Конспект урока для 5 класса "В мире кодов. Способы кодирования информации"
Урок информатики
в 5 классе
Учитель Михайлюк Н.В.
Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.
Цель урока: научить учащихся кодировать информацию.
Задачи:
Образовательная:
Дать понятие о видах кодировок и их использовании.
Воспитательная:
Воспитание познавательной потребности, интереса к предмету.
Развивающая:
Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый
Оборудование: карточки, проектор, учебник
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Учитель демонстрирует примеры, учащиеся указывают, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
книга (символьный);
плитка шоколада (вкусовой);
репродукция картины (графический);
музыка (звуковой);
год рождения (числовой).
Работа в парах
Предлагается кроссворд, составленный на основе терминов, введённых на предыдущих уроках.
-
1
2
3
Наука о способах и методах обработки, передачи и хранения информации.
Устройство для переработки, хранения и работы с информацией.
Внешний носитель информации.
ПРОВЕРКА:
1. Информатика. 2. Компьютер. 3. Диск.
В выделенных ячейках вы видите слово, которое станет темой шего сегодняшнего урока.
Итак, сегодня мы с вами отправимся с мир кодов, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать. Тема урока «В мире кодов. Способы кодирования информации» /записать в тетради дату и тему урока/.
3. Объяснение нового материала (в сопровождении презентации).
Сигналы:
световые;
звуковые;
тепловые;
электрические;
в виде жеста;
в виде движения;
в виде слова и т. д.
Итак, как информация может поступать от источника к приёмнику? /С помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы/. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Ребята, запишите в тетрадях определения:
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.
Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.
Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.
Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:
числовой – с помощью чисел;
символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;
графический – с помощью рисунков или значков.
Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях.
Давайте посмотрим, как кодируется информация с помощью цифр, то есть познакомимся с числовым способом кодирования информации. Скажите, пожалуйста, как оцениваются ваши знания? /Ответы ребят/
Итак, код используется для оценки знаний в школе: число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих.
Что означает индекс на почтовом конверте?
Скажите ребята, знаете ли вы какими цифрами вы пользуетесь на уроках математики? /арабскими/
Хорошо, а еще с какими цифрами вы знакомы? /с римскими/
Где вы можете увидеть римские цифры, которыми кодируется какая-то информация? /Ответы ребят/
Итак, вы сказали, что запись римскими цифрами используется на циферблате часов, на уроках истории вы тоже видели такую запись, ей обозначаются века.
Давайте посмотрим соответствие арабских и римских цифр:
Хорошо, давайте вспомним, как закодировать римскими цифрами:
число 3;
число 4;
число 6.
По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1. Какой код нашего населённого пункта? (346500, 346503).
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111
Итак, мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь давайте познакомимся с символьным способом кодирования информации. При таком способе кодирования используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию, используя буквы русского языка, на уроках английского языка – буквами английского языка.
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе. Он придумал код Морзе, который представлен в таблице.
Разберем третий способ кодирования информации, который мы записали с вами в тетради – графический, с помощью рисунков или значков.
Ребята, давайте вспомним, вы вели дневники наблюдений за погодой? /Ответы ребят/. Как вы обозначали осадки? /Ответы ребят/.
Значит, вы с помощью рисунков обозначали осадки и тогда, в любой момент, посмотрев в свой дневник наблюдений, вы могли ответить были ли осадки в конкретный день.
Всем хорошо известны дорожные знаки.
А что же мы кодируем с помощью этих знаков? Повторение некоторых правил ДД.
Физкультминутка.
Давайте действиями и словами передадим информацию.
На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие):
- Как живешь? - Вот так! (Показ большого пальца.)
- Как идешь? - Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони)
- А бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)
- Ночью спишь? - Вот так! (Руки под щеку и положить их на голову.)
- Как берешь? - Вот так!
- А даешь? - Вот так!
- Как шалишь? - Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями)
- А грозишь? - Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу.)
4. Закрепление пройденного материала.
С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни? /Ответы детей/
Зачем люди кодируют информацию?
Кодирование информации необходимо для:
- скрыть от других (шифры);
- записать короче (аббревиатура);
- для удобства передачи и обработки.
Учитель: закодируем слово загадка.
Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.
14 16 19 12 3 1
Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
Ученик: по исходному коду восстановили информацию
Ученик: Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.
5. Выполнение практической работы.
Ребята, сейчас у нас на дворе осень, а какое время года наступит после осени? Давайте мы с вами представим зимний день и как тихонечко падают снежинки и попробуем нарисовать снежинку в графическом редакторе Paint (звучит музыка, ребята выполняют практическую работу).
Откройте графический редактор.
Нарисуйте снежинку.
А, теперь оцените, пожалуйста, свою работу.
6. Итог урока.
Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке:
Какие существуют способы кодирования информации?
Что значит закодировать информацию числовым способом?
Что значит закодировать информацию словесным способом?
Что значит закодировать информацию графическим способом?
/Ответы ребят/
Спасибо за урок, молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.
7. Оценки за урок. Домашнее задание. §1.6, 1.7. Используя любой способ кодировки закодировать свое имя.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ