Конспект урока для 3 класса "Виды текстов. Текст-рассуждение"

Урок развитие речи в 3 классе

Тема урока: Виды текстов. Текст-рассуждение.

Цели урока:

1. Углубить знания учащихся об особенности текста - рассуждения, его структуре.

2. Развитие умения различать виды текстов, строить текст-рассуждение. Расширить знания детей о изменениях, происходящих в неживой природе.

3. Воспитывать любовь к родной природе.

УУД:

Познавательные - развивать умение отвечать на вопросы учителя, сравнивать, обобщать, анализировать.

Личностные – умение оценивать свою работу и работу своих товарищей

Коммуникативные – создавать условия для участия детей в диалоге, развивать умение слушать и понимать других.

Оборудование: раздаточный материал, презентация к уроку, опорные таблицы.













Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Время

  1. Орг.момент

Создание необходимой деловой обстановки

Правильная посадка учащихся (осанка), проверка рабочего места


1 мин

2.Целеполагание.

Введение в тему

1.Чтение учителем стихотворения: Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.

-О каком времени года идёт речь в стихотворении?

- Да, о весне. Сегодня на уроке развития речи вы узнаете об особенностях текста-рассуждения, его структуре и напишите мини-сочинение «За что я люблю весну?»

- Мы составим с вами памятку по определению видов текста.

- Но прежде мы должны вспомнить все, что знаем о тексте-рассуждении и других типах текста.









Дети слушают внимательно стихотворение.









Ответы детей



- О весне




























Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других;

- построение речевых высказываний











Регулятивные УУД

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.





















2мин

3.Повторение изученного

















































































4. Работа над сочинением



























5.Орфографическая подготовка































6.Устное составление текстов















































































7. Написание сочинения.















8. Проверка сочинений. Зачитывание учащимися своих работ. Самоанализ и анализ работ.



























9. Итог урока.





















10. Домашнее задание

2.Составление опор типы текстов (опоры специально перепутаны)

-Посмотрите, ребята, правильно ли составлены наши таблицы?

-Правильность выполнения работы сверяем со слайдом.№3

Это мы знаем и умеем:

3. Повторение частей текста.

- Вспомните, из каких частей состоит текст?

Введение нового

У текста – рассуждения во вступлении выделяется утверждение, которое нужно доказать, в основной части предоставляются доказательства, доводы и примеры, в заключении делаются выводы, к которому пришёл автор.

Слайд№4

4.Работа с текстами. Составление памятки.

- Сейчас будет совместная работа (в парах) Можно совещаться.

- Определите виды текстов и приклейте к нужному заголовку.



Проверка работ учащихся коллективно



5. Работа над сочинением по готовому плану.



- Итак, нам предстоит написать сочинение-рассуждение «За что я люблю весну?».

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Может кто-нибудь знает стихи о весне?



Чтение стихов о весне

Слайд№5

6.Словарная работа

В своих сочинениях вы будете использовать много прилагательных, глаголов, существительных. Некоторые трудные слова я выписала на доску и у вас на листочках: прекрасное, пробуждается, звенит, возвращаются, весенняя,

интересно, набухают,

любоваться, обновление.



7.Устное составление текстов.

Зачитывание образца сочинения.

- Посмотрите на готовый план сочинения, прочитайте его.Слайд№6

- Многие писатели и поэты воспевали весну. А сейчас вы выразите своё отношение к этому удивительному времени года. Будете начинающими писателями.

-Вступление уже даётся, вам нужно составить только основную часть и заключение

- О чём вы будете писать в основной части?

- Что напишем в заключительной части?

- Выводы обычно совпадают с той мыслью, которая высказывается в начале текста.

- Перед вами памятка, которой вы можете пользоваться при составлении своего сочинения. Ещё раз проговорите свои сочинения мысленно и можете начинать работу.

- Не забываем каждую часть писать с красной строки

Чтение учителем образца сочинения.

8. Написание сочинения детьми

Учитель ведёт индивидуальную работу с учащимися.





9. Самоанализ и анализ работ учащихся по плану

- Ребята, а теперь послушаем ваши сочинения и дадим им оценку по плану:

1. Соответствует ли сочинение теме?

2. Раскрыта ли основная мысль?

3. Соответствует ли сочинение составленному плану?

Слайд№6



10. Итог урока.

- Чему мы учились на уроке?

- Какой вопрос можно задать к тексту –рассуждению?

-С какими особенностями текста-рассуждения познакомились?

- У вас получилась памятка, которая пригодится вам в дальнейшей работе на уроках русского языка. 11. Домашнее задание.

Выучить виды текстов и их отличия. Учиться писать тексты –рассуждения.










- Нет, они перепутаны, их нужно восстановить.

Вызываются трое желающих. Они восстанавливают правильный порядок схем.

Это мы знаем и умеем:



Текст-описание

Текст-повествование

Текст-рассуждение

Вопрс (Какой?)

Вопрос(Что случилось?)

Вопрос(Почему?)

Дано описание людей, животных, растений.

Сообщается о том, что случилось, что произошло.

Объясняет причину явлений, событий



Остальные учащиеся следят за правильностью выполнения работы.

- Вступление, основная часть, заключение























Работа в парах учащихся

(чтение текстов и определение вида текста). Вклеивание в памятку.





















Ответы детей

Весна самое прекрасное время года. Под крышами звенит капель. Всё на земле пробуждается к жизни. Из тёплых стран прилетают птицы. Весна-это обновление в природе.

Чтение детьми стихов о весне













Дети внимательно слушают и запоминают правописание слов



































Дети читают план сочинения







Дети составляют тексты-рассуждения и проговаривают их.





















- Представим примеры, доказательства своей любви к этому времени года.



- выводы, к которым мы пришли.













Дети, пользуясь памяткой, про себя проговаривают свои сочинения.















Дети внимательно слушают учителя.





Написание сочинения детьми





















Дети анализируют работы своих товарищей по плану. Дают самооценку своим работам.















- Писать текст-рассуждение.

-Составили памятку видов текста.



- Почему?





- В тексте –рассуждении три части в первой говорится о том, что нужно будет доказать, во второй- само доказательство, в третьей- к какому выводу пришёл.









Дети внимательно слушают учителя

Регулятивные УУД

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив)

ОбщеучебныеУУД

-структурирование знаний;

Знаково-символические УУД

-моделирование;

-формирование обобщённых знаний.













Формирование обобщённых знаний



Познавательные УУД

- Делать выводы в результате совместной работы в парах;

- планирование учебного сотрудничества.

- согласование действий с партнёром









Коммуникативные УУД

- Учиться высказывать своё мнение;

- Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений или небольшого текста)



































Коммуникативные УУД

- Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений или небольшого текста)

- построение речевых высказываний



































РегулятивныеУУД

-планирование;

-контроль;

-коррекция;

-волевая саморегуляция







ОбщеучебныеУУД

-произвольное и осознанное построение речевого высказывания











Познавательные УУД

-Сравнивать и анализировать

РегулятивныеУУД

- оценка;

- коррекция;

-контроль.

ОбщеучебныеУУД

структурирование знаний













































3мин

















































5мин





















5мин





































3мин































5мин





































































10мин



















3мин

































2мин





















1мин





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ