Конспект урока "Приключение Серной Кислоты" 9 Класс
Учитель МБОУ СОШ № 51 г. Краснодар
СЛАВГОРОДСКАЯ И.В.
Урок - сказка «Приключение Серной Кислоты»
(9 класс)
Цели урока: Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода и серы, распознавать серную кислоту и её соли среди других веществ, показать её роль в народном хозяйстве.
Оборудование и реактивы: иллюстрации «остановок» серной кислоты, карточки-задания у учащихся, растворы серной кислоты, синего лакмуса, сахарная пудра, древесные опилки, спирт, концентрированная серная кислота, перманганат калия, пробирки, спиртовка, цилиндр, фарфоровая чашка.
Тип урока: систематизация и проверка знаний учащихся по теме «Подгруппа кислорода» (урок-сказка).
Содержание сказки:
Глава 1. Рождение серной кислоты.
Глава 2. Детство.
Глава 3. На развилке дорог.
Глава 5. Ювелирный магазин.
Глава 6. Кислота-волшебница.
Ход урока.
Учитель: Сегодня на уроке я расскажу вам сказку о серной кислоте. Вы отправитесь с ней в путешествие. В пути вы должны помочь ей. В этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на прошлом уроке. На столах у вас путевые листы. И так, мы начинаем.
Глава 1. «Рождение Серной кислоты».
(на доске иллюстрация химического королевства)
В одном химическом королевстве у Её Величества Воды и Его Величества Оксида Серы Шестивалентного родился младенец. Всем хотелось, чтобы на свет появился мальчик - наследник престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку, она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка.
Опыт 1. В колбу с раствором серной кислоты добавили синий лакмус. Окраска изменилась на красную.
Девочке дали красивое имя - Кислота, а фамилию отца - Серная. А так как её родителями были Вода и Оксид Серы (VI), то она в своём составе имела водород, кислород, серу. Вспомним её состав и строение.
Задание в тетради: написать электронную и графическую формулу кислоты. Определить степень окисления серы в этом соединении.
Вопросы классу:
1. Какими физическими свойствами обладает серная кислота?
2. Правила по технике безопасности при работе с ней.
3. Что за раствор прилили к кислоте в опыте 1? Почему он изменил окраску? О наличии каких ионов говорит это изменение?
Задание в тетради: Написать ступенчатую диссоциацию серной кислоты.
Глава 2 «Детство».
(иллюстрация генеалогического дерева серной кислоты)
Серная кислота подросла и стала интересоваться своими многочисленными родственниками. Ее учитель показал ей грамоту, на которой было начертано генеалогическое дерево-вся родословная кислоты. Посмотрите на грамоту:
Сера---Оксид серы(IV)---Оксид серы(VI)---Серная кислота---Сульфаты
Озон---Кислород---Вода---Серная кислота---Сульфаты
Задание в тетради: Осуществить цепочку превращений по вариантам (с серой - 1 вариант, с кислородом -2 вариант).
Вопросы классу (фронтальный опрос):
1. Какими физическими свойствами обладает сера? Назовите её аллотропные видоизменения.
2. Чем отличаются по свойствам два оксида серы? Как их получают и где используют?
3. Сравните по строению и свойствам озон и кислород.
4. Каким способом получают серную кислоту в промышленности?
5. Почему её называют «купоросным маслом»?
6. Какие соли образует серная кислота?
Задание в тетради: Написать уравнения получения сульфата и гидросульфата натрия.
Соли серной кислоты-сульфаты. Вдень совершеннолетия серной кислоты, все они явились на бал во дворец и предстали перед ней. Познакомимся с некоторыми из них.Парад солей. Ученики с карточками солей у доски рассказывают о железном и медном купоросе, природном гипсе, глауберовой соли и сульфате цинка.
Вопросы классу:
1. Какими способами можно получит сульфаты?
2. С какими веществами реагирует разбавленная серная кислота и получают сульфаты?
Задание в тетради: подчеркнуть вещества, с которыми реагирует серная кислота: кальций, гидроксид кальция, соляная кислота, ртуть, оксид азота(II), фосфат кальция, золото.
Глава 3. «На развилке дорог».
(иллюстрация камня на развилке дорог)
Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, как исполнилось кислоте 18 лет, но только захотелось ей отправиться в путешествие. Захотелось мир посмотреть, себя показать. Долго шла она по дороге и дошла до развилки. На обочине она увидела большой камень, на котором было написано: Направо пойдёшь - к кислотам придёшь,Налево пойдёшь - к солям попадёшь, Прямо пойдёшь - свой путь найдёшь.Задумалась кислота. Как найти правильный путь? Давайте поможем ей.
Лабораторные опыты: (в группе из 4-х человек.)
1. Распознать серную кислоту среди её солей с помощью индикатора или цинка.
2. Отличить серную кислоту от азотной и соляной с помощью хлорида бария (качественная реакция на сульфат-ионы).
Задание в тетради: Записать уравнения реакций, с помощью которых распознавали вещества.
Глава 4. «Трудный путь».
(иллюстрация горной реки и дерева около неё)
Долго шла кислота по дороге. День был жаркий и она решила отдохнуть и выпить сладкого чая. Но как только она дотронулась до сахара, то увидела нечто странное.
Опыт 2. к сахарной пудре прилить концентрированной серной кислоты, перемешать стеклянной палочкой. В стакане появляется угольная масса.Не утолив жажды, она села отдохнуть под дерево и тут же отскочила. Дерево тоже обуглилось.
Опыт 3. Древесные опилки положить в стакан с концентрированной серной кислотой.
Наблюдаем обугливание древесины.Это водоотнимающее свойство кислоты используют для осушения газов. При этом образуются кристаллогидраты серной кислоты.(H2SO4 nH2O)Узнав об этом замечательном свойстве, кислота снова пошла в путь.
Глава 5. «Ювелирный магазин».
(иллюстрация вывески и витрины ювелирного магазина)
К вечеру кислота дошла до города. Первое, что она увидела, была витрина ювелирного магазина. Ей захотелось примерить украшения. Когда она надела на свой палец колечки из меди и серебра, они тут же растворились. Только изделия из золота и платины остались в неизменном виде. Почему?
Задание в тетради и на доске: написать уравнения окислительно-восстановительных реакций серебра и ртути с концентрированной серной кислотой.
Глава 6. «Кислота - волшебница».
(таблица применения серной кислоты)
Серная кислота осталась жить в городе и принесла много пользы. Она широко используется в народном хозяйстве (работа по таблице учебника).
1. Производство минеральных удобрений.
2. Очистка нефтепродуктов.
3. Синтез красителей и лекарств.
4. Производство кислот и солей.
5. Сушка газов.
6. Металлургия.
Но всё же кислота оставалась волшебницей. В праздники она устраивала «фейерверки в цилиндре» и зажигала спиртовки без спичек.
Опыт 4. В цилиндр налить 50 мл концентрированной серной кислоты и добавить 70 мл этилового спирта. Появилась граница раздела двух жидкостей. Всыпаем порошок перманганата калия в цилиндр - появляются вспышки на границе раздела жидкостей.
Опыт 5. стеклянной палочкой, смоченной концентрированной серной кислотой, прикоснуться к кристаллам перманганата калия, затем к спиртовке. Она воспламеняется.В основе этих двух опытов лежит одна окислительно-восстановительная реакция, в результате которой выделяется кислород. Он то и поджигает спирт в спиртовке и цилиндре.
Домашнее задание: 1) Составить окислительно-восстановительную реакцию, используемую в двух последних опытах, если известно, что в результате реакции образуются две соли серной кислоты, кислород и вода. 2) Рассчитать, сколько выделится кислорода (н. у.) при взаимодействии 318г перманганата калия и 98г концентрированной серной кислоты.
Урок - сказка «Приключение Серной Кислоты»
(9 класс)
Урок - путешествие «В мире кислот». 8 класс
Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои знания в более сложной ситуации.
Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, индикаторная бумага, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, карточки с формулами кислот, яблоко, лимон, йогурт, клей силикатный, борная кислота, мел.
Маршрут путешествия: (записан на доске)
1. Станция информационная.
2.Станция экспериментальная.
3.Станция историческая.
4.Станция практическая.
5.Станция дегустационная.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы больше узнать о кислотах - необычных неорганических веществах. Девизом нашего путешествия будут слова Гёте: « Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать».Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Итак, первый вопрос:
-- Что такое кислоты? (сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).
-- Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.
-- Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).
-- Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).
I.Станция информационная (от неё отправляемся в путь).
1. Работа по карточкам (устно по цепочке): один ученик называет кислоту, которую показывает учитель, другой - название её соли.
2.Записи в тетради: ученик у доски пишет кислоты, а остальные в тетради
(проверка по доске).
-- На какие две группы можно поделить кислоты по составу кислотного остатка? (кислородосодержащие и бескислородные). Примеры.
--Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (жидкое - большинство).
Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Отправимся на другую станцию.
II.Станция экспериментальная.
Демонстрация борной кислоты - белое кристаллическое вещество, используется в медицине для дезинфекции, в кожевенном производстве.
Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты (H2SiO3).
Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.
1. Записи в тетради.
а) кислоты твёрдые (борная- H3BO3, фосфорная-H3PO4, кремниевая-H2SiO3).
б) кислоты, которые разлагаются: H2CO3 --- H2O + CO2
H2SO3 --- H2O + SO2
Учитель: - Как отличить кислоты от других веществ? (индикаторами).
- Какие вы знаете индикаторы? (синий лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага).
Демонстрация индикаторов.
Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу. Записать, как она меняет свою окраску.
Опыт 4. В эти же пробирки добавить фенолфталеин. В одной из них раствор становится малиновым - это щёлочь.
Опыт 5. В три пробирки нальём те же вещества и добавим синий лакмус. В кислой среде он покраснел. Добавим метиловый оранжевый - в кислой среде раствор розовый, в щелочной - жёлтый.
Рассказ учителя об открытии индикаторов Робертом Бойлем.
Учитель: Вы теперь можете определить кислоты с помощью индикатора. А задумывались ли вы, почему они названы кислотами? Чтобы об этом узнать мы отправимся на следующую станцию.
III. Станция историческая.
В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии на поваренную соль концентрированной серной кислотой выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (мурия - рассол, солёная вода). Кислотой мурия Пристли назвал соляную кислоту; её до сих пор так называют.В 1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде - соляной кислотой.В 1778 году А.Л.Лавуазье предположил, что кислоты - вещества, содержащие кислород. В чём он был неправ? (есть бескислородные кислоты, кислород содержится также в оксидах, основаниях, солях).
В 1814 году Г.Деви высказал мнение, что атом водорода - необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.
Домашнее задание: А какую кислоту называют «купоросным» маслом? Почему? (серную, так как была получена из её солей - купоросов).
А теперь применим все свои знания на деле - на станции практической.
IV. Станция практическая (задания записаны на карточках).
1. Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений:FeSO4, CuO, HPO3, NaOH, Ca(OH)2, HF, NaCl, Na2CO3, Al(OH)3, WO3, HClO4.
2.Составить оксиды, соответствующие кислотам, основаниям:
HPO3 --- P2O5 Ca(OH)2 --- CaO
HClO4 --- Cl2O7 Al(OH)3 --- Al2O3
NaOH ---
Na2O
3. Какие гидроксиды соответствуют оксидам:
CuO --- Cu(OH)2 SO2 --- H2SO3 WO3 --- H2WO4
4. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?
а) HCl, HNO3, HPO3 в) H2SiO3, HJ, NaOH
б) HBr, H2SO4, HNO2 г) LiOH,
KOH, Cu(OH)2
5. На какие ионы распадаются выделенные вещества:
HCl --- H+ + Cl-
NaOH --- Na+ + OH-
H2SO4 --- 2H+ + SO2- Cu(OH)2 --- на ионы не распадается
Домашнее задание: (проверка по учебнику О.С. Габриелян) упражнение №4, стр.74.
Написать кислоты, которые соответствуют оксидам:
N2O3 --- HNO2 FeO --- Fe(OH)2
N2O5 ---HNO3 MgO --- Mg(OH)2
SO3 --- H2SO4 Na2O --- NaOH
CO2 --- H2CO3
NO и CO - кислот не образуют
Упражнение№5, стр.74.(расчётные задачи проверяются устно)
ν(H2SO4)=m/M=490г/98г/моль=5 моль
ν(H3PO4)=9,8г/98г/моль=0,1 моль
Учитель: вы хорошо потрудились, можем отправляться на последнюю - самую «вкусную» станцию.
V. Станция дегустационная.
«Вкусные» кислоты - кислые на вкус, сладки (записаны на доске).
Уксусная - H4C2O2 (CH3 - COOH)
Молочная - H6C3O2 (CH3 - CH - COOH)OH
Яблочная - H6C4O5
Винная (виноградная) - H6C4O6
Лимонная - H8C6O7
Щавелевая - H2C2O4 (HOOC - COOH)
Муравьиная - H2CO2 (H - COOH)
- Чем они все похожи?
- Где вы встречали эти кислоты?
- Какие из них пробовали на вкус?
Попробуйте три из них: вручаются призы - яблоко, лимон, йогурт, витамин С (аскорбиновая кислота).
VI. Вывод по уроку:
-Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
Домашнее задание: подготовка к диктанту «Кислоты», Упражнение №3, стр.74.
Урок - путешествие «В мире кислот». 8 класс
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ