Химия в жизни общества 9 Класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Химия в жизни общества»
Учителя химии и биологии высшая квалификационная категоря
Степаненко В.С.
Класс: 9
Городской округ Краснотурьинск
2013 год
Химия в жизни общества
Цели курса:
развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, возможность реализовать свой интерес к предмету;
расширение и углубление химических знаний, использование их в различных сферах деятельности человека, создание базы для ориентации в мире современных профессий.
Задачи курса:
1. Дать учащимся правильные представления о реальных условиях протекания химических реакций, сопровождающих человеческую деятельность.
2. Развитие способностей учащихся оценивать воздействие на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с природопользованием
3. Проведение профориентационной работы, знакомство с работой металлурга, агрохимика, строителя, эколога и т.д.
4. Познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного освоения профильной программы: исследование, проектирование, экспериментальный анализ
5. Совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием.
6. Развитие творческих способностей учащихся, целеустремлённости, наблюдательности, воображения.
Программой предусмотрено проведение демонстраций эксперимента, практических и лабораторных занятий, повышающих интерес школьников к предмету.
2. Содержание курса
2.1. 9 класс (1 ч в неделю – 34 часа)
2.1.1. Тема 1. Химия в строительстве (5 ч).
2.1.1.1. Химические знания в строительстве.
2.1.1.2. Связующие материалы: их химический состав и свойства
2.1.1.3. Строительные материалы глазами химика
2.1.1.4. Стекло. Состав и виды стекла
2.1.1.5. Лабораторная работа: Изучение свойств керамики.
2.1.2 Тема 2. Химия в сельском хозяйстве (5 ч)
2.1.2.1. Агрохимическая характеристика почв.
2.1.2.2. Роль химических элементов в питании растений.
2.1.2.3. Химические средства защиты растений
2.1.2.4. Лабораторная работа: Определение количества нитратов в овощах
2.1.2.5. Защита окружающей среды от химических веществ в сельском хозяйстве
2.1.3. Тема 3. Химия и красота (6 ч)
2.1.3.1. Здоровье, красота и химия. Химия и пища.
2.1.3.2 Химия в косметология
2.1.3.3. Химия запаха
2.1.3.4. Практическая работа: «Получение одорантов методом дистилляции».
2.1.3.5. Химические материалы для создания искусственных органов
2.1.3.6. Дезодоранты и искусственный щит.
2.1.4. Тема 4. Искусство фотографии и химия (6 ч)
2.1.4.1. Искусство фотографии и химия.
2.1.4.2. Химическая сущность получения фотоизображения
2.1.4.3. Фотобумага и фотоматериалы.
2.1.4.4. Проявление и проявляющие вещества.
2.1.4.5. Способы получения прямого позитивного изображения. Поляроид.
2.1.4.6. Лабораторная работа: Выделение серебра из отработанных реактивов
2.1.5. Тема 5. Химия в металлургии (4 ч)
2.1.5.1. Промышленные способы получения металлов
2.1.5.2. Профессии в металлургии, связанные с химией.
2.1.5.3. Металлы и сплавы. Коррозия металлов.
2.1.5.4. Практическая работа: Знакомство со свойствами металлов и сплавов
2.1.6. Тема 6. Химия и окружающая среда (5 ч)
2.1.6.1. Химия и окружающая среда
2.1.6.2. ПДК вредных веществ в атмосфере.
2.1.6.3. Очистка сточных вод.
2.1.6.4. Антропогенные источники загрязнения.
2.1.6.5. Экскурсия в лабораторию окружающей среды
3. Календарное учебно-тематическое планирование
2013-2014 уч. год
№
Сроки
Тема
Количество
часов
Педагогические условия и средства
Контроль и
дом. задание
Тема №1. Химия в строительстве (5 ч)
1.
1 неделя
сентября
Химические знания в строительстве
1 ч
Работа с литературой, демонстрация коллекции материала, используемого в строительстве
Фронтальный,
индивидуальная работа (составление конспекта)
Д/з подготовка сообщений,
знать теоретический материал
2.
2 неделя
сентября
Связующие материалы: их химический состав и свойства
1 ч
Работа с литературой.
Демонстрация образцов природных и искусственных строительных материалов
Фронтальный,
выполнение лабораторной работы
Д/з знать теоретический материал
3.
3 неделя
сентября
Строительные материалы глазами химика
1 ч
Работа с литературой.
Демонстрация презентации
Тестирование, фронтальная работа,
Д/з знать теоретический материал,
4.
4 неделя
сентября
Стекло. Состав и виды стекла
1 ч
Работа с литературой.
Работа с коллекциями
Фронтальный,
выполнение лабораторной работы с коллекциями
Д/з знать теоретический материал
5.
1неделя
октября
Изучение свойств керамики
1 ч
Работа с литературой.
Лабораторная работа: «Изучение свойств керамики»
Фронтальный,
Д/з знать теоретический материал
№
Сроки
Тема
Количество
часов
Педагогические условия и средства
Контроль и
дом. задание
Тема №2. Химия в сельском хозяйстве (5 ч)
6.
2 неделя
октября
Агрохимическая характеристика почв.
1 ч
Работа с литературой.
Лабораторная работа по теме:
«Изучение кислотности почв».
Фронтальная работа, выполнение лабораторной работы
Д/з знать теоретический материал
7.
3 неделя
октября
Роль химических элементов в питании растений. Виды удобрений
1 ч
Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала
Фронтальный,
Д/з знать теоретический материал.
8.
4 неделя
октября
Химические средства защиты растений
1 ч
Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала
Фронтальный,
Д/з знать теоретический материал,
9.
4 неделя
ноября
Определение количества нитратов в овощах
1 ч
Работа с литературой.
Лабораторная работа по теме:
«Определение количества нитратов в овощах».
Выполнение практической работы и оформление отчёта.
10
1 неделя
декабря
Защита окружающей среды от химических средств, используемых в сельском хозяйстве
1 ч
Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала, решение расчётных задач.
Фронтальный,
Д/з знать теоретический материал.
Тема №3. Химия и красота (6ч)
11.
2 неделя
декабря
Здоровье, красота и химия. Химия и пища.
1 ч
Демонстрация презентации: Роль химии в жизни общества
Работа с литературой
Фронтальный,
Д/з теоретический материал
12
3 неделя
декабря
Химия в косметологии
1 ч
Оборудование для проведения работы
Выполнение практической работы и оформление отчёта
№
Сроки
Тема
Количество
часов
Педагогические условия и средства
Контроль и
дом. задание
14.
4 неделя
декабря
Химия запаха
1 ч
Работа с литературой.
Индивидуальная работа, фронтальная работа,
Д/з знать теоретический материал, повторить пройденный материал.
15.
5 неделя
декабря
Практическая работа: «Получение одорантов методом дистилляции»
1 ч
Оборудование для проведения работы
Выполнение практической работы и оформление отчёта
16.
3 неделя
января
Химические материалы для создания искусственных органов
1 ч
Работа с литературой,
Демонстрация презентации
Фронтальный,
индивидуальная работа
Д/з знать теоретический материал.
17
4 неделя
января
Дезодоранты и озоновый щит
1 ч
Работа с литературой,
Демонстрация презентации
Фронтальный,
индивидуальная работа
Д/з знать теоретический материал.
Тема №4. Искусство фотографии и химия (6ч)
18
5 неделя
января
Искусство фотографии и химия.
1 ч
Работа с литературой.
Фронтальный,
Д/з теоретический материал
19
1 неделя
февраля
Химическая сущность получения фотоизображения
1 ч
Работа с литературой,
Демонстрация презентации
Тестирование, фронтальная работа,
Д/з знать теоретический материал.
20
2 неделя
февраля
Фотобумага и фотоматериалы.
1 ч
Работа с литературой.
Работа с коллекциями
Фронтальный,
индивидуальная работа
Д/з знать теоретический материал.
№
Сроки
Тема
Количество
часов
Педагогические условия и средства
Контроль и
дом. задание
21.
3 неделя
февраля
Проявление и проявляющие вещества.
1 ч
Работа с литературой.
Индивидуальная работа, фронтальная работа,
Д/з знать теоретический материал, повторить пройденный материал.
22.
4 неделя
февраля
Способы получения прямого позитивного изображения. Поляроид.
1 ч
Работа с литературой,
Демонстрация презентации
Фронтальный,
индивидуальная работа
Д/з знать теоретический материал.
23.
1 неделя
марта
Лабораторная работа: Выделение серебра из отработанных реактивов
1 ч
Оборудование для проведения работы
Выполнение практической работы и оформление отчёта
Тема №5. Химия в металлургии (4ч)
24.
2 неделя
марта
Промышленные способы получения металлов
1 ч
Работа с литературой.
Фронтальный,
Д/з теоретический материал
25
3 неделя
марта
Профессии в металлургии, связанные с химией.
1 ч
Работа с литературой,
Демонстрация презентации
Тестирование, фронтальная работа,
Д/з знать теоретический материал.
26.
1 неделя
апреля
Металлы и сплавы. Коррозия металлов.
1 ч
Работа с литературой.
демонстрация иллюстративного материала, решение расчётных задач.
Фронтальный,
индивидуальная работа
Д/з знать теоретический материал.
27.
2 неделя
апреля
Практическая работа: Знакомство со свойствами металлов и сплавов
1 ч
Оборудование для проведения работы.
Работа с коллекциями
Выполнение практической работы и оформление отчёта
№
Сроки
Тема
Количество
часов
Педагогические условия и средства
Контроль и
дом. задание
Тема №6. Химия и окружающая среда (5 ч)
28
3 неделя
апреля
Химия и окружающая среда
1 ч
Работа с литературой.
Лабораторная работа по теме:
«Определение выбросов автотранспорта в атмосфере».
Фронтальная работа, выполнение лабораторной работы
Д/з знать теоретический материал
29.
4 неделя
апреля
ПДК вредных веществ в атмосфере
1 ч
Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала, решение расчётных задач.
Фронтальный,
Д/з знать теоретический материал.
30
1 неделя
мая
Очистка сточных вод.
1 ч
Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала
Фронтальный,
Д/з знать теоретический материал,
31
2 неделя
мая
Антропогенные источники загрязнения.
1 ч
Работа с литературой.
Фронтальный,
Д/з знать теоретический материал.
32.
3 неделя
мая
Экскурсия в лабораторию окружающей среды
1 ч
Лабораторное оборудование
Оформление отчёта
об экскурсии
4. Требования к результатам обучения
После изучения элективного курса «Химия в жизни общества» учащиеся должны:
знать наиболее часто используемые строительные материалы, их состав и назначение, классификацию минеральных удобрений, важнейшие минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные, микроэлементы), причины изменения состава почвы, методы качественного и количественного анализа, правила техники безопасности при обращении с химическими веществами;
уметь, характеризовать свойства солей, на основе которых их применяют в различных областях деятельности человека, различать их по внешнему виду, характеризовать природные и искусственные строительные материалы, производить расчёты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, составлять простейшие уравнения химических реакций, протекающих с изучаемыми веществами, обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами;
использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни
Литература
1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
2. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-Пресс, 1999.
3. Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.
4. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004.
5. Савина А. А. Я познаю мир. Химия. – М.: Детская энциклопедия, 2001.
6. Штемплер Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996.
7. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
8. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия\ Глав. ред. В. Володин; вед. науч. ред.
И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2005. – 640 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ