересекать предыдущий.

  3. Шить, никогда не пропуская ни одного отверстия.

  4. Чередовать стежок с одной стороны угла на другую.

  5. С лицевой стороны -длинные протяжки, с изнаночной –короткие.)


- Для того, чтобы вы справились с работой необходимо выполнять правила рабочего человека.

Слайд №11 « Правила рабочего человека»


- Внимательно прочитайте их и выберите те, которые мы обязаны соблюдать на данном уроке:

1. Работайте дружно, работайте вместе каждый на своём рабочем месте.

2. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.

3.Выполнил работу, приведи рабочее место в порядок

4.Во время работы содержи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполнения операции.

5.Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.


- Скоро вы приступите к работе и вы должны окончательно продумать вид снежинки, в этом вам поможет таблица, которую мы с вами сейчас заполним.

*Заполняем таблицу методом морфологического анализа.

Дети, совместно с учителем заполняют таблицу.

Наводящие вопросы:

  1. Какая может быть форма у основы? (круг)

  2. Какой материал можно использовать для основы? ( картон, бархатная бумага, плотная ткань…)

  3. Какой цвет можно использовать для основы? (белый, чёрный, синий, красный, зелёный)

  4. Какой вид нити можно использовать в данной работе? ( мулине, ирис, шёлковые…)

  5. Какие приёмы выполнения существуют в данной техники вышивания? (заполнение угла)

  6. Какой сюжет можно использовать для композиции «Снеговик»? (предметная- одна снежинка), сюжетно- тематическая- много, снегопад)

Форма основы

Материал

основы

Цвет

реш -я

основы

Вид

нити

Приёмы

выполнения

Сюжет

композиции

Круг



Картон

Барх.бум

Плотная ткань.

Белый

Чёрный

Синий

Голубой

Мулине

Ирис

Шёлковые

х/б

Прост. угол

Слож. угол

Предметная

Сюжетно-

тематическая

Слайд № 12 «Заполненная таблица»


- На основании составленной таблицы выполните выбор своей снежинки. Работа эта довольно сложна.


- Перед вами пословицы.

слайд № 13 «Пословицы»

Выбери из них одну, которая как нельзя лучше подходит к данной теме. Ответ постарайся аргументировать.

  • Что посеешь, то и пожнёшь.

  • Штопай дыру, пока невелика.

  • Глаза боятся, а руки делают. (глядя на снежинки кажется, что выполнить эту работу очень сложно, но, думаю, что после объяснения техники «Изонить» я смогла бы выполнить её.)

- Молодцы!


– С чего начнём работу? (нарисуем окружность с обратной стороны картона , поделим окружность на равные части и выполним разметку углов на равные отрезки, при этом мы не должны забывать о правилах по технике безопасности с инструментами)


- Как продолжить? ( проткнуть намеченные точки шилом, или толстой иглой и начнём вышивать угол по схеме, которая указана на технологической карте)


- Чем закончим работу?(вышиваем оставшиеся углы в технике «Изонить»

- О чём нельзя забывать? ( о закономерностях: Выполнять работу в строгом порядке , по технологической карте. Для заполнения круга двигаться только по часовой стрелке. Следующий стежок должен всегда пересекать предыдущий. Шить, никогда не пропуская ни одного отверстия.)

-А теперь приготовим пальчики к работе

*Разминка для пальцев- массаж пальцев правой руки с показом учителем от кончика к основанию.

- Этот пальчик-папа, (хором)(большой)

Этот пальчик –мама,(указательный)

Этот пальчик- дедушка,( средний)

Этот пальчик – бабушка, (безымянный)

А вот этот я (мизинец)

Вот и вся моя семья! (сжимаем кулачки на обоих руках и разжимаем 3р)

Слайд № 14 «Пожелания в работе»


7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(16-18мин)


Цель: создать рабочую атмосферу в классе и начать вышивать снежинку в технике «Изонить».


Дети самостоятельно выполняют работы, работая по технологической карте и соотнося свою работу с образцами. Если у детей возникают затруднения, дети работают в парах, помогая друг другу. В проблемных случаях учитель оказывает помощь.


Проводится выставка работ (должно быть выполнено не менее 1 заполненного угла), при этом ребята выбирают понравившийся элемент угла, мотивируя свой выбор. Анализ готовых работ. Поощряются дети, которые проявили творчество.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.(2 мин)


Цель: закрепить и повторить материал по данной технике вышивания


- А сейчас немного проверим вашу память, вашу эрудицию и скоростную реакцию ответов на вопросы. Итак… Внимание!

- В какой технике вышивания мы работали на уроке? (изонить)

- Какие 2 основных приёма необходимо знать, чтобы её выполнить?

( как заполнить круг и угол)

- Чему научились на уроке? ( вышивать угол)

- Что нового узнали? ( как разделить на части окружность и отрезок, что снег бывает разных цветов, повторили виды вышивок)


9.Этап рефлексии на уроке. (1 мин)


Цель: выявить самооценку результатов деятельности учащихся.

!


- Прекрасно справились с работой! Если возникнет желание поработать дома, не забудьте принести свою творческую работу и поделиться опытом. За это вы получите дополнительную оценку.


- Не забудьте привести в порядок своё рабочее место.


- Напоследок поиграем в игру, которая называется «Барометр настроения». (Слайд№15 )Перед вами лежит карточка. С одной стороны изображена весёлая мордашка, а с другой –грустная. Если настроение плохое и вы плохо справились с работой показываете грустную мордашку, а если настроение хорошее и с работой вы справились - весёлую мордашку.


- Молодцы! Дома вышить 1 угол и принести заготовку, иглу, нитки, скотч.


С

снеговик

писок используемой литературы:

  1. О.Леонова « Рисуем нитью»: Ажурные картинки.- Спб.: Издательский Дом «Литера», 2005г

  2. Нагибина М.Н. « Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998 г.

  3. А. Ликум Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём», том 3, Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово», ТКО «АСТ».- М., 1994г.

  4. Книга рекордов Гиннесса, Москва «Советская Россия», 1995г

  5. Кубышева М.А. « Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой напровленности» - М.: АПК и ППРО, УМЦ Школа 2000…», 2007г.

  6. Дидактика технологии образования: Книга для учителя. Часть 1,2 под. Ред. Атутова П.Р. – М.: ИОСО РАО, 1997г.

  7. http://izonito4ka.ucoz.ru/tests/.Тесты по теме «Изонить»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ