Тематическое планирование курса «Биология» 5 класс
Тематическое планирование курса «Биология» 5 класс (35 часов)
№
Тема урока
(номер пункта в учебнике)
Тип
урока
Целевая установка
Понятия
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Дата проведения
примечание
предметные
метапредметные
личностные
план
факт
Введение в биологию (2 ч)
1.
Науки о природе
Изучение нового материала
Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются
Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология.
Знание объек-
тов изучения
естественных
наук и основ-
ных правил ра-
боты в кабинете
биологии
Познавательные УУД:
умение работать с текс-
том, выделять в нем
главное.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-
лам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и отвечать на вопросы
Познаватель-
ный интерес к
естественным
наукам
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
2.
Методы
изучения
природы
Комби-
ниро-
ванный
Изучение
особеннос-
тей различ-
ных методов
исследова-
ния и пра-
вил их ис-
пользования
при изуче-
нии биоло-
гическихобъектов и
явлений
Методы исследования: нблюдение, эксперимент
(опыт), измере-
ние
Ознакомление
с методами ис-
следования жи-
вой природы и
приобретение
элементарных
навыков их ис-
пользования
Познавательные УУД:
умение проводить эле-
ментарные исследова-
ния, работать с различ-
ными источниками
информации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно установ-
ленным правилам рабо-
ты в кабинете.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух
Понимание
значимости
научного исследования
природы
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
Глава 1. Мир биологии (18 ч)
3.
Что изучает
биология
Изучение нового материала
Формирова-
ние представлений о
многообразии биологических
наук
Биологические
науки: ботаника, зоология, микология, микробио-
логия, экология, цитология, анатомия, физиология, генетика
Знание много-
образия биоло-
гических наук,
а также процес-
сов, явлений и
объектов, изу-
чением кото-
рых они занимаются
Познавательные УУД:
умение структурировать
учебный материал, вы-
делять в нем главное.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля, сделать выводы по
результатам работы.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух, от-
вечать на вопросы учите-
ля, работать в группах
Осознание
значения био-
логических наук в развитии представлений человека о природе во
всем ее многообразии
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
4.
Из истории
биологии
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений о значении открытий
ученых разных исторически эпох для разви-
тия биологии
Аристотель, Уильям Гавей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Медель, Владимир Иванович
Вернадский
Знание и оценка вклада ученых-биологов в
развитие науки
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, грамотно
формулировать вопро-сы, работать с различ-
ными источниками ин-
формации, готовить со-
общения и презентации
и представлять резуль-
таты работы.
Личностные УУД: осо-
знание возможности
участия каждого чело-
века в научных иссле-
дованиях.
Регулятивные УУД:
умение организовать
выполнение заданий
учителя, сделать выво-
ды по результатам ра-
боты.
Коммуникативные
УУД: умение работать в
составе творческих
групп
Понимание
роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о
живой природе
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
5.
Экскурсия
в мир клеток
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений о клетке как единице
строения
живого организма
Клетка. Организмы: однклеточные, многоклеточные.
Микроскоп
Знание и раз-
личение на таб-
лицах основных
частей клеток
(ядра, оболоч-
ки, цитоплаз-
мы). Освоение
основных пра-
вил работы с
микроскопом
Познавательные УУД:
овладение умением
оценивать информа-
цию, выделять в ней
главное. Приобретение
элементарных навыков
работы с приборами.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своей
работы и работы одно-
классников.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля. Развитие навыков
самооценки и самоана-
лиза.
Представление
о единстве жи-
вой природы
на основании
знаний о клеточном строении всех живых организ-
мов Коммуникативные УУД:
умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклас-
сниками
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
6.
Как классифи-
цируют орга-
низмы
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние пред-
ставлений о
значении
классифи-
кации жи-
вых орга-
низмов для
их изучения
Классификация
организмов.
Царства живой
природы. Еди-
ницы классифи-
кации: тип (от-
дел) – класс –
отряд (поря-
док) –
семейство –
род – вид
Знание основ-
ных системати-
ческих единиц
в классифика-
ции живых ор-
ганизмов. По-
нимание
принципов сов-
ременной клас-
сификации ор-
ганизмов
Познавательные УУД:
умение давать опреде-
ления понятиям, клас-
сифицировать объекты.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля. Развитие навыков
самооценки и самоана-
лиза.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя
Понимание
научного зна-
чения класси-
фикации жи-
вых организ-
мов
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
7.
Живые царства. Бактерии
Изучение нового ма-
териала
Формирова-
ние представлений о бактериях как пред-
ставителях
отдельного
царства живой природы
Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы
Выделение су-
щественных
особенностей
строения и
функциониро-
вания бактери-
альных клеток.
Знание правил, позволяющих
избежать зара-
жения болезне-
творными бак-
териями
Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации, преобра-
зовывать ее из одной
формы в другую, выде-
лять главное в тексте,
структурировать учеб-ный материал.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своей
работы и работы одно-
классников.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля. Развитие навыков
самооценки и самоана-
лиза.
Коммуникативные УУД:
умение строить эффек-
тивное взаимодействие
с одноклассниками
Представление
о положитель-
ной и отрица-
тельной роли
бактерий в
природе и
жизни челове-
ка и умениезащищать свой
организм от
негативного
влияния бо-
лезнетворных
бактерий
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
8.
Живые царсва.
Грибы
Комбиниро-
ванный
Формирование представлений о грибах как
представителях отдельного
царства живой природы, обла-
ющих признаками и растений и животных
Грибы. Грибница(мицелий), гифы, плодвое тело.
Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрож-
жевые грибы,
плесневые грибы, грибы-паразиты
Выделение су-
щественных
особенностей
представителей
царства Грибы.
Знание правил
оказания пер-
вой помощи
при отравлении
ядовитыми гри-
бами
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, работать с различ-
ными источниками ин-
формации, готовить
сообщения и презента-
ции, представлять ре-
зультаты работы классу.
Личностные УУД: уме-
ние оценивать уровень
опасности ситуации для
здоровья, понимание
важности сохранения
здоровья.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля. Развитие навыков
самооценки и самоана-
лизаКоммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп
Понимание
роли предста-
вителей цар-
ства Грибы в
природе и
жизни челове-
ка. Осознание
необходимос-
ти оказания
экстренной
помощи при
отравлении
ядовитыми
грибами
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
Живые царства. Растения
Комбиниро-
ванный
Формирование представлений о растениях
как представителях отделного царства жи-
вой природы
Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы:
Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные)
Выделение су-
щественных
особенностей
представителей
царства Расте-
ния. Знание ос-
новных систе-
матических
единиц царства
Растения
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, давать определения
понятиям, работать с
различными источни-
ками информации, пре-
образовывать ее из од-
ной формы в другую,
готовить сообщения и
презентации, представ-
лять результаты работы
классу.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своей
работы и работы одно-
классников. Эстетичес-
кое восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля. Развитие навыков
самооценки и самоана-
лиза.
Коммуникативные УУД:
умение строить эффек-
тивное взаимодействие
с одноклассниками
Осознание
важности рас-
тений в приро-
де и жизни че-
ловека
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
10.
Живые царства. Животные
Комбиниро-
ванный
Формирование представлений о животных
как представителях отдельного царства живой природы
Животные. Простейшие (одноклеточные) животные.
Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополостные, Иглокожие,
Кольчатые черви,
Моллюски, Членистоногие, Хордовые
Выделение су-
щественных
особенностей
представителей
царства Живот-
ные. Знание ос-
новных систе-
матических
единиц царства
Животные
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, работать с различ-
ными источниками ин-
формации, готовить
сообщения и презента-
ции, представлять ре-
зультаты работы классу.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-
лам работы в кабинете.
Развитие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп
Представление
о значении
животных в
природе, осо-
знание их хо-
зяйственного
и эстетическо-
го значения
для человека
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
11.
Жизнь начинается
Изучение нового ма-
териала
Формирова-
ние представлений о значении половых
клеток в процессе оплодотворения и эта-
пах развития зародышей позвоночных животных
Половые клетки: яйцеклетки,
сперматозоиды
(спермии). Оплодотворение. Зародыш
Знание особен-
ностей строе-
ния половых
клеток. Умение
на рисунках и
таблицах выде-
лять сущест-
венные черты
сходства заро-
дышей позво-ночных живот-
ных
Познавательные УУД:
умение сравнивать и
анализировать ин-
формацию, делать вы-
воды. Умение давать
определения поняти-
ям, работать с различ-
ными источниками
информации, самосто-
ятельно оформлятьконспект урока в тет-
ради.
Личностные УУД: зна-
ние основных составля-
ющих здорового образа
жизни.
Регулятивные УУД: раз-
витие умения планиро-
вать свою работу при
выполнении заданий
учителя.
Коммуникативные УУД:
умение слушать одно-
классников и учителя,
высказывать свое мнение
Понимание
роли половых
клеток в размножении живых оганизмов.
Представление
о родстве живых организмов, насляющих нашу планету. Развитие
представлений
о необходимости вести здоровый образ жизни
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
12.
Жизнь пролжа-
ется
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений о размножении как о свойстве
живого организма,
позволяющем продолжать
свой род
Размножение,
способы рано-
жения
Знание основ-
ных способов
размножения
живых организ-
мов
Познавательные УУД:
освоение элементарных
навыков исследователь-
ской деятельности.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля, оценить качество
выполнения работы.
Коммуникативные УУД:
умение работать в груп-
пах, обмениваться ин-
формацией с одноклас-
сниками
Представление
о размноже-
нии как главном свойстве живого, обеспечивающем
продолжение
рода
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
13.
Почему дети похожи на ро-
дителей
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений о гене как основе на-
следственности
организмов
Наследствен-
ность, ген
Знание о значе-
нии гена и его
местоположе-
нии в клетке
Познавательные УУД:
умение давать опреде-
ления понятиям, рабо-
тать с текстом и выде-
лять в нем главное,
устанавливать причин-
но-следственные связи,
работать с различными
источниками информа-
ции, преобразовывать
ее из одной формы в
другую, готовить сооб-
щения и презентации,
представлять результаты
работы классу.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своей
работы и работы одно-
классников.
Регулятивные УУД: раз-
витие умения планиро-
вать свою работу при
выполнении заданий
учителя.
Коммуникативные УУД:
умение строить эффек-
тивное взаимодействие
с одноклассниками
Понимание
роли генов в
хранении и пе-
редаче на-
следственной
информации
от родителей к
потомству
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
14.
Нужны все
на свете
Изуче-
ние но-
вого ма-
териала
Формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе
Организмы: производители, потребители, разрушители
Знание роли
организмов
разных царств
живой природы
в круговороте
веществ
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, умение работать с
различными источника-
ми информации, гото-
вить сообщения и пре-зентации, представлять
результаты работы клас-
су.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние планировать свою
работу при выполнении
заданий учителя, делать
выводы по результатам
работы.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учите-
ля, высказывать свое
мнение
Осознание
взаимосвязан-
ности, взаимо-
зависимости
всех компо-
нентов приро-
ды
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
15.
Как животные
общаются
между собой
Изучение нового ма-
териала
Формирование представлений о способах
общения
животных
между собой
Языки общения животных: движений, запахов, звуков
Знание нали-
чия различных
способов обще-
ния между жи-
вотными
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, работать с различ-
ными источниками ин-
формации, готовить
сообщения и презента-
ции, представлять ре-
зультаты работы классу.
Личностные УУД: уме-
ние видеть прекрасное в
природе. Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-
лам работы в кабинете.
Развитие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение работать в составе творческих групп.
Представление
о животных
как сложно
организован-
ных сущест-
вах, обладаю-
щих
способностью
к общению.
Познаватель-
ный интерес к
естественным
наукам
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
16.
Биология
и практика
Изучение нового ма-
териала
Формирова-
ние пред-
ставлений о
значении
биологии
для хозяй-
ственной
деятельнос-
ти человека
Биологическая
защита урожая,
породы живот-
ных, сорта растений, лекарственные растения
Знание о су-
ществовании
различных по-
род животных и
сортов культур-
ных растений.
Элементарные
представления
о лекарствен-
ных растениях.
Объяснение ро-
ли биологии в
практической
деятельности
человека
Познавательные УУД:
умение осуществлять
поиск нужной инфор-
мации, выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный
материал, грамотно
формулировать вопро-
сы, готовить сообщения
и презентации.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные знания в своей
практической деятель-
ности.
Регулятивные УУД: уме-
ние планировать свою
работу при выполнении
заданий учителя, делать
выводы по результатам
работы.
Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп,
высказывать свое мне-
ние
Понимание
необходимос-
ти биологичес-
ких знаний
для хозяй-
ственной де-
ятельности че-
ловека
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
17.
Биологи защи-
щают природу
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений о последстви-
ях воздействия человека на
природу и
способах ее
охраны
Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые терри-
Тории (заповедники, заказники, национальные парки)
Приведение до-
казательств не-
обходимости
охраны окружа-
ющей природы.
Знание основ-
ных правил по-
ведения в при-
роде
Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации, самостоя-
тельно оформлять конс-
пект урока в тетради,
сравнивать и анализи-
ровать информацию,
делать выводы, давать
определения понятиям.
Личностные УУД: спо-
собность выбирать це-
левые и смысловые ус-
тановки в своих
действиях и поступках
по отношению к живой
природе.
Регулятивные УУД: уме-
ние планировать свою
работу при выполнении
заданий учителя, делать
выводы по результатам
работы.
Коммуникативные УУД:
умение слушать одно-
классников и учителя,
высказывать свое мне-
ние
Осознание
степени нега-
тивного влия-
ния человека
на природу и
необходимос-
ти ее охраны.
Принятие пра-
вил поведения
в живой при-
роде
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
18.
Биология
и здоровье
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений о здоровом образе жизни как главном факто-
ре сохранения здоровья
Здоровый образ жизни. Вредные првычки. Пер-
вая доврачебная помощь пострадавшему
Приведение до-
казательств за-
висимости здо-
ровья человека
от его образа
жизни и состо-
яния окружаю-
щей среды. Знание элемен-
тарных правил
оказания пер-
вой помощи
при кровотече-
ниях, перело-
мах, ушибах и
растяжениях
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, готовить сообщения
и презентации. Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике, понима-
ние важности сохране-
ния здоровья.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-
лам работы в кабинете.
Развитие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп
Принятие пра-
вил здорового
образа жизни.
Понимание
необходимос-
ти оказания
экстренной
доврачебной помощи пост-
радавшим при
кровотечени-
ях, переломах,
ушибах и рас-
тяжениях
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
2 полугодие
19.
Живые организмы и наша
безопасность
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений о живых организмах, ко-
торые могут
причинить
вред здоро-
вью челове-
ка, и спосо-
бах защиты
от них
Ядовитые растения и грибы,
опасные животные
Знание ядови-
тых грибов и
растений, опас-
ных животных.
Освоение при-
емов оказания
первой помощи
пострадавшим
при отравлени-
ях, кровотече-
ниях, укусах
животных
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы, готовить сообщения
и презентации.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике, понима-
ние важности сохране-
ния здоровья.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-
лам работы в кабинете.
Развитие навыков само-
оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп
Представление
о существова-
нии живых ор-
ганизмов,
опасных для
здоровья и
жизни челове-
ка. Понимание
необходимос-
ти оказания
экстренной
первой помо-
щи при отрав-
лениях ядови-
тыми
растениями и
грибами, при
укусах ядови-
тых животных
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
20.
Мир биологии.
Обобщение
знаний.
Обоб-
щения
Обобщение
и систематизация знаний учащихся по
теме «Мир
биологии»
Биология. Цар-
ства живой природы. Клетка. Половые клетки.
Единицы классификации живых
организмов. Круговорот веществ.
Здоровый образ жизни, вредные
привычки, первая помощь пострадавшим
Выделение су-
щественных
признаков
представителей
различных
царств живой
природы. Зна-
ние роли живых
организмов в
круговороте ве-
ществ. Пони-
мание основ-
ных
закономернос-
тей в живой
природе. Пред-
ставление о
правилах здо-
рового образа
жизни. Знание
элементарных
правил оказа-
ния первой по-
мощи постра-
давшим.
Понимание ро-
ли биологичес-
ких знаний в
хозяйственной
деятельности
человека
Познавательные УУД:
умение работать с текс-
том, выделять в нем
главное, структуриро-
вать учебный материал,
давать определения по-
нятиям, классифициро-
вать объекты, готовить
сообщения и презента-
ции.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-
лам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и отвечать на вопросы,
работать в группах, об-
суждать вопросы со
сверстниками
Познаватель-
ный интерес к
естественным
наукам
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
Глава 2. Организм и среда обитания (15 ч)
21.
Водные обитатели
Изучение нового ма-
териала
Формирова-
ние представлений об особенностях вод-
ной среды и
приспособленности организмов к обитанию в воде
Компоненты
природы. Воная среда обитания
Знание компо-
нентов приро-
ды. Представ-
ление о
многообразии
обитателей вод-
ной среды. Вы-
явление при-
способлений
организмов к
обитанию в
водной среде
Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации и преобра-
зовывать ее из одной
формы в другую,
давать определения по-
нятиям. Развитие эле-
ментарных навыков ус-
танавливания
причинно-следствен-
ных связей.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике. Потреб-
ность в справедливом
оценивании своей рабо-
ты и работы одноклас-
сников. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-
лам работы в кабинете.
Развитие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и одноклассников, ар-
гументировать свою
точку зрения
Понимание
необходимос-
ти и соответ-
ствия приспо-
соблений
организмов к
условиям сре-
ды, в которой
они обитают
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
22.
Между небом
и землей
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений о наземно- воздушной
среде как
наиболее
населенной
живыми ор-
ганизмами
и разнооб-
разной по
условиям
обитания
Наземно-воздушная среда обитания
Представление
о многообразии
обитателей на-
земно-воздуш- ной среды и
разнообразии
их приспособ-
лений
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери- ал, грамотно формули-
ровать вопросы.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своей
работы и работы одно-
классников. Эстетичес-
кое восприятие приро-
ды.
Регулятивные УУД: уме-
ние определять цель работы, планировать ее
выполнение, представ-
лять результаты работы
классу.
Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп
Понимание
необходимос-
ти и соответ-
ствия приспо- соблений ор-
ганизмов к
условиям сре-
ды, в которой
они обитают
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
23.
Кто в почве
живет
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений об особенностях поч-
венной среды
обитания
Почвенная среда
обитания
Представление
о многообразии
обитателей
почвенной сре-
ды. Выявление
приспособле-
ний организмов
к почвенной
среде обитания
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно формули-
ровать вопросы.
Личностные УУД: по-
требность в справедли-
вом оценивании своей
работы и работы одно-
классников.
Регулятивные УУД: уме-
ние определять цель ра-
боты, планировать ее
выполнение, представ-
лять результаты работы
классу. Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп
Понимание
необходимос-
ти и соответс-
твия приспо-
соблений
организмов к
условиям сре-
ды, в которой
они обитают
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
24.
Кто живет
в чужих
телах
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений о возникновении приспособле-
ний у паразитических орга-
низмов к обитанию в чужих телах
Организменная
среда обитания.
Хозяин, парзит, симбионт
Выявление
приспособле-
ний организмов
к организмен-
ной среде оби-
тания. Знание
причин прими-
тивности пара-
зитов и их от-
личий от
симбионтов.
Знание основ-
ных правил,
позволяющих
избежать зара-
жения парази-
тами
Познавательные УУД:
умение выделять глав-
ное в тексте, структури-
ровать учебный матери-
ал, грамотно
формулировать вопро-
сы.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике, понима-
ние важности сохране-
ния здоровья.
Регулятивные УУД: уме-
ние определять цель ра-
боты, планировать ее
выполнение, представ-
лять результаты работы
классу.
Коммуникативные УУД:
умение работать в со-
ставе творческих групп
Понимание
необходимос-
ти и соответ-
ствия приспо-
соблений
организмов к
условиям сре-
ды, в которой
они обитают.
Осознание не-
обходимости
соблюдения
правил, позво-
ляющих избе-
жать зараже-
ния
паразитичес-
кими червями
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
25.
Экологические
факторы
Изучение нового ма-
териала
Формирова-
ние пред-
ставлений
об экологи-
ческих фак-
торах и вли-
янии абио-
тических
факторов на
живые орга-
низмы
Экологические
факторы. Абиотические факторы: температура,
влажность, свет
Знание класси-
фикации эко-
логических
факторов. По-
нимание значи-
мости каждого
абиотического
фактора для
живых организ-
мов
Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации, готовить
сообщения и презента-
ции, выделять главное в
тексте, структурировать
учебный материал, гра-
мотно формулировать
вопросы.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике. Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-
лам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух,
задавать вопросы, рабо-
тать в составе творчес-
ких групп
Осознание
влияния фак-
торов среды на
живые орга-
низмы
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
26.
Экологические
факторы:
биотические
и антропоген-
ные
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние представлений о раличных формах
биотических взаимоотношений как резуль-
тате приспособляемости
организмов.
Изучение влияния деятельности человека на состояние окружающей среды
Биотические
факторы среды: положительные (симбиоз), отрицательные (хищ-
ничество, паразитизм, конкуренция).
Антропогеные
факторы среды
Знание различ-
ных форм взаи-
моотношений
между живыми
организмами в
природе. Уме-
ние приводить
примеры форм
взаимоотноше-
ний организ-
мов. Различе-
ние
отрицательных
и положитель-
ных результатов
влияния де-
ятельности че-
ловека на при-
роду. Знание
правил поведе-
ния в природе и
мер по ее охра-
не
Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации и преобра-
зовывать ее из одной
формы в другую, давать
определения понятиям.
Развитие элементарных
навыков устанавлива-
ния причинно-след-
ственных связей.
Личностные УУД: уме-
ние применять полу-
ченные на уроке знания
на практике. Понима-
ние важности бережно-
го отношения к приро-
де.
Регулятивные УУД: раз-
витие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя и одноклассников, ар-
гументировать свою
точку зрения. Овладе-
ние навыками выступ-
лений перед аудиторией
Осознание су-
ществования
разнообразных
взаимоотно-
шений между
живыми орга-
низмами в
природе. По-
нимание при-
чин возникно-
вения
негативных
последствий в
природе в ре-
зультате де-
ятельности че-
ловека.
Принятие пра-
вил поведения
в природе
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
27.
Природные
сообщества
Комбиниро-
ванный
Формирова-
ние элемен-
тарных
представле-
ний о природных сообществах планеты.
Закрепление знаний учащихся о круговороте веществ в природе
Природные сообщества (естественные, искусственые).
Пищевые цепи,
пищевые сети.
Круговорот ве-
ществ
Различение ес-
тественных и
искусственных
сообществ.
Знание значе-
ния пищевых
связей в сооб-
ществах для
осуществления
круговорота ве-
ществ. Умение
составлять эле-
ментарные пи-
щевые цепи
Познавательные УУД:
умение давать опреде-
ления понятиям. Разви-
тие элементарных на-
выков устанавливания
причинно-следствен-
ных связей. Умение
сравнивать и делать вы-
воды на основании
сравнений.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-
лам работы в кабинете,
развитие навыков само-
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и одноклассников, ар-
гументировать свою
точку зрения. Овладе-
ние навыками выступ-
лений перед аудиторией
Представление
о многообра-
зии природ-
ных сообществ
как следствия
разнообразия
природных ус-
ловий на по-
верхности пла-
неты.
Понимание
важности пи-
щевых связей
для осущест-
вления круго-
ворота ве-
ществ
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
28.
Жизнь в Мировом океане
Изучение нового ма-
териала
Формирова-
ние представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение
приспособлений живых организмов,
обитающих
в разных
частях и на
разных глубинах океана
Мировой океан. Обитатели
поверх ностных вод планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин
Знание роли
Мирового океа-
на в формиро- вании климата
на планете. Раз-
личение на ри-
сунках и табли-
цах организмов,
обитающих в
верхних слоях
воды, в ее тол-
ще и живущих
на дне
Познавательные УУД:
умение работать с текс-
том, выделять в нем главное, структуриро-
вать учебный материал,
давать определения по-
нятиям, классифициро-
вать объекты. Умение
сравнивать и делать вы-
воды на основании
сравнений, готовить со-
общения и презента-
ции.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно
установленным прави-
лам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и отвечать на вопросы,
работать в группах, об-
суждать вопрос
Осознание ро-
ли Мирового
океана на пла- нете. Понима-
ние рацио-
нальности
приспособле-
ний обитате-
лей океана к
разным усло-
виям в его
пределах
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
29.
Жизнь в Ми-
ровом океане
Комбиниро-
ванный
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
30.
Путешествие по материкам
Изучение нового ма-
Териала
Формирование элементарных
представлений о животном и растительном мире материков планеты
Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. При-родные условия.
Растительный и животный мир материков
Знание матери-
ков планеты и
их основных
природных осо-
бенностей.
Умение нахо-дить материки
на карте. Об-
щее представ-
ление о расти-
тельном и
животном мире
каждого мате-
рика
Познавательные УУД:
умение работать с раз-
личными источниками
информации и преобра-
зовывать ее из одной
формы в другую, рабо-тать с текстом, выделять
в нем главное, структу-
рировать учебный мате-
риал.
Личностные УУД: уме-
ние соблюдать дисцип-
лину на уроке, уважи-
тельно относиться к
учителю и одноклас-
сникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: раз-
витие навыков оценки и
самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и одноклассников, ар-
гументировать свою
точку зрения. Овладе-
ние навыками выступ-
лений перед аудиторией
Познаватель-
ный интерес к
предметам ес-
тественно-на-
учного цикла.
Представление о многообра-
зии раститель-
ного и живот-
ного мира
планеты как
результате
приспособляе-
мости орга-
низмов к раз-
личным
природным
условиям на
разных мате-
риках
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
31.
Путешествие по материкам
Комбиниро-
Ванный
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
32.
Путешествие по материкам
Комбиниро-
Ванный
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
33.
Путешествие по материкам
Комбиниро-
ванный
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
34.
Итоговый контроль знаний
Контроль и коррекция знаний
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
35.
Организм и
среда обитания. Обобщение знаний
Обобщение
Обобщить и
систематизировать знания учащихся по
теме «Организм и среда обитания»
Среда обитания: водная, наземновоздушная, поч-
венная, организменная.
Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи,
пищевые сети.
Экологические
факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное
сообщество
Знание сред
обитания и их
особенностей.
Умение разли-
чать на рисун-
ках и таблицах
организмы раз-
ных сред обита-
ния. Знание
приспособле-
ний разных ор-
ганизмов к
обитанию в
различных сре-
дах. Знание
групп экологи-
ческих факто
ров, степени и
характера ихвлияния на жи-
вые организмы.
Знание природ-
ных сообществ
и умение разли-
чать естествен-
ные и искусст-
венные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете.Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и расти-
тельного мира.
Знание и соб-
людение пра-
вил поведения
в кабинете био-
логии
Познавательные УУД:
умение работать с текс-
том, выделять в нем
главное, структуриро-
вать учебный материал,
давать определения по-
нятиям, классифициро-
вать объекты.
Личностные УУД: умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД: уме-
ние организовать вы-
полнение заданий учи-
теля согласно установ-
ленным правилам рабо-
ты в кабинете. Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя
и отвечать на вопросы,
работать в составе твор-
ческих групп, обсуждать
вопросы со сверстника-
ми
Познаватель-
ный интерес к
естественным
наукам
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ