Статья "Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников на основе системного экологического образования"
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников на основе системного экологического образования
Александрова Вера Павловна, к.б.н., доцент МИОО, учитель биологии ГБОУ СОШ № 930
В статье представлен опыт использования авторской линии непрерывного экологического образования «Основы экологической культуры», разработанной для основной и старшей школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Ключевые слова: экологическая культура, культура здоровья.
Всеобщая модернизация отечественного образования: введение новых образовательных стандартов, принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда кардинально меняет основы учебно-воспитательного процесса в современной школе, организационные и финансовые условия работы учителя. Особенно сложная и противоречивая ситуация сегодня складывается в области проектирования экологического образования. С одной стороны, возрастает значимость экологического образования как направления духовно-нравственного развития личности учащегося, становятся приоритетными аксиологические подходы в организации природоохранной деятельности, формировании здорового и безопасного образа жизни, возрастает востребованность в экологической культуре и этике, как никогда актуальны принципы устойчивого развития общества и основы учения о ноосфере. С другой стороны, в современном образовании не выделено отдельного курса ЭКОЛОГИИ, и разработчики ФГОС ставят перед педагогами задачу формирования экологического компонента в рамках общеобразовательных учебных предметов для основной школы и выбора отдельного курса экологической направленности учащимися старшей школы. Но, тем не менее, в материалах ФГОС в значительной степени отмечается важность экологического образования и воспитания, имеется достаточная научно-методическая и нормативно-правовая база для проектирования развивающего характера экологического образования.
Отбор содержания, форм и методов работы в экологическом образовании (на примере авторской линии «Основы экологической культуры»).
Опыт введения курса экологии в средней школе в 80-х и 90-х годах показывает, что проектировать экологическое образование лишь на содержании биоэкологии (экологии природных экосистем) малоэффективно, так как в этом случае происходит дублирование таких учебных предметов как биология и география, в которых имеется раздел «Основы экологии». Поэтому современное экологическое образование не может строиться в основном на содержании биоэкологии, как разделе биологии, а включать такие разделы как Экология природных экосистем, Экология социальных экосистем, Экология антропоэкосистем, при этом надо отметить, что многие темы экологического образования носят аспектный характер и могут быть применимы к содержанию основных учебных предметов. В целом, развивающее экологическое образование будет востребовано и конкурентно способно в современной школе лишь при условии системного подхода к его содержанию.
Формы и методы работы должны соответствовать принципам системно-деятельностного подхода, способствовать организации мыследеятельности на уроках, формированию навыков самостоятельной работы учащихся.
Для выработки единого вектора направленности экологической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и на основе интеграции основного и дополнительного образования группой учителей Москвы разработана линия непрерывного экологического образования «Основы экологической культуры».
В линии «Основы экологической культуры» экологическое образование строится на основе системно-исторического подхода развития цивилизаций, где в хронологической последовательности раскрываются культурологические, социально-психологические, аксиологические основы взаимодействия Человека и Природы, изучаются основы экологической философии, формируются принципы новой экологической этики. Используется опыт реализации этнокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром, технологии, формирующие у детей представления о моральных категориях, нравственных нормах и эколого-эстетических идеалах.
Линия непрерывного экологического образования состоит из четырёх учебных модулей.
- «Экология живых организмов» для 6-7 класса, возраст 12-13 лет (Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А.);
- «Культура здоровья человека» для 8 класса, возраст 14-15 лет (Александрова В.П., Болгова И.В.);
- «Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека» для 9 класса, возраст 15-16 лет (Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А.) ,
- «Изучение водных экосистем города» для 10-11 класса, возраст 16-17 лет (Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А.).
Каждый учебный модуль включает в себя практикум с основами экологического проектирования для обучающихся и программу с краткими методическими рекомендациями для педагога.
Линия «Основы экологической культуры» разработана авторами в рамках ГЭП «Экологическое образование в столичном мегаполисе» (руководители Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., РАО) на основе экосистемного подхода (1). В ней представлен не фрагментарный материал по изучению экологии, а система непрерывного экологического образования и воспитания, построенная на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подхода, скоординированная с программами учебных предметов и соответствующую психофизиологическому уровню обучающихся.
Экологическая культура - вектор общей культуры человека, определяемый экологической направленностью личности, ее экологическим мышлением, способностью и готовностью к практической деятельности в рамках экологической необходимости и права, ведению экологически грамотного, здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Экологическая культура - ценностно-смысловой и поведенческий стержень здоровьесберегающей жизнедеятельности человека, необходимое условие социализации личности в современном мире (2).
Рассмотрим структуру и возможности использования в экологическом образовании модуля «Культура здоровья человека».
Модуль «Культура здоровья человека» для 8 класса может быть использован учителями-предметниками как дополнительное пособие к курсу биологии (в 8 классе изучается раздел Человек и его здоровье) для формирования здоровьесберегающих ценностей у учащихся, а также для организации проектной и кружковой деятельности. Программа модуля скоординирована с программой биологии, но не дублирует её содержание. Она включает следующие разделы:
Здоровье человека (формирование понятий биосоциальной природы человека, восприятие красоты у разных народов и в различные эпохи, взаимосвязи красоты и здоровья).
Изучение организма человека (изучение анатомии, физиологии и гигиены основных систем органов, изучение показателей здоровья и приобретение навыков оценки состояния своего здоровья).
Моё здоровье в моих руках (изучение факторов, влияющих на здоровье человека, проектирование своего поведения в социо-природном окружении как экологически безопасного, формирование навыков здорового образа жизни).
Репродуктивное здоровье человека. Семейные ценности (изучение форм и способов размножения в природе, эволюции репродуктивной системы живого мира, гендерные особенности воспитания и развития человека, формирование семейных ценностей).
Всего в практикуме имеется 30 практических работ, каждая из которых построена по следующему плану:
1.Справочные материалы;
2.Перечень оборудования, приборов и материалов;
3.Сформулированную для ученика цель работ;
4.Учебные задачи;
5.Вопросы для рефлексии;
6. Краткие подсказки к выводам;
7. Работа в информационной среде;
8. Советы специалистов.
Прежде всего, в практикуме рассматриваются виды здоровья человека и факторы, влияющие на его состояние. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Поэтому здоровье человека не ограничивается лишь соматическим или физическим здоровьем, как думают большинство учащихся, да и взрослых тоже. Здоровье может быть не только соматическим, но и психическим, интеллектуальным, нравственным. Лишь гармонично развитый человек может считаться совершенно здоровым человеком, состоявшейся личностью. Надо сказать, что понятия «здоровье» и «нездоровье» не имеют чёткого ограничения, точно также как и понятие «здорового образа жизни». На уровне отдельно взятого человека это вариативные, то есть личностно соотнесённые модели, то, что может благоприятным и удачным для одного, для другого человека может оказаться полностью неприемлемым. Поэтому особое значение в практикуме уделено формированию индивидуализированного варианта здорового образа жизни, включающего в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты, причём в основе формирования индивидуального стиля жизни лежит становление деятельности субъекта на основе ценностных ориентаций, развитие индивидуальности и внутреннего мира личности.
Состояние здоровья человека определяется несколькими факторами. Наиболее важные из них: генетическая предрасположенность, уровень развития системы здравоохранения в стране, факторы внешней среды и поведение самого человека, которое может быть направлено как сохранение, так и на разрушение собственного здоровья. И, если человек не может изменить систему здравоохранения или наследственную предрасположенность к тем или иным заболеваниям, то снизить риски появления этих заболеваний, спроектировать своё поведение как экологически безопасное, следовать правилам сохранения и укрепления здоровья, уметь оценивать основные показатели своего здоровья и контролировать их для своевременного обращения к врачу он может. И чем раньше учащийся научится это делать, чем раньше сформирует навыки здорового образа жизни, тем меньше проблем останется для врачей и родителей. Поэтому один из разделов практикума так и называется «Моё здоровье в моих руках». Какие формы и методы работы рекомендуется использовать в данной педагогической деятельности? Понятно, что методы «запугивания и нравоучения» в условиях перехода на ФГОС малоэффективны и не соответствуют принципам системно-деятельностного обучения. Работу по формированию здоровьесберегающих ценностей у учащихся можно построить интересно и разнообразно. Вот несколько примеров из практической работы «О вреде курения».
Задание. Прочитайте стихотворение, и создайте к нему комиксы. Для этого разделите стихотворение на части (желательно одинаковые по смысловой нагрузке и объёму), а затем для каждой части подготовьте рисунок. Соединив все части воедино – вы получите комикс.
Три девицы вечерком
с никотиновым дымком
в неразлучной дружбе были.
Проще говоря - курили.
Ученицы те считали,
что вот так взрослее стали,
и коль дым из рта клубится.
то быстрей найдутся принцы.
Вот и 1-й принц явился.
Глянул: в ужасе свалился.
А принцессы, в чём ошибка?
Не поверите – улыбка!
Вам нужна, скажите сами,
«леди» с тёмными зубами,
с запахом вонючим стойким,
и дыханием помойки?
Таковые измененья -
всё последствия куренья.
И итог сего процесса -
Змей Горыныч, не принцесса.
Принц 2-й подходит кстати,
по руке царевну гладит.
Только что это, о Боже?!
Отчего шершава кожа?
И куда румянец сгинул?
Почему лицо покинул?
Вышла в жизни нескладушка:
Нет царевны, есть – лягушка.
Вот жених подходит третий.
Он избранницу заметил.
Присмотрелся: ха-ха-ха!
Это ж бабушка Яга:
часто кашляет, хромает,
к сердцу руку прижимает.
А причина сих кошмаров –
факт суженья капилляров.
Все предвестники старенья
Происходят от куренья.
…динь-динь-динь звонок раздался,
Ученицы сон прервался.
Вот такое же приснится!
Но ведь сон способен сбыться!
Чтоб не сбылся он на деле,
сигареты полетели.
прямо в мусорный пакет.
Всё! Куренью скажем: Нет!
Сон пусть ложь, но в нём намёк
и для всех детей урок.
(М.А. Козинец, ГБОУ СОШ № 930 г. Москва)
Задание. Почему человек начинает курить? По результатам опроса, учёные выяснили, что чаще всего, первый раз подросток закуривает в компании своих сверстников, для того, чтобы показать, что он уже взрослый и может всё себе позволить. Первая сигарета, как правило, не приносит удовольствия, скорее наоборот, вызывает тошноту и неприятное ощущение во рту. Лишь по истечению определённого времени появляется тяга и настойчивая потребность в курении. Таким образом, надо уметь своевременно сказать нет. Выберите аргументацию ответа «нет», которая вам наиболее близка или предложите свою.
- Я не курю.
- Я не думаю, что это мне нужно.
- Я не в настроении.
- Не сегодня.
- Спасибо. В следующий раз.
- Нет. Не хочу неприятностей.
- Мои родители меня убьют.
- Эта радость не для меня.
- Я спортсмен.
- Я пробовал, мне не понравилось.
- Мне не хочется умереть молодым.
- Я и без этого себя хорошо чувствую.
- Нет, спасибо, у меня аллергия.
- Эта дрянь не для меня.
- У меня сегодня свидание.
- Нет, я не хочу.
Задание. Вам нравится, когда вас обманывают? А реклама сигарет делает это постоянно. Даже если вы видите рисунок удачливого молодого человека с сигаретой в руках – это тоже реклама, которая обещает успех в бизнесе, удачу, привлекательность, любовь и многое другое. Используя справочные материалы, заполните таблицу «Мифы и реальность», закончив текст в графе «Реальность».
-
Мифы
Реальность
Курение позволяет похудеть
Реальное влияние на здоровье
………………………………………
………………………………………
Сигареты – символ красоты, благополучия, сексуальности
Реальное влияние на внешний вид
………………………………………
………………………………………
Сигареты придают бодрость и радость
Влияние сигарет на нервную систему
………………………………………
………………………………………
Курение облегчает общение, делает курящего интереснее и значительнее
Влияние курения на умственные способности
………………………………………
………………………………………
Успех в бизнесе
Урон здоровью, требования работодателей к работнику при приёме на работу
………………………………………
………………………………………
Каждая практическая работа модуля заканчивается советом специалиста или цитатами знаменитых людей. В конце работы «О вреде курения» авторы поместили предсмертное обращение журналиста Марка Уотерса, умершего от рака легких (журнал “Ридерз Дайджест”).
Некролог самому себе
“Меня доконали сигареты. Я познакомился с моим убийцей, когда мне было 14 лет. Тогда я начал таскать по нескольку сигарет в день у отца. Сначала, когда я затягивался, к горлу подступала тошнота. Но упрямство одержало верх.
Когда мне было 16 лет, наша семья переехала в Балтимор. Там доставать сигареты стало еще легче. Я брался за всякие мелкие поручения, чтобы иметь деньги на табак, и, кажется, перепробовал все сорта. Я считал себя умудренным опытом, но не могу припомнить, чтобы курение доставляло мне удовольствие.
В 1928 году, с приближением экономического кризиса, наши дела пошли хуже, стало не хватать денег, и отец теперь пересчитывал свои сигареты. Мы с приятелем стали собирать окурки на улицах. Тогда молодым было трудно найти работу, и я решил пойти служить во флот – в семье одним ртом стало меньше. Теперь сигареты не были проблемой. Я выкуривал их по две пачки в день. Через 20 лет, отслужив свой срок во флоте, я поступил на работу в газету. Однажды ночью я почувствовал себя плохо. В тот вечер я выкуривал одну папиросу за другой. Я понял, что это и было причиной приступа. Моя жена Мюриэль и я попытались бросить курить, но нашего терпения хватило на 8 дней. Во рту я всегда чувствовал отвратительный вкус. Аппетит у меня ухудшился. Порой становилось трудно дышать.
В июне 1965 года у меня стал болеть желудок. Потом начал душить ужасный кашель. Я обратился к врачу. Он послушал легкие и послал меня на рентген. “У вас опухоль в легком”, 4 дня спустя левое легкое у меня удалили. Через месяц я снова вышел на работу. Прибавил около 10-ти фунтов весу и чувствовал себя хорошо. Я теперь не курил. Отвыкнуть было легко, по одной простой причине – знал, чем это грозит. Но это было лишь видимостью выздоровления. Существует, насколько я знаю, 4 типа рака легких. Но, независимо от этого, из 20 больных в живых остается только 1. Такова норма выживания при раке легких.
Теперь я понимаю, почему мой доктор так яростно сражается против никотина. По его словам, нет никакого сомнения в том, что курение сигарет и рак легких взаимосвязаны друг с другом. Об этом свидетельствует статистика. Подсчитано, что один из каждых 8-ми мужчин – заядлых курильщиков (20 сигарет или больше в день) в течение 20 лет заболевает раком легких.
Вред заключается не только в опасности рака. Курение удваивает шансы на смерть от сердечно-сосудистых заболеваний, а шансы на то, что умрешь от эмфиземы, возрастают у курильщика в 12 раз. Потом существует также рак губ, гортани, пищевода. Я думаю, что доктора временами чувствуют себя беспомощными. Они предупреждают об опасности таких людей, как я, но мы пропускаем все мимо ушей. И потом вся эта реклама модных сигарет. Как говорит мой доктор: “Миллионы долларов тратят на то, чтобы всячески создавать у публики впечатление, будто сигареты благотворно влияют на здоровье”. Я не знаю, смогу ли я повлиять хоть на одного курильщика. Сомневаюсь в этом. Каждый думает про себя: “Это случится с кем-нибудь другим, но не со мной”. Но когда вас поразит рак легких, никто, кроме Бога, не сможет вам уже помочь.
В данный момент я чувствую себя сносно. Сестры дают мне что-то обезболивающее. Но дышать мне трудно. Я не могу самостоятельно пройти и пяти шагов. Рак проник и в мою печень и еще не знаю куда. У меня нет даже сотой доли шанса на то, чтобы выжить. Для меня уже слишком поздно. У вас, может быть, еще есть время...”
Большое значение для подростка имеет внешний вид, поэтому именно в подростковом возрасте ребята, особенно девочки, изнуряют себя диетами, не всегда правильно подобранными физическими упражнениями, до неузнаваемости меняют свой внешний вид косметикой, татуировками и пр. Для того чтобы помочь создать свой образ - индивидуальный и привлекательный без вреда для здоровья в практикуме есть несколько практических работ и советов специалистов. В работе «Красота и здоровье» подробно рассказывается о том, что мода постоянно меняется, приводятся примеры эталонов красоты у разных народов. Например, жительницы Бирмы, прозванные женщинами-жирафами, вытягивают шею, одевая на неё большое количество колец. У некоторых женщин длина шеи достигает 50 см. В Кении женщины-масаи прокалывают по всему уху множество дырочек, в которые вставляют палочки, проволочки причудливых форм и яркие бусы. Создается впечатление, что в их ушах растут диковинные кусты. Возможно, эта искусственная растительность призвана отчасти компенсировать полное отсутствие волос на голове - кенийки наголо обривают свои головы. Но, пожалуй, наибольшей оригинальностью отличаются эфиопские девушки из племен сурма и музи, украшающие свои губы глиняными дисками. Нижняя губа прокалывается, в образовавшееся отверстие вживляется диск, размер которого с годами становится все больше. Величина диска указывает на то, сколько скота семья девушки рассчитывает получить за нее в качестве выкупа. Конечно, все эти причуды не могут положительно влиять на состояние здоровья человека, поэтому перед тем как изменять свою внешность надо очень хорошо подумать о последствиях. Да и стоит ли так кардинально менять свою внешность? Ведь мода различна в разных странах, она меняется и в разные времена, но всегда и везде вечными ценностями остаются доброта, искренность, индивидуальность! Поэтому заботясь о внешнем виде надо не забывать и о внутреннем мире человека. Этим вопросам посвящено несколько практических работ в модуле. Вот некоторые задания из практической работы «Красота и здоровье».
Задание. Прочитайте описание женских образов у различных авторов. Одинаковое ли представление о женской красоте у классиков и современных авторов? Какое описание вам ближе? Что для вас означает красота?
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми,
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
(Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)
"….что есть красота и почему ее обожествляют люди?!
- Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?!"
(Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»)
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
……………………………………..
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла 6 она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Ты узнаешь её, ты узнаешь её
Она любит варенье из ласк
Арифметику, лето и опыты крови
И её изумрудные брови
Колосятся под знаком луны
(песня группы «Корни»)
Задаание. В большинстве случаев татуировка сегодня рассматривается как веяние моды, а мода, как известно, изменчива. Что делать, если татуировка надоела? Используя справочные материалы и дополнительную литературу, заполните таблицу и сделайте вывод о целесообразности использования модных веяний «тату и пирсинг».
Туту и пирсинг: за и против
Что привлекает в тату и пирсинге? - «за»
Чем вы рискуете? - «против»
Практическая работа «Красота и здоровье» заканчивается цитатой У. Шекспира «Иль не видишь ты, что за безобразная тать эта мода?»
В разделе «Репродуктивное здоровье человека. Семейные ценности» на основе системно-деятельностного подхода изучаются следующие вопросы: формы и способы размножения в природе, эволюция репродуктивной системы живого мира (повторение курса биологии), планирование семьи, распространение инфекций, передающихся половым путём, вопросы семейной культуры разных народов, нравственно-этические и правовые основы семейных отношений. Трудно переоценить значимость проблем, поднимаемых в данном разделе. В 80-х годах прошлого столетия в отечественном образовании был предпринят эксперимент введения курса «Этика и психология семейных отношений», этот эксперимент оказался неудачным. Причин неудачи было несколько. Во-первых, в школе недостаточно специалистов, которые могли бы заинтересовать ребят этой темой, грамотно и увлекательно рассмотреть данные вопросы с позиции биологии, психологии, медицины. Во-вторых, введение отдельного курса в основной или старшей школе не соответствует объёму материала. При всей важности вопроса не стоило выделять отдельный предмет. Введение мало интересного курса (материал был представлен лишь в виде лекций) привело лишь к дополнительной нагрузке старшеклассников. Материалы же модуля авторской линии по теме «Репродуктивное здоровье человека. Семейные ценности» разработаны на основе системно-деятельностного подхода, их можно использовать как дополнение к курсу биологии, для организации бесед со школьниками, проведения тематических классных часов, организации кружковой и проектной деятельности.
Примерные темы проектов модуля «Культура здоровья человека»:
Красота и здоровье.
Генеалогическое древо моей семьи.
Оценка состояния здоровья по функциональным пробам.
Изучение влияния высоты каблука обуви у учениц 5-11 классов школы на состояние опорно-двигательной системы.
«Мой портфель».
Санитарно-гигиеническая оценка учебников.
Паспорт здоровья.
Разработка пищевого рациона школьника.
Разработка и оформление зоны релаксации в школе.
«Модные напитки».
«Мороженое. Секреты маркировки».
Экологический паспорт школы.
Семейные праздники.
«Плюсы и минусы» гражданского брака.
В целом, подготовленная авторским коллективом линия непрерывного экологического образования «Основы экологической культуры» даёт большие возможности для творческой деятельности и педагога, и учащихся, способствует обучению на метапредметном уровне, формированию здорового и безопасного образа жизни, воспитанию экологической грамотности и экологической культуры.
Проблемы оценки качества экологического образования в условиях реализации ФГОС.
Одной из важнейших задач модернизации школьной образовательной системы является повышение качества образования школьников. Меняя формы и методы работы, планируя иные результаты образования необходимо менять и формы их оценивания. При оценке предметных результатов обучения по основным общеобразовательным предметам используется кодификатор элементов содержания (КЭС), на основе которого и разрабатывается вся система оценки качества образования. Поскольку содержание экологического образования применительно к ФГОС полностью не определено, а кодификатора элементов содержания не существует вовсе, то формы и критерии оценивания экологического компонента можно определять одновременно и в соответствии с отбором его содержания. При этом можно использовать имеющийся опыт оценки качества образования по другим учебным предметам, тем более что во многих учебных областях экологическое образование носит аспектный характер и опирается на содержание основного учебного предмета. Примеры видов заданий для такой оценки.
Задание с выбором ответа. Данное задание должно содержать: инструкцию для учащихся, текст задания (стимульный материал, формулировки вопросов), варианты ответов (верный ответ, неверные ответы - дистракторы), ключ (номер верного ответа).
Пример
Рецепторы кожи расположены
1)в слое мёртвых клеток эпидермиса
2)в слое делящихся клеток эпидермиса
3)в дерме (собственно коже)
4)в подкожной жировой клетчатке
Задание на выбор верного суждения. В этом задании учащийся выбирает правильный ответ из всех предложенных. Задание может включать требование к обоснованию выбора.
Пример
Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее.
Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых канальцев.
Вестибулярный аппарат уха – орган равновесия.
В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, два маленьких мешочка, а также три полукружных канала.
Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.
Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
Полукружные каналы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Человек может слышать взрывы на Луне.
Рыба не слышит, так как у неё нет наружного уха.
Задание с открытым ответом. Задания с открытым ответом может быть составлено с целью получения краткого (КО) или полного, то есть развёрнутого ответа (РО).
Примеры.
Шейный отдел позвоночника млекопитающих содержит ____ позвонков (КО).
Объясните, в чем заключается роль ограничивающего фактора (РО)___________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание на определение соответствия. В данных заданиях необходимо найти соответствие между двумя перечнями показателей.
Пример
Установите соответствие между группами экологических факторов и их примерами.
Группы экологических факторов
А. Биотические
Б. Абиотические
В. Антропогенные
Примеры экологических факторов
Вырубка лесов
Объедание листьев гусеницами
Спектры солнечного света
Данные занесите в таблицу.
А
Б
В
Для оценки метапредметных результатов необходимо разрабатывать специальные задания, при этом можно использовать опыт международных исследований PISA и TIMSS.
Примеры
1. Йод относится к микроэлементам питания (микронутриентам): суточная потребность в нем составляет всего 150 мкг (1 мкг - 1 миллионная часть грамма) для подростков и взрослых, а за всю жизнь человек потребляет 3-5 г йода, что эквивалентно содержимому одной чайной ложки. В нашем повседневном рационе йода не достаточно, что может привести к заболеваниям щитовидной железы, задержке умственного развития у детей. Используя таблицу, составьте список продуктов суточного рациона, содержащих необходимое количество йода.
Продукты питания
Содержание йода, мкг на 100 г продуктов
Продукты питания
Содержание йода, мкг на 100 г продуктов
Треска
120
Шпинат
20
Морской окунь
74
Редис
8
Ржаной хлеб
8,5
Картофель
3,8
Белый хлеб
5,8
Огурцы
2,5
Рис
2,2
Сыр
4
Куринные яйца
9,7
Мясо
2,8
2. Может ли этот график показывать колебания численности одного и того же вида насекомых при разных условиях? Если да, то смоделируйте условия для каждого графика.
Для осуществления мониторинга готовности обучающихся к соблюдению правил экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни рекомендуется применять педагогическое наблюдение в специально моделируемых ситуациях. Для неперсонифицированного мониторинга формирования мотивационно-ценностной сферы личности можно использовать имеющийся психологический инструментарий – проективные методики, опросники, тесты. При привлечении психолога к оценке результатов экологического образования можно использовать методики С. Дерябо и В. Ясвина: «Альтернатива», Вербальная ассоциативная методика (ЭЗОП), «Индекс отношения к здоровью» и др.
Большое значение в оценке результатов экологического образования имеет представление и защита учащимися школьных проектов, оценка их учителями, научным сообществом, одноклассниками, общественностью и пр. В этом направлении образовательными учреждениями накоплен богатый опыт.
Литература.
Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования. – М.: Образование и экология, 2012. – 156 с.
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», 2012 (№№3,4), 2013 (№1).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ