Бинарный урок по биологии, физике. Тема: «Линза и глаз»
Бинарный урок по биологии, физике.
Тема: «Линза и глаз».
Белова З.М.. – учитель биологии
Аладина З.И.- учитель физики
2012
Интегрированный урок по биологии и физике
Тема: «Линза и глаз».
Цель урока: повторить строения глаза - как оптической системы и законы геометрической оптики.
Задачи урока: - закрепить знания обучающихся о строении глаза - как оптической системы - расширить представления обучающихся об основных элементах оптических приборов - линзах;
- объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;
- продолжить развитие навыков коммуникативного общения, умения работать в парах и самостоятельно.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: интегрированный урок биологии и физики с использованием компьютера.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Демонстрационное оборудование: компьютер, модель глаза, таблицы.
Раздаточный материал: тестовые задания по вариантам, карточки с заданиями.
Эпиграф к уроку: Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
У. Блейк
Сл 2
Проведение урока.
Организационный момент (приветствие).
Учитель биологии: (Слайд 3) Сколько у человека чувств? Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия – «внешние» чувства. Есть ещё и такие, что «слушают» организм изнутри. Мозг каждый миг получает разнообразную информацию о состоянии костей в суставах, напряжении мышц, о химическом наполнении желудка и т.д.
Учитель физики: (Слайд 4) Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». 90% всей информации люди получают через глаза. Долгое время считалось, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит.
Учитель биологии: (Слайд 5,6,7)
Строение глаза человека. Вспомним строение глаза человека.
Выполнение задания на доске. Вставить правильные ответы вместо пропущенных слов в предложенном стихотворении.
«Строение глаза»
Орган зрения - это ……(глаз)
В нем три ……..(оболочки)
Та, что белая снаружи
Назовем ……….(белочной)
Так прозрачна впереди -
Со стеклом сравнится
Эту часть ее зовем
Просто ………….(роговица)
Слой второй - в нем есть сосуды
Впереди он ………….(радужка)
В ней отверстие ……….(зрачок)
И пигменты разные
За зрачком у нас …………(хрусталик)
Он меняет …………..(кривизну)
И поэтому мы видим
И вблизи, и за версту
Свет легко в глаз проникает
Все в округе видно мне
Ведь в глазном есть ……………(яблоке)
Тело ………………(стекловидное)
В глубине лежит ………….(сетчатка)
Этот слой необходим
Коль………….. (рецепторы) в порядке
То нормально мы глядим.
Учитель физики: А теперь мы повторим основные положения геометрической оптики. (фронтальный опрос)
1. Что называется линзой? (Линзой (от лат. lens — чечевица) называется прозрачное (обычно стеклянное) тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями).
Сл 8
2. Какие вам известны виды линз? (Различают выпуклые линзы, у которых середина толще, чем края, и вогнутые линзы, у которых середина тоньше, чем края.) Сл 9
Назовите элементы линзы. (Главная оптическая ось, оптический центр линзы, фокус.) Сл 10
4. Что такое фокус линзы? (Точка, в которой пересекаются после преломления в линзе лучи, называют главным фокусом линзы.) Сл 11
5. Что называется фокусным расстоянием линзы? ( Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы) Сл 12
6. Что такое оптическая сила линзы? В каких единицах она измеряется?
(Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и называется оптической силой линзы: . Единица измерения называется диоптрией (дптр). 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.) Сл 13
Задание : Разгадать кроссворд по теме «Оптика» (в парах) Сл 14
Проверка ответов сл 15
Учитель биологии: Самый массовый недостаток зрения человека – неясная видимость близких или удалённых предметов. Как возникают эти дефекты зрения и как их исправить?
При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.
При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения. Близорукость и дальнозоркость можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете офтальмолога по особым таблицам.
Учитель физики: Как же можно исправить дефекты зрения? Сл 16
Исправить этот дефект удается с помощью очков. При близорукости следует применять очки с рассеивающими линзами. Такие очки имеют отрицательную оптическую силу.
При дальнозоркости применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами. Оптическая сила таких линз положительна.
Составление памятки «Гигиена глаз». Сл 17
Учитель биологии: Глаз - очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности.
Памятка «Гигиена глаз»
НУЖНО:
1. Рассматривать предмет на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см, от экрана телевизора - 3м (экран должен находиться на уровне глаз).
2. Чтобы свет падал с левой стороны.
3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода.
4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках.
5. При попадании инородного тела протереть глаз чистой влажной салфеткой.
НЕЛЬЗЯ:
1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа.
2. Смотреть телевизор непрерывно более 2-х часов.
3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения.
4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света.
5. Тереть глаза руками при попадании пыли.
Учитель физики. Построение изображений, даваемых линзой.
Как получается изображения в линзах и какое оно?
Задания по вариантам (индивидуальное)
Задание 1. Построение изображения в собирающей линзе (предмет за двойным фокусным расстоянием)
Действительное, уменьшенное, обратное. Сл 18
Задание 2. Построение изображения в собирающей линзе (предмет на двойном фокусном расстоянии)
Действительное, равное, обратное. Сл 19
Задание 3. Построение изображения в собирающей линзе
(предмет между двойным фокусным и фокусным расстоянием)
Действительное, увеличенное, обратное. Сл 20
Задание 4. Построение изображения в собирающей линзе
(предмет между фокусом и линзой)
Мнимое, увеличенное, прямое. Сл 21
Проверка заданий.
Задание 5. (в парах) Найди ошибку. Сл 22
Проверка рис 60 а построение как в собирающей линзе, а показана рассеивающая.
В своё время английский поэт Уильям Блейк верно подметил:
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
А вот почему мы видим прямое изображение, а неперевёрнутое?
Учитель биологии. Каждый анализатор состоит из трёх частей: рецептора (воспринимающее звено), нервных путей и мозговых центров (обрабатывающее звено). В затылочной зоне коры больших полушарий находится зрительная зона, где и происходит обработка всей информации. Поэтому биологи и говорят, что глаз смотрит, а мозг видит.
Просмотр оптических иллюзий. Сл 23
Учитель физики: Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями. Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них.
Подведение итогов урока Сл 31.
Гимнастика для глаз.
Мы сейчас с вами выполним два упражнения для снятия напряжения и три основных для укрепления мышц глаза. Эти упражнения простые и в тоже время сложные. Надо строго следовать указаниям.
Упражнение № 1.
«ИГРА В ПРЯТКИ»
1. Сядьте прямо и расслабьтесь. Шея и голова должны быть на одной линии.
2. Ладонями закройте глаза, но не давите на них, свет не должен проникать в глаза.
3. Попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное.
4. Подержите так несколько секунд и постепенно приоткройте глаза.
5. Проделаем так ещё 2 раза.
Упражнение № 2.
«СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ».
1. Согните руки в локтях, поставьте локти на парту, так чтобы руки были чуть ниже уровня глаз.
2. Разомкните пальцы.
3. Делайте плавно повороты и смотрите вдаль сквозь пальцы.
Если вы делаете всё правильно, то руки должны проплывать мимо вас. Вам должно казаться, что руки движутся.
Упражнение № 3.
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ГЛАЗА.
1. сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на переносице и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение.
2. Проделаем так ещё 2 раза.
Упражнение № 4.
ТО ЖЕ САМОЕ, НО СВОДИМ ГЛАЗА НА КОНЧИКЕ НОСА.
1. сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на кончике носа и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение.
2. Проделаем так ещё 2 раза.
Упражнение № 5
1. Вдыхая, опускаем глаза вниз и затем медленно поворачиваем их по часовой стрелке и останавливаемся в верхней точке (на 12-ти).
2. Не задерживаясь, выдыхая, опускаем глаза до исходного положения (до 6).
3. Закрываем глаза на несколько секунд.
Самоанализ бинарного урока по биологии и по физике.
Урок по теме «Линза и глаз» разработан для учащихся 8 классов.
При планировании урока были поставлены следующие цели и задачи:
Цель урока: повторить строения глаза - как оптической системы и законы геометрической оптики.
Задачи урока: - закрепить знания обучающихся о строении глаза - как оптической системы
- расширить представления обучающихся об основных элементах оптических приборов - линзах;
- объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;
- продолжить развитие навыков коммуникативного общения, умения работать в парах и самостоятельно.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: интегрированный урок биологии и физики с использованием компьютера (межпредметная связь).
Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Демонстрационное оборудование: компьютер, модель глаза, таблицы.
Раздаточный материал: тестовые задания по вариантам, карточки с заданиями.
Поставленные цели были реализованы в ходе урока. При этом на различных этапах урока были использованы разнообразные формы и методы работы:
- наглядно-иллюстративный с использованием ИКТ – просмотр презентации, что позволило ещё раз повторить изученное,
- различные формы опроса – фронтальный, индивидуальный.
- наглядный, словесный
- при работе с памятками были использованы элементы рефлексии,
мы постарались заинтересовать учащихся необычной формой проверки знаний, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
Разминка была направлена:
во-первых, на снятие мышечного напряжения,
во-вторых, на концентрацию внимания
в-третьих, чтобы, выполняя эти упражнения, ребята могли как можно дольше сохранить своё зрение.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ