Конспект урока геометрии на тему "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии" 10 класс
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №5» г. Белгорода
Конспект урока
по математике на тему:
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии
для учащихся 10 классов
Подготовила:
Кобзева Ирина Алексеевна,
преподаватель информатики и математики
ГОУ НПО ПУ №5
Белгород 2010
Тема урока: Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии
Цели урока:
1) ознакомить учащихся с содержанием курса стереометрии;
2) изучить аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.
Ход урока
1. Организационный момент
II. Новый материал
Учитель знакомит с понятием стереометрии: С 7 класса вы начали знакомиться со школьным курсом геометрии.
Вопрос к учащимся: что такое геометрия? (Геометрия — наука о свойствах геометрических фигур. Слово «геометрия» — греческое, в переводе — «землемерие». Такое название связано с применением геометрии для измерений на местности.) В 7—9 классах мы с вами изучали первый раздел геометрии — планиметрию.
Вопрос к учащимся: что такое планиметрия? (Планиметрия — раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур на плоскости.)
Вспомним основные понятия планиметрии (см. плакат 1) (точка, прямая: обозначение, изображение).
Необходимо отметить, что эти понятия не определяемы, они принимаются интуитивно.
Сегодня мы приступим к изучению нового раздела геометрии — стереометрии.
Определение учащиеся записывают в тетрадь под руководством учителя (стр. 3 учебника): Стереометрия — раздел геометрии, в котором изучается свойства фигур в пространстве.
Основные фигуры в пространстве: точка, прямая и плоскость (см. плакат 1).
Представление плоскости дает гладкая поверхность стены, стола.
Плоскость как геометрическую фигуру следует представлять себе простирающейся во все стороны, не ограниченной.
Учитель изображает на доске, учащиеся в тетради.
Плоскости обозначаются греческими буквами α, β, γ‚ и т.д.
Необходимо отметить, что об этих фигурах мы имеем наглядное представление, но определения этих фигур в геометрии не даются. Их свойства выражены в аксиомах. С ними мы познакомимся немного позже.
Наряду с точкой, прямой и плоскостью в стереометрии рассматривают геометрические тела, изучают их свойства, вычисляют их площади и объемы. Представление о геометрических телах дают окружающие нас предметы.
Учитель показывает модели и приводит примеры из окружающей действительности (см. плакат 2).
Учащиеся изображают в тетрадях куб и выделяют другим цветом некоторые элементы (точки, отрезки), например: точка А, отрезок ВС.
Теперь рассмотрим аксиомы стереометрии.
Вопрос к учащимся:
1) Что такое аксиома? (Аксиома — утверждение о свойствах геометрических фигур, принимается в качестве исходных положений, на основе которых доказываются далее теоремы и вообще строится вся геометрия.)
2) Какие аксиомы планиметрии вы знаете?
— через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну.
— из трех точек прямой одна, и только одна, лежит между двумя другими.
Основные свойства точек, прямых и плоскостей, касающиеся их взаимного расположения, выражены в аксиомах:
А1. Через любые 3 точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость и притом только одна.
Учащиеся под руководством учителя выписывают в тетрадь из учебника (стр. 5) аксиому А1. делают рисунок а) с плаката 3:
Важно отметить, что если взять не 3, а 4 произвольные точки, то через них может не проходить ни одна плоскость, то есть 4 точки могут не лежать в одной плоскости.
А2. Если 2 точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости (см. плакат 3, рис. б).
Ученики делают запись и рисунок в тетрадь.
В этом случае говорят, что прямая лежит в плоскости или плоскость проходит через прямую.
А3. Если 2 плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
Говорят, плоскости пересекаются по прямой (см. плакат, З рис. в). Ученики делают запись на рисунок в тетрадь.
III. Закрепление изученного материала
1. Прочитать формулировки аксиом А1—А3.
2. Решаем задачи:
Учащиеся читают условие задачи по учебнику стр. 7—8 и дают ответ с объяснениями.
Задача 1 (а, б) с. 7.
Ответ:
а) Точки Р и Е лежат в плоскости (АDВ), а значит и прямая РЕ лежит в плоскости (АDВ) (по А2). Аналогично МК лежит в плоскости (ВDС). Точки В и D лежат одновременно в плоскостях (АDВ) и (ВDС), а значит прямая ВD лежит в плоскостях (АDВ) и (АВС).
Аналогично АВ лежит в плоскостях (АDВ) и (АВС).
Точки С и Е лежат одновременно в плоскостях (АВС) и (DЕС), а значит прямая СЕ лежит в этих же плоскостях.
б) Заметим, что точка С лежит на прямой (DК) и в плоскости АВС, а следовательно, DК∩(АВС) в точке С, так как точек пересечения более одной (прямая не лежит в плоскости), то это единственная точка.
Аналогично СЕ пересекается с плоскостью (АDВ) в точке Е.
Задача 2(а) с. 7.
Ответ: а) В плоскости DСС1: D, С, С1, D1, К, M, R (см. №1). В плоскости ВQС: В1, В, Р, Q, С1, М, С.
IV. Подведение итогов
Мы познакомились с новым разделом геометрии — стереометрией, узнали новые аксиомы и использовали их при решении задач.
Объявление оценок (с комментариями).
Домашнее задание
Повторить аксиомы планиметрии.
Выучить аксиомы А1—А3.
Прочитать пункт 1—2.
Задача 1(в, г)
Ответы:
в) в плоскости АDВ лежат точки: А, D, В, Е, Р, М, так как точка Е лежит на прямой АВ, а значит, и в плоскости АВD. В плоскости DВС лежат точки: D, В, С, M, К
г) плоскости АВС и DСВ пересекаются прямой ВС, так как обе точки В и С лежат в обеих плоскостях. Аналогично: АВD пересекается с СDА по прямой АD. Так как точка Е принадлежит РD, значит, Е принадлежит РDС и так как точка С принадлежит РDС, то прямая СЕ принадлежит РDС, а так как СЕ принадлежит АВС, то плоскости АВС и РDС пересекаются по прямой СЕ.
Задача 2 (б, д)
Ответы:
б) АА1В1; АА1D1.
д) МК∩DС = R; В1С1∩ВР =Q; С1М∩DС = С.
Дополнительно:
Вариант I
3. [а) да, см. А1 б) нет в) нет. В качестве примера можно взять квадрат г) да — это А1].
Вариант II
4. (а) [нет. Если А, В, С лежат на одной прямой, то через А, С, D можно провести плоскость (А1). Тогда точка В лежит в плоскости α, так как точка В лежит на прямой АС, а значит, точки А, В, С, D лежат в одной плоскости].
Вариант III
4. (б) [нет. Так как, если АВ и СD пересекаются, то через них можно провести плоскость (это теорема), а значит, А, В, С, D лежат в одной плоскости. Противоречие.]
Литература:
Геометрия 10-11 класс Л. С. Атанасян и др. М.: Просвещение
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории геометрия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ