Конспект урока на тему «Экологическое равновесие в природном сообществе»

Чайко Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Кадетская средняя

общеобразовательная школа №2»

г. Рубцовска Алтайского края



Тема «Экологическое равновесие в природном сообществе».

Цель. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.

Задачи.

1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

2. Развивать познавательную активность и устную речь учащихся.

3. Воспитывать сдержанность, умение выслушать ответы одноклассников.


Оборудование. Кубики разного цвета, толковый словарь С.И.Ожегова, портрет В.Высоцкого, мультимедийное оборудование.


Ход урока.

1 Организационный момент.

Сегодня будем думать, анализировать и рассуждать

Нужны ли все в природе должны мы доказать

Букашка, травка, и любой зверёк


2 Метапредметная тема.

25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 74 года. Его песни поют и помнят. Сегодня мне хочется начать урок со стихотворения В.Высоцкого «Натянутый канат»

« Посмотрите – вот он

без страховки идёт.

Чуть правее наклон –

упадёт, пропадёт!

Чуть левее наклон-

всё равно не спасти…

Но должно быть, ему очень нужно пройти

четыре четверти пути.»

-О ком это стихотворение?

- В чём опасность его профессии?

-Что такое равновесие?

-Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова(Состояние покоя, в котором находится какое то тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающих сил) Значит равновесие это устойчивое соотношение между чем-нибудь.

-В окружающем нас мире есть равновесие?

-Как вы думаете, где или в чём нужно соблюдать равновесие?

-Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой)

-Давайте, сегодня на уроке объединим эти два понятия и поговорим о природном и экологическом равновесии.

- Что вы уже знаете об этом?


3 Работа по теме урока

1)Давайте рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.

-Почему?

-А помогали ли деревья реке? (В лесу много снега, он медленнее тает, дольше сохраняется влага дождей)

-То есть происходил обмен: река питала растения, а растения реку. Вот пришли люди и вырубили деревья.

-Что произойдёт с рекой? (Река обмелеет и может совсем высохнуть)

-Это значит, между ними нарушится экологическое равновесие. Кажется всё просто, но одновременно сложно. Не задумываясь над своими действиями люди могут значительно навредить природе.

-Стараясь увеличить стада оленей на севере нашей страны, люди начали истреблять волков. На них охотились даже с вертолётов. Вскоре их стало значительно меньше. Но и оленей больше не стало, многие стали болеть, трудно стало их прокормить. Почему?


2)Просмотр отрывка мультфильма по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил»

-О чём дед пошёл просить совушку?


3)Работа с учебником стр.127-128

-Что объединяет живые существа в природное сообщество?

3)Рассмотреть цепи питания.


Физминутка

-Посмотрите, у меня на столе из кубиков построена башенка. Внизу зелёные кубики – растения, а следующие ряды животные. Что будет, если мы возьмем один кубик внизу башенки, или даже во втором ряду?

Вывод прочитаем на стр.132.



Игра «Найди ошибку в цепи питания»

Мышь ----- пшеница ----- лиса

дуб ----- волк----- кабан


4)Работа в группах. Рисование плакатов «Будем беречь природу». Защита и выставка плакатов


4 Итог урока.

-Как должен человек вести себя в природе?

-Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете»

Все-все на свете- на свете все нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны…


Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!


Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.


Да, если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.


А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.



Литература:


1.В.Высоцкий. Сочинения том1 Издательство «Локид-Пресс» Москва2002г

2.Т.Ю.Целоусова Т.В.Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3класс Издательство «Вако» Москва 2005г.

3.О.А.Исакова Поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой 3 класс Издательство «Учитель»2006г

4. Мультфильм по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил» Киностудия Союзмультфильм




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ