Разработка урока в 9 классе по теме «Прокариотическая клетка. Изучение бактериальных клеток»

Ляшенко Г.С., учитель биологии МОСШ № 14, г. Нижневартовск

Разработка урока в 9 классе по теме «Прокариотическая клетка. Изучение бактериальных клеток»

Цель: расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.

Задачи:

  • научиться давать определение термину прокариоты;

  • узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот;

  • распознавать по немому рисунку органоиды прокариотической клетки;

  • описывать механизм образования споры у бактерий;

  • объяснять значение спор для жизни бактерий;

  • доказывать примитивность прокариот;

  • раскрыть значение прокариот в рассмотрении вопроса о родстве и единстве живой природы.

Тип урока: комплексного применения ЗУН.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Средства обучения: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006; электронное учебное издание «Биология. Основные закономерности. 9 кл.» (Идз-ль: ООО «Дрофа», 2006. ООО «Физикон», 2006); авторская презентация к уроку «Прокариотическая клетка».

Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. Фронтальная беседа по вопросам:

1.Сколько насчитывают царств органического мира? Перечислите их.

2. Назовите характерные признаки каждого из царств.

3. Какое из царств имеет самое примитивное строение?

4. Какими особенностями строения отличаются представители царства Бактерии от представителей других царств?

  1. Сообщение темы. Совместное определение цели и задач урока.

  2. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя о двух уровнях клеточной организации (схема на доске). Учащиеся копируют схему в тетради:

Уровни клеточной организации


Прокариотический Эукариотический

( без ядра) (с ядром)

Прокариоты Организмы Эукариоты

Бактерии Представители Грибы, растения, животные

  1. Работа с электронным учебником «Биология. Общие закономерности. 9 класс. Урок 30»:

  • Строение прокариотической клетки (рассказ учителя по рисунку электронного пособия).

  • Формы клеток бактерий (объяснение ученика у доски по слайду «Многообразие бактерий»).

  • Деление бактерий (просмотр видеоклипа с объяснением автора).

  • Образование спор бактерий при неблагоприятных условиях (просмотр видеоклипа с объяснением автора).


  • Условия жизни и распространение бактерий (видеоклип).

  • Значение бактерий в природе и в жизни человека (сообщение учащегося).

  1. Работа в парах с рисунками 63, 64 учебника «Биология. Общие закономерности. 9 класс», стр.123.

  2. Работа в тетрадях с печатной основой: выполнение заданий 2, 4, 5, 6, 8, 9 (глава 11, §25).

  1. Закрепление изученного материала проходит с использованием авторской презентации «Прокариотическая клетка».


  1. Рефлексия и подведение итогов.

  1. Свободные ответы учащихся на вопросы: что нового я узнал (а) сегодня на уроке? Что из изученного сегодня мне пригодится в жизни?

  2. Заполнение рефлексивных карточек:

Рефлексивная карточка.


Занятие закончено. Пожалуйста, поставьте знак «+» в соответствующей графе карточки.

Спасибо!

Фамилия, имя

учащегося

Материал темы

усвоен

Материал требует

доработки

Многое непонятно,

нужна консультация






  1. Домашнее задание: Повторить § 25. Устно ответить на вопросы 1-5 на стр.124. Подготовить творческое задание (по желанию, по выбору):

  • презентация о значении бактерий;

  • кроссворд по теме;

  • синквейн;

  • правила личной гигиены;

  • рисунки и др.


2



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ