Разработка урока по биологии для 7 класса "На грани двух стихий"
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. НОЯБРЬСК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ СОШ № 6)
Разработка урока по биологии
для 7 класса
«На грани двух стихий»
Подготовила:
учитель биологии
Бегунова Анна Павловна
Г. Ноябрьск
2015 год
Тема урока: На грани двух стихий (Особенности внешнего строения земноводных в связи с образом жизни).
Цель: изучить особенности внешнего строения земноводных на примере лягушки;
выявить черты приспособленности к водной и наземно-воздушной средам
обитания.
Оборудование: таблица «Класс Земноводные», 1С «Биология 7 класс», видеофильм « Класс Земноводные», аквариум с лягушкой, фотографии земноводных на каждую парту.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Учитель: О каком животном идет речь в детской загадке?
Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле.
Учащиеся высказывают предположение, после чего учитель демонстрирует видеофрагмент с квакающей лягушкой и показывает аквариум закрытый черной материей.
Учитель: Обитателем каких сред жизни является данное животное?
Учащиеся называют водную и наземно-воздушную среду обитания.
Учитель: предлагаю смоделировать две среды обитания из предложенных компонентов (две пустые банки, почва, вода) и описать условия обитания организмов, заполнив таблицу:
Характеристика среды обитания
Водная
Наземно-воздушная
Плотность среды
Высокая
Невысокая
Доступность кислорода
Количество кислорода, растворенного в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от внешних условий
Кислород- составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна
Вес тела в среде
Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой
Вес тела в полной мере определяется силой тяжести
Испарение с поверхности тела
Испарения нет, избыток влаги
Существенное испарение, особенно при высокой температуре
Температурный режим
Колебания температуры в ограниченных пределах
Существенные колебания в течении суток и разные сезоны года
Прозрачность среды
Небольшая
Большая
Вывод: среды обитания различаются по всем характеристикам, следовательно организм имеет две группы адаптаций.
Изучение нового учебного материала.
Учитель: в ходе лабораторной работы рассмотрите внешнее строение лягушки и определите приспособления к каждой из сред жизни.
Лабораторная работа
«Внешнее строение лягушки»
Цель работы: выявить во внешнем строении лягушки черты приспособленности к обитанию в двух средах- наземной и водной.
Оборудование: аквариум с лягушками
Инструктивная карточка
Рассмотрите лягушку. Какую форму тела имеет этот представитель класса Земноводных? Какое значение имеет форма тела в жизни лягушки.
Проведите пальцем по коже лягушки? Какая она на ощупь?
Рассмотрите голову лягушки, найдите ноздри, барабанные перепонки. Где расположены глаза, имеют ли они веки? Какую роль эти органы и особенности их строения играют в жизни лягушки?
Найдите у лягушки передние и задние конечности. Пронаблюдайте движение лягушки на суше и в воде.
Используя наблюдения и текст параграфа 36, заполните таблицу.
Приспособления земноводных
к наземной среде
к водной среде
Пятипалые рычажные конечности для передвижения по твердому субстрату
Обтекаемая форма тема, наличие плавательной перепонки между пальцами способствует передвижению в водной среде
Влажная, голая кожа защищает высыхания, обеспечивает кожное дыхание
Влажная кожа
Ноздри, легкие обеспечивают дыхание атмосферным кислородом
Веки защищают глаза от засорения и способствуют увлажнению поверхности глаза
Барабанная перепонка отделяет полость среднего уха от внешней среды
Сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни двух средах обитания
III. Обсуждение результатов лабораторной работы и подведение итогов урока
IV.Домашнее задание: параграф 36, подготовить сообщение о земноводных, для пятиминутки «В мире интересного»
Список использованной литературы:
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. И.Н.Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2008
Пеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7 (8) класс. Универсальные поурочные разработки.-М.:ВАКО, 2006.-432с.- (В помощь школьному учителю)
Использованные Интернет-ресурсы:
http://zagadochki.ru/zagadki-pro-zemnovodnyh.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ