Урок информатики 2 класс "Отрицание"

Тема урока "Отрицание".

Урок информатики 2 класс.



     Цели урока:
     – закрепить понятия “истина”, “ложь”;
     – познакомить с понятием “отрицание”;
     – научить отрицанию некоторого свойства с помощью частицы “не”;
     – научить классифицировать предметы по одному свойству.
        
     Задачи урока:

  • формирование и закрепление навыков составления истинных и ложных высказываний, высказываний содержащих отрицание;

  • формирование у школьников умение преодолевать трудности в учении, развивать логическое мышление;

  • развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки и самоконтроля;

  • воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

По завершении урока учащийся должен:

Знать: значение слов «истина» и «ложь», понятие «отрицания»

Уметь: отрицать некоторое свойство с помощью частицы “не”; классифицировать предметы по одному свойству


Формируемые УУД:


Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.


Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


Организация образовательного пространства:


Литература: Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 2 кл. Учебник.-М: Баласс, 2010.

Горностаева А.М. Информатика. 2 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Горячева- Волгоград: Учитель, 2011.

Ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, флипчарты.






Ход урока
   

  1.Закрепление
     – Вспомните тему прошлого занятия (истинные и ложные высказывания);
     – Как вы понимаете “истина”? (правда);
     – Как вы понимаете “ложь”? (неправда).
    
     Перед вами карточки “И”, “Л”. Если услышите истинные высказывания, поднимаете карточку “И”, ложные “Л”. Один учащийся работает у доски (вписывает буквы).

До выполнения задания

После выполнения задания


Дополнительно можно открыть ссылку на http://files.school-collection.edu.ru

2. Изучение нового материала

На предыдущих уроках мы с вами часто имели дело с какими-то предметами, изучали их свойства. Мы научились опреде­лять и называть эти свойства. А теперь будем для каждого такого свой­ства находить противоположное (или обратное) ему свойство.

Например: бегемот большой, а муравей маленький;

халва сладкая, а горчица горькая и т.п.

Давайте запишем слова противоположные по смыслу –один учащийся работает у интерактивной доске и в голубую фигуру вписывает слова, остальные работают на карточках. После учитель берет каждое из слов и двигает его вправо, вынося правильный ответ в зеленую фигуру.
     Стеклянный – (деревянный, пластмассовый, резиновый) – почему? Т.е. предмет может быть изготовлен из любого материала, не из стекла.
 

До выполнения задания

После выполнения задания



     Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая все отрицает и делает наоборот. Подставим к слову “стеклянный” частицу “не”. Что получается “не стеклянный”. В данном случае слово противоположное по значению можно получить только добавлением частицы НЕ. Такое свойство называется отрицанием.
     На уроке будем учиться употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать).
    

Давайте выполним следующее задание вы должны оставить того, кого я загадала, тех же кто не соответствует необходимо спрятать в шалаш, подсказывать я буду употребляя частицу НЕ.

Итак: «это не зверь, не птица, не желтый, не зеленый»

До выполнения задания

После выполнения задания



Задание 17 в тетради (самостоятельно).

(На экране арбуз) нарисуй предмет с противоположными признаками. Дети должны выделить какое-либо свойство заданного предмета (не круглый, не зеленый, не сладкий) и нарисовать предмет с противоположными свойствами (подписав эти свойства под предметами).

Пример: круглый - некруглый (флажок, звездочка и т.п.); зеленый - не зеленый (помидор, красный мяч, синий воздушный шарик и т.п.); сладкий - не сладкий (лимон, гвоздь и т.п.).


Игра «Какие фигуры?» (физпауза).

Учитель раздает детям по одной геометрической фигуре, затем про­сит подняться тех учеников, у кого: а) красные фигуры. Обязательно подчеркнуть, что оставшиеся фи­гуры - не красные;

б) прямоугольники (т.е. и квадраты и прямоугольники), остальные фигуры - не прямоугольники;

в) фигуры без углов (т.е. встают дети с овалами и кругами), осталь­ные - фигуры с углами;

г) фигуры с прямыми углами (т.е. встают дети, у которых фигуры имеют прямые углы, это не только квадраты и прямоугольники, но и треугольники, трапеции, четырехугольники с хотя бы одним прямым углом), остальные фигуры - без прямых углов;

д) четырехугольники - остальные не четырехугольники;

е) желтые фигуры, остальные - не желтые и т.п.


     3. Закрепление нового материала
     Игра “Говори наоборот” (по цепочке)
     – Закрыть (открыть)
     – Налево (направо)
     – Холодно (тепло)
     – Горький (сладкий)
     – Истина (ложь)
     – Треугольник (квадрат, круг, овал) – почему? Т.е. может быть любой предмет кроме треугольника.
     – Красный – не красный, т.е. любой кроме красного.
     На уроке вы научились употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать).
    
Игра “Делай наоборот”

     – Встали (сели)
     – Сели (встали)
     – Открыть глаза (закрыть глаза)
     – Повернись направо (налево)
     – Повернись налево (направо)…
     Игра окончена. Вы совершали обратные действия. А как в русском языке называют слова, обозначающие обратное, противоположное значение? (антонимы)
     Если остается время можно воспользоваться загадками:
     – Не жар, не огонь, а возьмешь в руки – жалит (крапива)
     – Течет, течет – не вытечет,
     - Бежит, бежит – не выбежит (река)
     – Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)
     – Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)
     – Всегда во рту, а не проглотишь (язык)


     4. Итог урока (2 минуты).
     – Что вспомнили? (истина, ложь, антонимы)
     – Что узнали нового? (есть частица НЕ, которая отрицает значение слова)
     – Когда мы используем отрицание?
     – Что было интересно?

Встаньте, пожалуйста, те кому понравилась тема сегодняшнего урока, НЕ встают те кому тема осталась НЕ понятной.


     5. Домашнее задание: подобрать загадки с частицей НЕ.
    
    

Красноперова Светлана Сергеевна,

учитель информатики МКОУ СОШ № 14,

п. Красногвардейский Артемовского района Свердловской области

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ