Конспект урока биологии в 8 классе по теме «Строение сердца человека»

Волощук Л.А., учитель биологии,

МОУ СОШ № 4, г.Тобольск

[email protected]


Конспект урока

биологии в 8 классе по теме

«Строение сердца человека»


Тип урока: урок изучения нового материала


Целевая аудитория: учащиеся 8-го класса


Цель урока:

Изучить особенности строения сердца человека.


Задачи урока:

а) Образовательные:

  • Сформировать знания учащихся об особенностях строения сердца

  • Научить связывать особенности строения и функционирования сердца человека как органа кровеносной системы

  • Показать эволюцию кровеносной системы хордовых животных, начиная от рыб и заканчивая млекопитающими

б) Развивающая:

  • Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории

  • Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом

  • Развивать творческие способности учащихся

в) Воспитательная:

  • Формирование бережного отношения к своему здоровью через осознание научно обоснованного отрицательного влияния вредных привычек человека на строение и функционирование сердца

  • Воспитание культуры общения при работе в группах

  • Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов


Продолжительность урока: 40 минут.


Методы:

  • Словесный

  • Наглядный

  • Исследовательский

  • Частично-поисковый

  • Практические: учебно-трудовые, тренировочные


Формы организации деятельности на уроке:

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Групповая


Оборудование:

Техническое:

  • ПК на базе процессора не ниже Pentium II

  • Мультимедийный проектор

  • Принтер

  • Доска-экран

  • Модели сердца человека

  • Таблица «Строение сердца»

  • Таблица «Эволюция кровеносной системы хордовых»

Программное:

  • Приложения Microsoft Office PowerPoint

Учебный комплект:

  • Основной учебник Биология. Человек. 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дрофа 2007.

  • Дополнительный учебник: Биология. Биология. Человек. 8 класс.

А.Г Драгомилов., Р.Д.Маш. Дрофа 2007

Разное:

  • Раздаточный материал (опорные конспекты, карточки – информаторы для выполнения практической работы на, тесты – практикумы и др.)


Подготовительная работа:

  • Создание компьютерной презентации к уроку

  • Подготовка раздаточного материала

  • Создание проверочного теста – практикума

  • Формирование групп

  • Подготовка учеников – консультантов (отбор изучаемого материала, составление карточек – информаторов, тестов практикумов, работа с литературой)


Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности соблюдать и пропагандировать правила и нормы ЗОЖ.



План урока

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. 1 мин

Цель: психологически настроить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Способ достижения: соблюдение санитарно-гигиенических требований, доброжелательная беседа.

  1. Актуализация знаний учащихся. 5 мин

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.

Способ достижения: фронтальный опрос – терминологическая разминка, проверочный тест, самопроверка, исторический материал, показ презентации, проблемная ситуация.

  1. Изучение нового материала. Работа в группах . 15 мин

Цель: изучение нового материала по теме, знакомство с новыми и отработка уже изученных понятий по теме «Кровеносная система»

Способ достижения: презентация, работа с раздаточным материалом, работа у доски с таблицами и опорными конспектами, материалом учебника.

  1. Динамическая пауза. 2 мин

Цель: избежание перегрузки учащихся.

Способ достижения: упражнения для снятия нагрузки с глаз и тела, выполнение упражнений на концентрацию внимания.

  1. Первичное закрепление знаний. 3 мин

Цель: закрепление полученной информации.

Способ достижения: самопроверка и взаимопроверка с использованием опорного конспекта.

  1. Закрепление и самопроверка знаний. 8 мин

Цель: закрепление полученных на уроке знаний, обобщение изученного материала.

Способ достижения: проверочный тест.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. 5 мин

Цель: проверка степени и личной значимости усвоения нового.

Способ достижения: стратегия «Исследование вопроса».

  1. Информация о домашнем задании. 1 мин

Цель: закрепление полученных на уроке знаний, обобщение изученного.

Способ достижения: самостоятельная работа и с литературными источниками



Эпиграф урока:

Наше сердце – не камень. Камень и тот рано или поздно превратится в песок. А вот сердце нерушимо. Будь то добро или зло, мы можем до бесконечности передавать друг другу эту нерушимую субстанцию.

Харуку Мураками


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. 1 мин

Проверяется подготовленность классного помещения и класса к уроку.

Слайд № 1

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь встретились с вами на уроке биологии. Урок пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в группах совместно, помогайте и будьте внимательны при выполнении заданий. Договорились?



  1. Актуализация знаний учащихся. 5 мин

  • Терминологическая разминка (фронтальный опрос).

Учитель:

Перед изучением нового материала нам необходимо повторить термины и понятия по теме «Кровеносная система человека». Для успешного изучения темы урока мы проведем терминологическую разминку, которая поможет нам успешно усвоить новый материал и поможет настроиться на хорошую работу.

Задание: На слайде обозначены биологические термины и понятия, которые понадобятся нам на сегодняшнем уроке при изучении новой темы. Дайте объяснение первому термину или понятию и адресуйте свой вопрос дальше одноклассникам.

* аорта (самый крупный кровеносный сосуд, несущий артериальную кровь, выходит из левого желудочка)

* венозная кровь (кровь темно – вишневого цвета, содержащая углекислый газ)

* артериальная кровь (кровь ярко- красного цвета, содержащая кислород)

* оксигемоглобин (соединение гемоглобина с кислородом в артериальной крови)

* карбоксигемоглобин (соединение гемоглобина с углекислым газом в венозной крови)

Приложение № 1, слайд №2

Учитель:

Молодцы ребята, вы на хорошем уровне справились с заданием, особенно важно то, что многие дополняли ответы своих одноклассников, используя при этом биологические термины и понятия.

  1. Изучение нового материала. 15 мин

* Введение в тему рока.

Учитель:

Строение и функционирование кровеносной системы невозможно изучать, не зная строение и функционирование самого главного органа кровеносной системы – сердца. Итак, я приглашаю вас в удивительный мир под названием “Строение сердца человека»".

Слайд № 3

- Как важно для организма человека сердце. Даже личностные качества человека мы часто называем, связывая их с сердцем.

Устное задание на размышление: ребята, какие слова мы говорим о качествах человека, используя в выражениях слово сердце?

Ответы учеников: сердечный друг, золотое сердце, неравнодушное сердце, каменное сердце, и др.

И это не случайно, ведь тем самым мы подчеркиваем его значимость и уникальность. И.П.Павлов сказал так о сердце: Сердце было и остается органом, который указывает на все состояние человека. Я бы назвал его органом чувств. Как не хотим мы скрыть свое волнение, чувство или тревогу, оно тонко укажет на наше субъективное состояние и всегда нас изобличит.

* Практическая работа

- На сегодняшнем уроке вы будете работать в группах, за каждой группой закреплен консультант. У ребят – консультантов сегодня очень ответственная работа – они выступают в роли учителя и помогут вам в изучении нового материала.

Задание: Используя материал учебника, дополнительную литературу, раздаточный материал, слайды презентации, таблицы у доски, карточки – информаторы изучите особенности строения сердца человека. Отчет о проделанной работе оформите в тетради. Примечание: В группе можно работать как коллективно, так и по индивидуальной траектории. На работу в группах отводится 18 минут.

Желаю вам творчества и радости от работы. Приступайте.

Приложение № 2

- Слайды № 4.

  1. Динамическая пауза (проводится в середине урока) 2 мин

Слайд № 5

Используем фонограмму звуков природы.

- Давайте немного отдохнём. Ребята, встаньте из – за парт. Уряшев Сергей проведет динамическую паузу, сегодня упражнения разминки направлены на формирование правильной осанки и профилактике переутомления. Совместим приятное с полезным. Улыбнитесь.

  1. Первичное закрепление знаний (проводится в группах) 3 мин

Задание: используя таблицы на доске, слайды презентации, модели сердца отработайте навыки распознавания составных частей сердца.

Форма работы: самопроверка, взаимопроверка (по выбору учащихся).

Приложение № 4

  1. Закрепление и самопроверка знаний. 8 мин

  • Проверочный тест

- Ребята мы закончили изучение нового материала, теперь необходимо проверить уровень его усвоения.

Задание: выполните задания теста – практикума, отметьте вопросы, которые вызвали у вас наибольшие трудности.

Форма работы: коллективная или индивидуальная (по желанию учеников)

Приложение № 3

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. 5 мин

- Ребята, настало время подвести итоги урока. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Скажите, что интересного вы узнали на уроке?

  • Где в дальнейшем мы можем использовать знания, которые мы получили на уроке?

  • Что из пройденного на уроке вам понравилось больше всего?

  • Продолжите начатые фразы:

Я хочу узнать больше о………………………….

Меня удивило …………………………………….

Я хорошо усвоил, что …………………………….

Я понял, что ……………………………………….

Слайд № 6

- А сейчас подведём итоги вашей работы в группах. Слово консультантам, поделитесь впечатлениями о работе в группе, есть ли ребята, которые сегодня наиболее активно работали на уроке и возможно заслужили поощрения в виде дополнительной оценки. Как вам понравилось работа на уроке в качестве юных педагогов? (Выступление консультантов).

- Мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! Каждый из вас заслуживает высокой оценки.

  1. Информация о домашнем задании. 1 мин

Задание: используя материал учебника и дополнительную литературу подготовиться к проверочной работе и найти ответ на проблемный вопрос «Объясните, почему человек может задержать дыхание, воздержаться от приема пищи, замереть и остаться без движения, но не может приказать нашему сердцу не биться, даже на несколько секунд».

Слайд № 7.

- Большое спасибо за творчество, позитивное настроение. Урок окончен, до свидания!


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ