Урок технологии на тему "Игрушки своими руками"

Игрушки своими руками

Семова Юлия Валерьевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ Каменского района, учитель технологии МОУ ООШ с. Варваровка

Цели: Знакомство с историей игрушек и изготовление вязаной игрушки.

Задачи:

воспитательная – прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России;

образовательная – закрепить знания и умения по изготовлению вязаного изделия;

развивающая – развивать творческие способности и исполнительские умения учащихся, применять имеющиеся знания на практике.


Материально-техническое оснащение:

Оборудование кабинета технологии.

Компьютер, проектор, экран, презентация.

Нитки полушерстяные разного цвета, поролон или синтепон для набивки, нитки мулине черного и красного цвета для оформления лица.

Крючки вязальные № 2 и 3, иглы, ножницы.


Наглядность: схемы, инструкционные карты, поузловая обработка игрушки, готовые работы.


Методы проведения занятия: беседа с объяснением нового материала, закреплением материала в ходе урока, практическая работа учащихся под контролем преподавателя.


Межпредметные связи: история, информатика.


Ход работы


I. Организационный момент.


Контроль посещаемости.

Проверка готовности к занятию.

Сообщение темы и цели занятия.


Тема нашего занятия – создание игрушек своими руками.


Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой, – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами.


Сегодня вязаные игрушки стали очень популярными. Мы с вами будем делать небольшую игрушку, которую можно подарить близким, она будет украшать наш дом.


II. Сообщение исторических сведений об игрушках


Девочки из объединения “Дизайн информации” приготовили нам сообщение (Приложение 1) и презентацию (Приложение 2).


III. Практическая работа.


Мы познакомились с разными видами игрушек. Наша задача – сделать куклу своими руками. Сейчас вы приступите к вязанию куклы. Вы уже вязали игрушки из деталей, знаете, что нужно пройти 4 этапа работы (вязание деталей, сборка и вязание туловища, присоединение головы, оформление лица) (Приложение 3). <Рис. 1>



Рис. 1



(Для успешного изготовления изделия учащиеся должны знать общее представление о пути, который им предстоит пройти и видеть конечный результат. Используя наглядные пособия, учитель помогает выстроить логическую цепочку действия, акцентируя внимание на приемах работы, относящихся к каждому этапу).


Давайте с вами повторим правила вязания крючком игрушек.


(Ответы детей). Игрушки вяжут столбиками без накида, вязание должно быть ровным, не тугим и не слабым, прибавление и убавление делается в соответствии с инструкционной картой.


Скажите, пожалуйста, сколько основных деталей у куклы?


(Ответы детей). Две руки, две ноги, туловище, голова, юбка.


Инструктаж по технике безопасности:

Нельзя делать резких движений рукой с крючком — можно поранить сидящего рядом товарища.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Иголки должны храниться в игольниках. Длина нити не должна быть более 50 см.


Приступим к изготовлению изделия. Каждая из вас получит инструкционную карту с описанием работы по изготовлению деталей куклы. (Приложение 4). Кукла может быть как в юбке, так и без нее, если это мальчик или малыш.


(Учитель во время практической работы делает целевые обходы, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасной работы с крючком и ножницами).


(После первого урока проводится физкультминутка).


IV. Отделка изделия.


Наши куклы готовы, они внешне очень похожи. Что можно сделать, чтобы каждая из них стала не похожа на другую куклу?


(Ответы детей). Сделать глаза и волосы разного цвета, разные прически.


Приступим к работе по оформлению куклы: пришьем волосы к голове, вышьем лицо.


V. Подведение итогов работы


Давайте посмотрим, какие игрушки у вас получились?


Они разные, но похожи на сестер из одной семьи, в то же время каждая напоминает свою создательницу. На следующих занятиях мы продолжим работу над одеждой кукол. Какие детали вы хотели бы добавить?


(Ответы детей). Шляпку, сумочку, шарфик, кофточку.


Что нового вы узнали сегодня?


(Ответы детей). Очень интересно было познакомиться с историей игрушек.


Теперь вы умеете вязать куклы для себя и близких, можете подарить их младшим сестрам. Желаю вам творческих успехов!



Литература:

Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. -М., "Дет. лит.", 1977. 190 с. с цв. фотоил.

Ариэль Голан "Миф и символ" Иерусалим "Тарбут", М. "Русслит", 1994, С. 164–188.

Б. А. Рыбаков "Язычество древних славян", "Наука", М. 1994, С. 68–75.


Материал опубликован в Интернете в разделе «Внеклассная работа»



http://festival.1september.ru/articles/563277/








Приложение 1.

Исторические сведения об игрушках

Слайд 1.

Народная игрушка - это куклы из дерева и соломы, глины и ткани.


Слайд 2.

Из соломы игрушку мастерили в Пензенской, Тамбовской, Калужской и других центральных губерниях России. Обычно соломенные игрушки не продавали, их изготовляли для своих детей. Нередко игрушки из этого материала делали сами дети.

В былые времена как рассказывала Екатерина Константиновна Медянцева, крестьяне зимой, особенно ближе к весне, клали на подоконники соломенные жгутики, чтобы вода с оттаявших стекол не стекала на пол. Из этих-то жгутов дети и мастерили куклы. Их наряжали в тряпочки, делали что-то вроде сарафана и платка.


Слайд 3.

Сказочные и загадочные, подстать притихшему дремучему лесу, вятские изделия из еловых шишек и мха. Их так и называют — «моховики» или «лесовики».

В 30-х голах прошлого столетия в деревне Марьино Кировского района еще делали моховиков. Обычно это мужские персонажи с головой из липовой чурки, с руками из еловых шишек; туловище - из сухого мха; за лыковый пояс заткнут топор; в руках – щепочка-посох; на ногах в обмотках из клочков газеты – лапоточки-малютки. Несколько экземпляров моховиков сохранилось в коллекциях музеев, По-видимому, сейчас моховиков уже никто не делает.


Слайд 4.

А вы знаете, что тряпичные куклы, в отличие от пластмассовых, снимают плохое настроение, помогают лучше понять друг друга, воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру.


Слайд 5. Погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, защищают нас от темных сил, соединяют с силами добра. В русской традиционной игрушке не встречаются изображения отрицательных и злых персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, навлечь на него беду.


Слайд 6. Игрушки начали изготавливать давно. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчиков необходимые навыки для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.


Слайд 7.

Долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга на потеху детям. При их изготовлении вкладывалось много выдумки, отражалась любовь к детям – красивые, яркие по окраске, четкой формы игрушки были выразительны и доходчивы. Изготовлялись они кустарным способом, отражали быт людей, наиболее любимых животных. Часто животные изображались в очеловеченной форме, в одежде, персонажи повторяли любимые сказочные сюжеты


Слайд 8.

Многие игрушки переходят границы государств, обретают новые формы. Например, идею нашей русской матрешки подсказал смешной «человечек» Фукурума, привезенный из Японии в Россию в 90-х годах позапрошлого века. В игрушечной мастерской А. Мамонтова «Детское воспитание» по эскизам художника С. Малютина токарь В. Звездочкин выточил первую матрешку. Она состояла из восьми фигур: девочка в сарафане и платке с черным петухом в руках, затем мальчик и опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.


Слайд 9.

В России еще в XVII веке широкое развитие получила народная кустарная деревянная и гончарная игрушка. Содержание её составляют темы труда и быта народа, сказочные, былинные сюжеты, она отличается художественностью образов, выразительностью форм и расцветок.

Русская игрушка в высшей степени человечна, полна доброты. Гуманизм — одна из главных ее отличительных черт.


Слайд 10.

Другая характерная черта — мягкость, лиричность русской игрушки. В ней что-то от тех колыбельных песенок, которые храним мы глубоко в душе от своего раннего детства.

Очень близко ко всему этому ощущениям родства природе России, которое испытываем мы, внимательно присмотревшись к русской игрушке.


Слайд 11.

Деревянная игрушка существовала почти повсеместно в нашей лесной полосе, центром же ее производства надо считать бывшую Московскую губернию со старинным очагом деревянной кустарной игрушки - Сергиевым посадом. С появлением первых Сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.


Слайд 12.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.


Слайд 13.

Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в неё вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам платочки, бабам борушки наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась, как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали корзинку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Традиционная тряпичная кукла безлика Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в неё злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

Как делают куклу старушки в деревнях? Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.


Слайд 14.

Народная игрушка прекрасна, Но можно ли доказать, что красивое красиво? Есть истины, в которых нельзя убедить, пока люди не убедятся в них сами. Искусство постигается во всей глубине только при повторных встречах с ним. И, конечно, нужен настоящий интерес, сосредоточенное внимание. Не всякая самодельная игрушка непременно является произведением искусства, как не может быть назван литературным произведением любой рассказ, любой стих. И даже не всякий мастерски выполненный предмет можно отнести к области декоративно-прикладного творчества.

Народное творчество значительно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства. Ведь народные мастера не получают специального художественного образования. Работа их носит характер традиционного коллективного творчества. Основные приемы обработки материала, круг образов, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих безыменных мастеров. Навыки ремесла передаются от отца к сыну, от матери к дочери.

Постичь красоту народного искусства, значит понять душу народа, его историю не только разумом, но и сердцем.

























Приложение 3.

Этапы работы


Приложение № 4

Инструкционная карта.

Технология изготовления куклы

1. Ноги и руки. Связать 3 петли и соединить в первую петлю соединительным столбиком. Провязать петлю подъема, затем в каждую петлю 2 раза. Сомкнуть ряд (полустолбиком). Провязать петлю подъема, затем в каждую петлю 2 раза (всего должно получиться 12 столбиков). (Рис. 1). Затем вяжем по кругу до нужной высоты ноги или руки (примерно 6-8 см, причем руки короче ног на 2 ряда). Наполняем набивкой ноги и руки. Когда готова вторая нога, нить не отрезаем, продолжаем вязание, перейдя на первую ногу, и вяжем по кругу 2-3 см, в зависимости от размера куклы. (Рис. 2-4).

2. Юбка вяжется снизу вверх. Набираем цепочку длиной 20 см и соединяем в кольцо. (Рис. 5). Петля подъема, затем в каждую петлю вяжем один столбик (можно вязать столбики с накидом, тогда в начале ряда 2 петли подъема). Юбка может вязаться одного цвета или чередовать два цвета. Провязав два ряда, начинаем сокращение, для этого в третьем и четвертом ряду вяжем так: 2 столбика провязываем, третий пропускаем. (Рис. 6).

3. Туловище. Юбку соединяем с нижней частью туловища, провязывая столбиками без накида одновременно обе детали. (Рис. 7). Провязываем туловище 3-4 см, набиваем, затем присоединяем руки к туловищу по бокам, провязываем столбиками без накида один ряд, затем начинаем сокращение с рук. (Рис. 8-9). Для этого провязываем руки через один столбик (один вяжем, второй пропускаем), у туловища в каждом ряду сокращаем по одному столбику с каждой стороны. Набиваем туловище постепенно, равномерно. Остается отверстие для присоединения головы. (Рис. 10).

4. Голова вяжется по кругу. (Рис. 11). Связать 3 петли и соединить в первую петлю соединительным столбиком. Провязать петлю подъема, затем в каждую петлю 2 раза. Сомкнуть ряд (полустолбиком). Провязать петлю подъема, затем в каждую петлю 2 раза (всего должно получиться 12 столбиков). Затем вяжем по кругу, прибавляя в каждый второй столбик по столбику до нужной ширины головы (1 или 2 ряда). Продолжаем вязание: вяжем один столбик в каждый столбик предыдущего ряда. Провязав 1,5-2 см, начинаем убавлять, пропуская каждый третий столбик один ряд, и каждый второй столбик столько рядов, пока останется отверстие для шеи, равное отверстию на туловище. Провяжем один ряд в каждый столбик один раз. Набиваем постепенно, равномерно. Соединяем голову с туловищем иглой, косым стежком по кругу. (Рис. 12).


5. Оформление головы. Волосы нарезаем длиной примерно 20 см. Затем соединяем цепочкой посередине, берем по 2-3 нити одновременно, цепочку вяжем туго, чтобы нити не вывалились. (Рис. 13). Прикладываем волосы к голове, пришиваем по цепочке с обеих сторон. Заплетаем косы или делаем хвостики. Привязываем бантики. Вышиваем нитками мулине глаза, брови, рот и нос.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ