Статья "Использование ИКТ в организации интерактивного взаимодействия учащихся на предметах естественнонаучного направления"

КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 83 им. Г. Мустафина»















«Использование ИКТ в организации

интерактивного взаимодействия учащихся на предметах естественнонаучного направления»









Подготовила: Сексембаева Зульфира Жангельдиновна

учитель биологии высшей категории, г. Караганда (Казахтсан)
















2015г

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Применение ИКТ на уроках естественно- научного направления становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. К тому же уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Развитие личности ученика, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей освоение заложенных в ней знаний и передачу информации способствует развитию творческого мышления, развитию коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, формированию умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации, развитию навыков исследовательской деятельности и формированию информационной культуры, умению обрабатывать информацию.

Внедрение ИКТ в предметную практику существенно окрасило, оживило и усовершенствовало образовательный процесс, позволило разнообразить формы и средства обучения, а также, повысило творческую активность учащихся, качественную успеваемость, повысило мотивацию обучения, активность и инициативность учащихся,  что в свою очередь способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля,  развивает информационное мышление детей.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.[1] При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов. На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

  • Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапах изучения нового материала, закрепления изученного;

  • Создание и использование презентаций и флипчартов на разных этапах уроках;

  • Проведение лабораторных работ с использованием возможностей виртуального микроскопа.

  • Создание учебных проектов.

Простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. На сегодняшний день в нашей школе есть хорошая медиатека учебных пособий по всем предметам естественно - научного направления. Это электронные учебники по предметам для 7, 8,9,10,11 классов. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц.


К наиболее эффективным формам представления материала, например, по предмету - биология, следует отнести создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. [2] Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ре­сурсы здо­ровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превраща­ются в поурочные планы.

Ис­пользование презентаций возможно на любом этапе изучения темы и на лю­бом этапе урока. Я учитель биологии, поэтому с удовольствием составляю и использую на уроках презентации по всем темам курса биологии 5,6,7,8,9 классов. В презентации в зависимости от целей и задач урока, я вставляю не столько статичные рисунки, но и анимацию, фрагменты учебных фильмов, видеороликов, что повышает интерес учащихся к изучению представленной темы.


1. 2. 3. 4. 5.






1. Презентация.5 класс «Форма и размер Земли»

2. Презентация. 6 класс «Строение растительной клетки»

3. Презентация. 6 класс «Повторение и обобщение темы «Строение цветка»

4. Презентация. 7 класс «Многообразие животного мира»

5.Презентация. 8 класс «Органы чувств. Строение и функции глаза»

Еще один способ использования ИКТ на своих уроках - это создание и использование флипчартов, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Создание и использование на уроках биологии флипчартов по различным темам, а также продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, дает возможность использовать все интерактивные возможности доски. [3]

В нашей школе, программные обеспечение для интерактивных досок ACTIVboard - ACTIVstudio, ACTIVprimary и ACTIVinspiro помогают повысить усвояемость материала благодаря высокой наглядности образовательного материала, представляемого на интерактивной доске ACTIVboard. Кроме того, например, программное обеспечение ACTIVinspiro позволяет импортировать уже подготовленные слайд-презентации во флипчарты с возможностью редактирования и даже полного изменения данных. Все перечисленные программные обеспечения позволяют учителю максимально просто и быстро создать красочный лекционный материал с привлечением различных ресурсов, в том числе мультимедийных (вставка звуковых и видео-файлов).

С помощью средств аннотирования и визуализации изображения можно доступно преподнести ученикам материал, предложить обширные функциональные возможности интерактивной доски, которые легко осваиваются идя от простых (инструмент пера, ластика, шторки и пр.) к более специализированным функциям (использование контейнера, записи флипчарта, проведение опросов мнений и пр.). Инструменты создания электронного флипчарта - позволяют подготовить материал урока и делать любые аннотации во время урока электронными чернилами. Расширенная библиотека ресурсов программного обеспечения ACTIVstudio содержит большое количество материалов и позволяет легко и быстро использовать их в своем материале урока. Объяснение материала с использованием современных технологий притягивает внимание учащихся.[4]

Для обоснования целесообразности разработки учителем–предметником уроков-презентаций, флипчартов, соответствующих методике преподавания, были проведены анкетирования учащихся по вопросам эффективности уроков, проведённых с помощью информационно-компьютерного сопровождения.

Всего было опрошено 126 учащихся 6-8 классов. В анкетах учащимся были предложены такие вопросы как: на­сколько часто в повседневной жизни они при­бегают к помощи компьютера, есть ли необходимость на уроках биологии, физики, химии, географии использовать компьютерные технологии или можно и обойтись и без них; какие уроки им более всего нравятся – традиционные, уроки-презентации или уроки с использованием флипчартов; насколько эффективно использование данных технологий на уроке. При анализе анкет учащихся мною были получены следующие результаты:

  • из общего числа респондентов только 18 человек (14%) используют компьютер редко и только по необходимости, по причине того, что он портит зрение, нарушает психику, и от него быстро устаешь. Оставшиеся 88 учащиеся (это оставшиеся 70 % опрошенных школьников) считают, что компьютер – это источник информации, каждый раз необходимый при приготовлении доклада, реферата.


Диаграмма 1. Использование компьютера в повседневной жизни:









  • на вопрос, касающейся использования новых информационных технологий на уроках по предметам естественнонаучного направления, были получены такого рода ответы: 51% опрошенных считают, что компьютерные технологии нужны в связи с тем, что с ними урок становится интересным и более наглядным; 21% считают, что их нужно использовать иногда, чтобы не перегружать урок и только 3% считают, что информационные технологии вообще не нужны на уроке.






Диаграмма 2. Необходимость использования информационных технологий на уроках биологии








  • 66% респондентов считает, что уроки с использованием информационных технологий способствуют лучшему усвоению материала и повышению качества знаний по предмету; 43% учащихся хотели бы сами участвовать в процессе создания презентаций и флипчартов.

  • и, наконец, на вопрос: какие уроки им больше всего нравятся- 66% опрошенных указали на уроки-презентации и уроки с использованием флипчартов и всего 18% - придерживаются традиционных форм обучения. Это позволяет констатировать, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается учащимися в среднем выше традиционного урока.

Диаграмма 3. Отношение к типам уроков








Итак, применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует:

- активизации познавательной деятельности, повышению интереса детей к учебе, а, следовательно, повышению качественной успеваемости школьников;

- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов; развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;

-более рациональному использованию учебного времени урока; расширению возможностей в выборе средств и методов обучения; повышению мотивацию учащихся и их активности на уроке (занятия становятся более интересными и увлекательными как для преподавателей так и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов);

-повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности школьников на уроке; развитию их информационного мышления, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере;

Использование ИКТ вдохновляет и самих преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Таким образом, можно сделать вывод, что ИКТ - безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Однако, использование ресурсов ИКТ на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным.. Одним словом, профессиональным


Список используемой литературы:


1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: ИОШ РАО 1994,с.228

2. Соломина В.П.Проблемы компьютеризации обучения предметам естественнонаучного цикла: На­учно-методический сборник. / СПб: РГПУ СЗФ – ИНИНФО, 1998г

3. http://www.goo.kz/files/ articles/art_1054.doc

4. e-mail: [email protected]www: http://interactiv.kz


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ