Конспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе «Язык программирования Pascal. Алфавит языка. Типы данных. Переменные и константы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №70 г. Липецка
Конспект урока по информатике и ИКТ
в 9 классе
«Язык программирования Pascal. Алфавит языка. Типы данных. Переменные и константы»
подготовила
учитель информатики и ИКТ
Иванова Юлия Михайловна
Липецк 2014
Тема: Язык программирования Pascal. Алфавит языка. Типы данных. Переменные и константы (слайд 1)
УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 8-9 классы, автор Н.Д. Угринович
Цели: (слайд 2)
образовательная: изучение основных понятий, таких как язык программирования, алфавит языка программирования, программа, типы данных, структура программы, операторы, переменные, константы;
развивающая: сформировать общее представление о языках программирования;
воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность.
Тип урока: изучение нового материала.
Характеристика контингента обучающихся: 9 класс.
Уровень изучения дисциплины: базовый.
Время урока: 45 минут.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Форма обучения: групповая.
ТСО: компьютер, учебники, интерактивная доска, презентация к уроку.
План урока
I. Организационное начало урока 2 минуты
II. Сообщение темы урока 1 минут
III. Изучение нового материала 18 минут
IV. Закрепление изученного материала 15 минут
V. Подведение итогов 4 минуты
VI. Выставление оценок 2 минуты
VII. Домашнее задание 2 минуты
VIII. Организационное окончание урока 1 минута
Ход урока
I. Организационное начало урока
- Здравствуйте!
- Все готовы к уроку? Кто отсутствует?
II. Сообщение темы урока
- На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему, запишите у себя в тетрадях «Язык программирования Pascal. Алфавит языка. Типы данных. Переменные и констант».
III. Изучение нового материала
- Запишите у себя в тетрадях (слайд 3-4)
Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи на языке программирования называются программами.
- Послушайте!
Существует несколько тысяч языков программирования. Такие как Джава (Java), Си (С, С++), Бейсик (Basic, Visual Basic), Паскаль (Pascal, Object Pascal, Delphi). Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан Никлаусом Виртом (Швейцария) в 1968-1969 гг. Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.
Язык программирования Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т.д.) Задуманный первоначально как язык для обучения программированию, алгоритмический язык Паскаль быстро завоевал репутацию весьма простого и удобного средства для написания программ самого различного характера. Простота и ясность Паскаля в сочетании с его универсальностью привели к тому, что он стал одним из самых популярных языков программирования. Программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия.
- Изучение этого языка мы начнём с его алфавита – набор допустимых символов, которые можно использовать для написания программ.
- Запишите у себя в тетрадях
В алфавит языка Pascal входят следующие символы: (слайд 5)
1. 26 букв латинского алфавита от А до Z;
2. Буквы кириллицы от А до Я;
3. Цифры от 0 до 9;
4. Знаки арифметических операций: + , - , * , / , ^ , \ ;
5. Знаки отношений: = , < , > ;
6. Специальные символы: пробел , " (кавычки) , # , $ , & , ? ,' (апостроф) , ( , ) , . , ; , % .
В языке Паскаль используется различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных.
-Запишите следующий заголовок: «Типы данных языка Pascal» (слайд 6)
Название
Тип
Диапазон
Целочисленный
integer
-32768..+32767
Вещественный
real
±(2,9·10-39…1,7·10+39)
Символьный
char
Произвольный символ алфавита
Строковый
string
Последовательность символов длиной меньше 255
Логический
boolean
Истина (true)=1 и ложь (false)=0
Данные можно представлять переменными и константами (слайд 7)
Переменная – это величина, которая в процессе выполнения программы может менять свое значение.
Имя переменной – это произвольный набор символов, который может содержать от 1 до 40 символов, причем первый символ должен быть латинской буквой, а остальные – латинскими буквами или цифрами.
Константа (числовая или символьная) – это величина, которая не меняет своего значения в ходе программы. Значения констант записываются явно – числом или строкой символов, или с помощью специального оператора, например:
A=10 или CONST B = 60, N = 12
CONST имя_ константы = значение
- Послушайте!
На первый взгляд нет никакой разницы между двумя способами описания именованных констант. Однако если вы описали величину как константу с помощью CONST, Паскаль не позволит вам случайно изменить ее значение.
- Для дальнейшего изложения нам необходимо иметь предварительное представление о структуре программы, написанной на языке Паскаль, которое затем будет расширяться и уточняться.
- Запишите у себя в тетрадях: «Структура программы на языке Паскаль» (слайд 8)
Заголовок программы (состоит из служебного слова program имя)
Раздел описаний (состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var))
Тело программы (начинается со слова begin…end) – блок описания действий
begin…end – операторные скобки
; - отделение операторов друг от друга
Общий вид программы (слайд 9)
Program <имя программы>;
Const <список постоянных значений>;
Var <описание используемых переменных>
Begin <начало программного блока>
опеpатоp_1;
опеpатоp_2;
. . .
опеpатоp_N;
End.
На слайдах 10-11 вы видите окно программы Паскаль, его основные элементы (панель инструментов, вкладки программы, окно программы, окно вывода, строка заголовка), а также пример работы программы.
IV. Закрепление изученного материала (слайды 12-14)
- Теперь, для того, чтобы лучше усвоить новую тему, выполним следующие задания
Задание №1. Установите соответствие между названиями типов данных и их обозначениями:
string Целочисленный
boolean Вещественный
integer Символьный
real Строковый
char Логический
Задание №2. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:
а) значение функции y=;
б) гипотенузы прямоугольного треугольника по двум известным катетам;
в) корней квадратного уравнения;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
Задание №3. Найдите ошибку в следующей программе:
Program a1;
var c: integer;
begin
c:= 4.75;
writeln (‘c=’, c)
end.
V. Подведение итогов
- На сегодняшнем уроке мы изучили новую тему урока: «Язык программирования Pascal. Алфавит языка. Типы данных. Переменные и константы».
VI. Выставление оценок
- На этом уроке все справились с практическим заданием, поэтому получат хорошие оценки.
VII. Домашнее задание (слайд 15)
1) Записи в тетрадях;
2) Задания на карточках (Приложение 1)
VIII. Организационное окончание урока
- Урок окончен.
- До свидания!
Список использованной литературы
1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 295с.
2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 144с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://school-collektion.edu/ru - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
2. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
3. http://www.metod-kopilka.ru/ - методическая копилка учителя информатики
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ