РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО» 8 КЛАСС


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Песковатская средняя общеобразовательная школа



« Рассмотрено»

Н на заседании МС

П Председатель МС

__________


«Согласовано»

_______________

«Утверждено»

Директор МКОУ

Песковатской СОШ


___________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»

8 класс




Программа составлена

учителем географии

МКОУ Песковатской СОШ

Ковалевым В.А.








2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Федеральный базисный учебный план и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312);

  • авторская программа по географии 6-10 кл. под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа), 2008.

  • методические материалы научно-методического совета лаборатории географии МИОО

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

.  Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу, рекомендованных в методическом письме ««Актуальные проблемы преподавания географии в 2012/2013 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС» (Научно-методический совет лаборатории географии МИОО)

Тематика обязательных практических  работ в 8 классе

  • ПР № 1 Характеристика географического положения России (вариант -  Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на  контурной карте  стран  -  соседей России.

  • ПР № 2 Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа  и  полезных ископаемых.

  • Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв  и др.)  с точки зрения влияния  на условия жизни и хозяйственной деятельности людей

  • ПР № 3 Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.

  • ПР № 4 Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы  и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.

  • ПР № 5 Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

  • ПР № 6 Характеристика  половозрастного состава населения  по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.

  • ПР № 7 Изучение особенностей размещения и расселения населения  России  в разных природных зонах на основе работы с картами.

Используемый УМК:

1. В. П. Дронов, И. И. Баринова, И.И. Ром, В.Я. Лобжанидзе « География России. Природа. Население. Хозяйство» М.; Дрофа, 2010

2Атлас. География России. Природа. 8 класс.

3Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

4.Электронный учебник для 8 класса


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ

В 8 КЛАССЕ

п-п

Темы  уроков

Срок

Практическая работа жирным шрифтом обозначены оценочные ПР

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Д/з

Часть 1

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА 14 часов


Урок 1

Что изучает география России



Определение географического положения России; показ пограничных государств.

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

§1, с.7

Урок 2.

Географическое положение как зеркало России.


Работа с картой

Обозначение границ России, соседних государств, крайних точек. Визитная карточка России: территория, население.

Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

§1

Урок 3

Особенности физико-географического положения России ПР № 1



. ПР № 1 Характеристика географического положения России (вариант -  Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на  контурной карте  стран  -  соседей России.

Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение

Ученик должен знать специфику географического положения России

§2

Урок 4

Экономико- и транспортно-географическое положение России.


.

Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны.

Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов

§3

Урок 5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.


Работа с картой

Особенности геополитического положения России и ее отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование и развитие страны. Влияние соседей на экологию России. Воздействие российской экономики на экологическую ситуацию в других странах.

Ученик должен знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект. Ученик должен знать понятие «государственная территория»

§4

Урок 6.

Обобщение по разделу




§

ТЕМА 2. ГРАНИЦЫ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (8 часов)

     Урок 7.

Государственная территория России


Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации

Ученик должен знать понятие «государственная территория»

§5

Урок 8

Российские пространства: вопросы и проблемы.


Зона Севера и проблемы ее освоения. Роль природы в формировании Российского государства. Экономически активная территория. Российская

Ученик должен знать связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Уметь выделять существенные признаки объектов.

§6

Урок 9

    Государственные границы России. Типы и виды российских границ.


На к/к нанести границу России и назвать соседние страны.


Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Знать понятия: террито-риальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны.

§7, к/к

Урок 10

Сухопутные и морские границы



Сухопутные соседи России. Различия сухопутных границ на северо-западе, западе и юге страны. Морские соседи России. Различия в геополитическом и экономическом значении морских границ России в Атлантическом бассейне, Северном Ледовитом и Тихом океанах.


§8

Урок 11.

Россия на карте часовых поясов.


Работа с картой

Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время. Определение поясного времени для разных пунктов России. Карта часовых поясов


Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

§9, к/к

Урок 12

Этапы и методы географического изучения территории.

    



Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования. Изучение территории России отечественными учеными.

Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

§10

презентации

Урок 13.

Особенности административно - территориального устройства России



Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства РФ. Уметь анализировать карту.

§11,

к/к

Урок 14

Обобщение по разделу






ЧАСТЬ 2

ПРИРОДА РОССИИ (32часа)

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)

Урок 15-16

Геологическая история и геологическое строение территории России.

    


Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.

§12

Урок 17

     Рельеф России.


Работа с картой

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.


Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

§13

Урок 18

Как и почему изменяется рельеф России.

    



Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние на современный рельеф морей, текучих вод, ледников, ветра. Древнее и современное оледенения

Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры

§14

Урок 19

Стихийные природные явления в литосфере



Виды стихийных природных явления в литосфере, причины, порождающие их, меры по борьбе с ними.

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений.

§15

Урок 20

Человек и литосфера.



Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь в горах и на равнинах. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения

§16

Урок 21

Обобщение по теме


Практическая работа. №2 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий


.


Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7часов)

Урок 22

Факторы, определяющие климат России.



Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны.

Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.

§17

Урок 23

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.


Работа с картой

Закономерности распределения тепла температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

§18

Урок 24

Сезонность климата.



Климатические сезоны, их обусловленность и влияние на быт, хозяйственную деятельность и  характер питания людей.

Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы.

§19

Урок 25

Типы климатов России ПР № 3


ПР № 3 Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.

Климатические пояса и области на территории России, их характеристика.

Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.

§20

Урок 26

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.


Работа с картой

Оценка природных условий России для проживания человека. Основные показатели. Характеризующие уровень комфортности климата

Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

§21

Урок 27

Климат и человек



Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения. Здоровье. Опасные т неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания.

§22

Урок 28

Обобщение по теме «Климат»







Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5часов)



Урок 29

     Разнообразие внутренних вод России. Реки.


Работа с картой

Вода – один из важнейших видов ресурсов. Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек/

Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

§23

Урок 30

     Озера, болота, подземные воды.



Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

§24

Урок 31

Водные ресурсы и человек.

.



Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком

Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение.

§25

Урок 32

Обобщение по теме «Внутренние воды»






Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа)









Урок 33

Образование почв и их разнообразие.



Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии

Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

§26

Урок 34

Закономерности распространения почв.


Работа с картой

Главные типы почв России, особенности их географии.



§27

Урок 35

Почвенные ресурсы России.



Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.


§28



Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)



Урок 36

 Растительный и животный мир России.



Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.


Урок 37

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мир.



Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

§29

Урок 38

Обобщение по теме



Природные зоны – 8 часов



Урок 39

   Разнообразие природных комплексов.



Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК  изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

§30

Урок 40

Природно-хозяйственные зоны России.


Работа с картой

Понятие о природной зональности. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. Природная зональность – всеобщий закон природы. Что такое природно-хозяйственные зоны.

Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

§31

Урок 41

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.


Работа с картой

Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

§32

Урок 42

Леса.


Работа с картой

Разнообразие лесов. России: тайга, смешанные и лиственные леса. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования.

Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

§33

Урок 43

Лесостепи, степи и полупустыни. Безлесные зоны юга России: географическое положение.


Работа с картой

Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны. Взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

Природная зона Башкортостана и Илишевского района Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

§34,35

Урок 44

   Высотная поясность.


Работа с картой

Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования.

Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

§ 36

Урок 45

Особо охраняемые природные территории.



Памятники Всемирного природного наследия. Заповедники

Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте.

§37

Урок 46

Обобщение по теме. ПР № 4


ПР № 4 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеогр-х и тематических карт.




ЧАСТЬ 3

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ЧАСОВ)



Урок 47

Численность населения России.

ПР № 5



ПР № 5 Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX  и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства населения. Региональные различия естественного прироста. Прогнозы изменения численности населения России.

Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Ученик должен уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.

§38

Урок 48

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.



Своеобразие половозрастной пирамиды в России. И факторы. Определяющие это своеобразие. Сокращение средней продолжительности жизни россиян

Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов.

§39

Урок49

Этнический, языковой и религиозный состав населения.

 



Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий

Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию

§40

Урок 50

Городское и сельское население.



Городское население. Города. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельское население. Сельская местность, сельские поселения. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.

Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений.

§41

Урок 51

Размещение населения России.

ПР № 6


ПР № 6 Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв  и др.)  с точки зрения влияния  на условия жизни и хозяйственной деятельности людей

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты.

§42

Урок 52


Миграции населения России.



Миграции населения в России. Внешние и внутренние миграции: причины. Порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Роль внешних миграций в динамике населения страны.

Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций.

§43

Урок 53

Люди и труд.



Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества жизни  населения – важнейшая социально-экономическая проблема.

Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры.

§44

Урок 54

Обобщение по теме «Население»






ЧАСТЬ 4

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ЧАСОВ)



Урок 55

Что такое хозяйство страны.


Работа с картой

Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Ученик должен знать об изменении пропорций меду сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий, состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности размещения отраслей.

§45

Урок 56

Как география изучает хозяйство.



Геоинформационная задача географии. Условия и факторы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.

§46

Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

(11 часов)



Урок 57

Состав первичного сектора экономики.



Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.


§47

Урок 58

Природно-ресурсный потенциал России.



Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны.

§48

Урок 59

Богата ли Россия ресурсами?


Работа с картой

Обеспеченность России природными ресурсами. Дисбаланс в обеспеченности основными видами ресурсов и их потреблении. Основные проблемы развития природоэксплуатирующих отраслей в России.

§49


Урок 60

Сельское хозяйство.


Работа с картой

Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.

Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства. Ученик должен знать основные районы выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения.

§50

Урок61

Земледелие.


Работа с картой

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

§51

Урок 62

Животноводство. ПР № 7


ПР № 7 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

§52

Практическая работа. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Урок 63

Лесное хозяйство. Охота.



Роль леса в жизни людей Российские леса – важная часть национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя

Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснять проблемы этих отраслей.

§53

Урок 64

Рыбное хозяйство.



Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.


§54

Урок 65

Географический фактор в развитии общества.



Влияние природной среды на исторический процесс. Роль природы в развитии России.

Ученик должен знать влияние природного фактора на развитие общества

§55

Урок 66-67

Резерв






Урок 68

Резерв









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ