Бинарный урок по биологии, физике. Тема: «Линза и глаз»

8

















Бинарный урок по биологии, физике.


Тема: «Линза и глаз».


















Белова З.М.. – учитель биологии

Аладина З.И.- учитель физики







2012



Интегрированный урок по биологии и физике


Тема: «Линза и глаз».


Цель урока: повторить строения глаза - как оптической системы и законы геометрической оптики.

Задачи урока: - закрепить знания обучающихся о строении глаза - как оптической системы - расширить представления обучающихся об основных элементах оптических приборов - линзах;

- объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;

- продолжить развитие навыков коммуникативного общения, умения работать в парах и самостоятельно.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: интегрированный урок биологии и физики с использованием компьютера.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Демонстрационное оборудование: компьютер, модель глаза, таблицы.


Раздаточный материал: тестовые задания по вариантам, карточки с заданиями.



Эпиграф к уроку: Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

У. Блейк

Сл 2



















Проведение урока.

Организационный момент (приветствие).

Учитель биологии: (Слайд 3) Сколько у человека чувств? Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия – «внешние» чувства. Есть ещё и такие, что «слушают» организм изнутри. Мозг каждый миг получает разнообразную информацию о состоянии костей в суставах, напряжении мышц, о химическом наполнении желудка и т.д.

Учитель физики: (Слайд 4) Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». 90% всей информации люди получают через глаза. Долгое время считалось, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит.

Учитель биологии: (Слайд 5,6,7)

Строение глаза человека. Вспомним строение глаза человека.

Выполнение задания на доске. Вставить правильные ответы вместо пропущенных слов в предложенном стихотворении.

«Строение глаза»

Орган зрения - это ……(глаз)
В нем три ……..(оболочки)
Та, что белая снаружи
Назовем ……….(белочной)
Так прозрачна впереди -
Со стеклом сравнится
Эту часть ее зовем
Просто ………….(роговица)
Слой второй - в нем есть сосуды
Впереди он ………….(радужка)
В ней отверстие ……….(зрачок)
И пигменты разные
За зрачком у нас …………(хрусталик)
Он меняет …………..(кривизну)
И поэтому мы видим
И вблизи, и за версту
Свет легко в глаз проникает
Все в округе видно мне
Ведь в глазном есть ……………(яблоке)
Тело ………………(стекловидное)
В глубине лежит ………….(сетчатка)
Этот слой необходим
Коль………….. (рецепторы) в порядке
То нормально мы глядим.

Учитель физики: А теперь мы повторим основные положения геометрической оптики. (фронтальный опрос)

1. Что называется линзой? (Линзой (от лат. lens — чечевица) называется прозрачное (обычно стеклянное) тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями).

Сл 8

2. Какие вам известны виды линз? (Различают выпуклые линзы, у которых середина толще, чем края, и вогнутые линзы, у которых середина тоньше, чем края.) Сл 9

  1. Назовите элементы линзы. (Главная оптическая ось, оптический центр линзы, фокус.) Сл 10

4. Что такое фокус линзы? (Точка, в которой пересекаются после преломления в линзе лучи, называют главным фокусом линзы.) Сл 11

5. Что называется фокусным расстоянием линзы? ( Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы) Сл 12

6. Что такое оптическая сила линзы? В каких единицах она измеряется?

(Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и называется оптической силой линзы: . Единица измерения называется диоптрией (дптр). 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.) Сл 13


Задание : Разгадать кроссворд по теме «Оптика» (в парах) Сл 14

Проверка ответов сл 15


Учитель биологии: Самый массовый недостаток зрения человека – неясная видимость близких или удалённых предметов. Как возникают эти дефекты зрения и как их исправить?

При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.

При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения. Близорукость и дальнозоркость можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете офтальмолога по особым таблицам.

Учитель физики: Как же можно исправить дефекты зрения? Сл 16

Исправить этот дефект удается с помощью очков. При близорукости следует применять очки с рассеивающими линзами. Такие очки имеют отрицательную оптическую силу.

При дальнозоркости применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами. Оптическая сила таких линз положительна.

Составление памятки «Гигиена глаз». Сл 17

Учитель биологии: Глаз - очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности.

Памятка «Гигиена глаз»

НУЖНО:

1. Рассматривать предмет на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см, от экрана телевизора - 3м (экран должен находиться на уровне глаз).

2. Чтобы свет падал с левой стороны.

3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода.

4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках.

5. При попадании инородного тела протереть глаз чистой влажной салфеткой.


НЕЛЬЗЯ:
1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа.

2. Смотреть телевизор непрерывно более 2-х часов.

3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения.

4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света.

5. Тереть глаза руками при попадании пыли.

Учитель физики. Построение изображений, даваемых линзой.

Как получается изображения в линзах и какое оно?

Задания по вариантам (индивидуальное)

Задание 1. Построение изображения в собирающей линзе (предмет за двойным фокусным расстоянием)

Действительное, уменьшенное, обратное. Сл 18

Задание 2. Построение изображения в собирающей линзе (предмет на двойном фокусном расстоянии)

Действительное, равное, обратное. Сл 19

Задание 3. Построение изображения в собирающей линзе

(предмет между двойным фокусным и фокусным расстоянием)

Действительное, увеличенное, обратное. Сл 20

Задание 4. Построение изображения в собирающей линзе

(предмет между фокусом и линзой)

Мнимое, увеличенное, прямое. Сл 21

Проверка заданий.

Задание 5. (в парах) Найди ошибку. Сл 22

Проверка рис 60 а построение как в собирающей линзе, а показана рассеивающая.


В своё время английский поэт Уильям Блейк верно подметил:

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.


А вот почему мы видим прямое изображение, а неперевёрнутое?

Учитель биологии. Каждый анализатор состоит из трёх частей: рецептора (воспринимающее звено), нервных путей и мозговых центров (обрабатывающее звено). В затылочной зоне коры больших полушарий находится зрительная зона, где и происходит обработка всей информации. Поэтому биологи и говорят, что глаз смотрит, а мозг видит.



Просмотр оптических иллюзий. Сл 23


Учитель физики: Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями. Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них.



Подведение итогов урока Сл 31.












Гимнастика для глаз.

Мы сейчас с вами выполним два упражнения для снятия напряжения и три основных для укрепления мышц глаза. Эти упражнения простые и в тоже время сложные. Надо строго следовать указаниям.

Упражнение № 1.

«ИГРА В ПРЯТКИ»

1. Сядьте прямо и расслабьтесь. Шея и голова должны быть на одной линии.

2. Ладонями закройте глаза, но не давите на них, свет не должен проникать в глаза.

3. Попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное.

4. Подержите так несколько секунд и постепенно приоткройте глаза.

5. Проделаем так ещё 2 раза.

Упражнение № 2.

«СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ».

1. Согните руки в локтях, поставьте локти на парту, так чтобы руки были чуть ниже уровня глаз.

2. Разомкните пальцы.

3. Делайте плавно повороты и смотрите вдаль сквозь пальцы.

Если вы делаете всё правильно, то руки должны проплывать мимо вас. Вам должно казаться, что руки движутся.

Упражнение № 3.

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ГЛАЗА.

1. сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на переносице и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение.

2. Проделаем так ещё 2 раза.

Упражнение № 4.

ТО ЖЕ САМОЕ, НО СВОДИМ ГЛАЗА НА КОНЧИКЕ НОСА.

1. сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на кончике носа и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение.

2. Проделаем так ещё 2 раза.

Упражнение № 5

1. Вдыхая, опускаем глаза вниз и затем медленно поворачиваем их по часовой стрелке и останавливаемся в верхней точке (на 12-ти).

2. Не задерживаясь, выдыхая, опускаем глаза до исходного положения (до 6).

3. Закрываем глаза на несколько секунд.










Самоанализ бинарного урока по биологии и по физике.

Урок по теме «Линза и глаз» разработан для учащихся 8 классов.

При планировании урока были поставлены следующие цели и задачи:


Цель урока: повторить строения глаза - как оптической системы и законы геометрической оптики.

Задачи урока: - закрепить знания обучающихся о строении глаза - как оптической системы

- расширить представления обучающихся об основных элементах оптических приборов - линзах;

- объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;

- продолжить развитие навыков коммуникативного общения, умения работать в парах и самостоятельно.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: интегрированный урок биологии и физики с использованием компьютера (межпредметная связь).

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Демонстрационное оборудование: компьютер, модель глаза, таблицы.


Раздаточный материал: тестовые задания по вариантам, карточки с заданиями.

Поставленные цели были реализованы в ходе урока. При этом на различных этапах урока были использованы разнообразные формы и методы работы:

- наглядно-иллюстративный с использованием ИКТ – просмотр презентации, что позволило ещё раз повторить изученное,

- различные формы опроса – фронтальный, индивидуальный.

- наглядный, словесный

- при работе с памятками были использованы элементы рефлексии,

мы постарались заинтересовать учащихся необычной формой проверки знаний, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Разминка была направлена:

во-первых, на снятие мышечного напряжения,

во-вторых, на концентрацию внимания

в-третьих, чтобы, выполняя эти упражнения, ребята могли как можно дольше сохранить своё зрение.




























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ