Урок биологии на тему «Ткани организма человека. Эпителиальная и соединительная ткани»
Зенченко Ольга Федоровна,
учитель биологии,
Северо-Казахстанская область,
Есильский район,
Николаевская средняя школа.
Урок биологии на тему «Ткани организма человека. Эпителиальная и соединительная ткани»
Цель урока: изучить ткани человека.
Задачи учителя: 1) дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, на примере эпителиальной и соединительной показать взаимосвязь строения и функции;
2) расширить знания о клеточном и тканевом строении организма;
3) Развивать речевые навыки при работе в группе;
4) воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
В конце урока учащиеся должны знать:
Из каких тканей состоит тело человека;
Строение и функции эпителиальной и соединительной тканей;
Местонахождение, этих тканей в организме человека.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, демонстрационный, соответствие, диалог, ИКТ, оценивание.
Оборудование: Презентация, компьютер, ноутбуки, интерактивная доска, дидактический раздаточный материал.
Ход урока
Психологический настрой
Выберите того гномика, который соответствует вашему настроению на начало урока.
Деление на группы. (Использование разрезных картинок)
Правила работы в группе. (Вырабатываются учащимися)
Оценивание.
Этапы урока
дешифратор
баллы
Домашнее задание
Монтирование клетки
Соответствие
2
2
Новый материал
Составил вопросы
1-2
3-5
Отвечал на вопросы
1-2
3-5
Задавал вопросы
1
2
1
2
2
Закрепление
за каждый правильный ответ «Я знаю»
«Я понимаю»- 1 балл
«Я применяю» - 2-3 балла
Ответил на все вопросы – 5
7-8 вопросов – 4
5-6 вопросов – 3
3-4 вопросов – 2
1-2 вопроса - 1
итого
12-13 оценка «5»
10-11 оценка «4»
6-9 оценка «3»
Ваша оценка
Проверка знаний (работа в группе)
Смонтируйте клетку. Назовите органеллы. Какие органеллы отсутствуют?
Соответствие. (Проверка на слайде)
1 группа
-
Сопоставьте органеллы и функции, которые они выполняют
органеллы
функции
Мембрана
А. Принимает участие в делении клетки
Аппарат Гольджи
Б. Отвечает за всю работу клетки.
Лизосомы
В. Обеспечивает взаимосвязь клетки и окружающей средой.
Центриоли
Г. Осуществляют внутриклеточное «пищеварение»
Ядро
Д. Обеспечивает транспорт веществ по клетке.
Передайте свою работу другой группе для проверки
2 группа
-
Сопоставьте органеллы и функции, которые они выполняют
органеллы
функции
Ядро
А. Осуществляют синтез белка
Цитоплазма
Б.Отвечает за всю работу клетки.
Рибосомы
В. Образование органических веществ. Взаимосвязь между органоидами. Бывает шероховатой и гладкой.
Митохондрии
Г. Образование и накопление энергии в клетке.
ЭПС
Д. Происходит обмен веществ. Погружены все органеллы.
Передайте свою работу другой группе для проверки
ОТВЕТЫ:
1 группа (1- в, 2 – д, 3 – г, 4 – а, 5 - б)
2 группа (1 –б, 2 – д, 3- а, 4-г, 5-в)
Новый материал
Тема урока: «Ткани организма человека»
Актуализация знаний
Что такое ткань?
Ткань - совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим строением, функцией и происхождением. (Запись определения в тетрадь)
Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей живых организмов.
- У каких организмов тело состоит из тканей?
Распределите ткани по группам. (работа учащихся в группе)
-
Ткани растений
Ткани животных
Образовательная
Механическая
Выделительная
Проводящая
Покровная
основная
Нервная
Эпителиальная
Соединительная
мышечная
- Есть ли сходство в строении этих тканей?
У человека, как и у животных 4 типа ткани. (запись в тетрадь)
Нервная
Эпителиальная
Соединительная
Мышечная
Сегодня мы изучим 2 ткани: эпителиальную и соединительную.
Цели:
в конце урока вы должны знать:
Из каких тканей состоит тело человека;
Строение и функции эпителиальной и соединительной тканей;
Местонахождение, этих тканей в организме человека.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ
Индивидуальное задание. Прочитайте текст «Ткани человека» на стр.27-28.
Просмотрите слайды.
Работа в парах.
Перескажите полученную информацию товарищу, таким образом, вы закрепите полученные знания.
Задание. (работа в группе)
Составьте вопросы по этой теме.
Группа «Эпителиальная ткань»
Группа «Соединительная ткань»
По плану
Подвиды ткани.
Особенности строения ткани.
Свойства и функции.
Месторасположение тканей.
Используйте таблицу вопросов.
-
«Тонкие» вопросы, отвечающие на вопросы:
«Толстые» вопросы сложные отвечающие на вопросы:
Кто? Где? Когда? Что? Кем?
Почему? Зачем? Как можно? Как вы думаете? и др.
Одного представителя с группы делегируйте в другую группу и задайте им вопросы.
Тренинг «Живая скульптура».
1. Учащиеся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия. В каком случае ему это удастся?
2. Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.
Закрепление
Достиг ли я целей урока?
«Я знаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)
Тело человека состоит из ……………… типов тканей.
Ткань состоит из …………………… и межклеточного вещества.
Эпителиальная ткань образует верхний слой ………………..
Кости и хрящи состоят из ………………………………………… ткани.
«Я понимаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)
Главная функция эпителиальной ткани ………………….
Что кровь и лимфа это - ………………………………………………. соединительная ткань.
Что в соединительной ткани между клетками много ………………………………… вещества.
Хрящевая и костная ткани выполняют ………………………………………………. функцию.
«Я применяю» (2-3 балла)
Если мне в палец попадет заноза, то какая ткань будет повреждена? А если я порежу палец и пойдет кровь, то какие ткани повредятся? Как я могу использовать эти знания?
Проверьте себя по образцу.
«Я знаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)
Тело человека состоит из 4 типов тканей.
Ткань состоит из клеток и межклеточного вещества.
Эпителиальная ткань образует верхний слой кожи.
Кости и хрящи состоят из соединительной ткани.
«Я понимаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)
Главная функция эпителиальной ткани –защитная.
Что кровь и лимфа это – жидкая соединительная ткань.
Что в соединительной ткани между клетками много межклеточного вещества.
Хрящевая и костная ткани выполняют опорную функцию.
«Я применяю» (2-3 балла)
Если мне в палец попадет заноза, то какая ткань будет повреждена? (эпителий)
А если я порежу палец и пойдет кровь, то какие ткани повредятся? (эпителий, соединительная, мышечная, нервная) Как я могу использовать эти знания? (оказание первой помощи)
Рефлексия
Отметьте того человечка, который по-вашему мнению соответствует вашим стремлениям или достижениям в изучении данной темы.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Д/З § 6 Заполнить таблицу на стр. 29
Литература:
Биология. Учебник для 8 класса/Р. Алимкулова, Р. Сатимбеков, а. Соловьева.- Алматы: Атамура, 2012. – 288 с.
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/urok-laboratoriya-v-8-klasse-tkani-cheloveka-0
http://www.truefurn.com/wp-content/gallery/promotion/blob-tree-free-download
http://kmspb.narod.ru/posobie/ttvopr.htm
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ