Урок информатики в 6 классе «Чувственное познание окружающего мира»


Урок информатики в 6 классе

«Чувственное познание окружающего мира»

Время проведения: Второй урок раздела «Человек и информация».

Оборудование: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором и современным программным обеспечением.

Цели и задачи урока: Создание условий для знакомства учащихся с процессом восприятия мира через органы чувств.

Образовательная:

  • расширить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира;

  • усвоить, что ощущение и восприятие – основа получения знаний;

  • закрепить навыки создания таблиц в текстовом редакторе Word.

Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.

Развивающая: развитие алгоритмического мышления, речи, памяти и внимания учащихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, компьютер, компьютерная презентация.

Тип урока: комбинированный, объяснение нового материала.

Метод: эвристическая беседа с последовательным изложением материала.

Основные понятия:

  • Ощущение;

  • Восприятие;

  • Представление;

Список использованной литературы:

  1. Босова Л.Л., Информатика, учебник для 6 класса, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Преподавание информатики в 5–7 классах. Босова Л. Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Программа курса информатики 5-6 класс / Босова Л.Л. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)


Подробный план урока.

    1. Организационный момент. 1-2 мин.

    2. Медиа-безоппасность («Пилик-мобилкин») – 4 мин.

    3. Актуализация знаний. - 4 мин.

    4. Объяснение нового материала - 12 мин.

    5. Закрепление нового материала - 3 мин.

    6. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению -1 мин.

    7. Нацеливание на практическую работу. – 2 мин.

    8. Практическая часть урока. Выполнение практической работы на компьютере - 10 мин.

    9. Итог урока – 6 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление плана урока.

2. Актуализация знаний.

Чем является информация для человека? (Знания, получаемые из разных источников)

На какие группы делятся знания? (Факты и правила)

Как называется процесс получения знаний? (Познание)

Какие существуют формы познания? (чувственное, логическое)

Какова роль чувственного познания?

Зачем вам необходимо что-то знать о чувственном познании?

Так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

  1. Объяснение нового материала. (слайд 2).

С первых минут жизни человек воспринимает окружающую его действительность с помощью органов чувств: видит, слышит, осязает и т.д. таким образом - органы чувств человека – это его основной инструмент - средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.

Наша задача - определить, какие ответные реакции вызывают они у человека и создать соответствующую схему на доске.

Приглашается 1 ученик для проведения небольшого эксперимента. С закрытыми глазами ему предлагается назвать, что он чувствует:

  • Потрогав мандарин;

  • Понюхав его;

  • Попробовав на вкус;

Каждый раз ученик называет свои ощущения.

Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения.

(слайд 3)

Какие ощущения вызывает у вас красивая роза?

А стаканчик с мороженным?

А яркое, раскаленное солнце?

Снег?

А сейчас попробуйте назвать объект по ощущению:

  • сочный

  • кислый

  • овальный

Всегда ли можно по одному ощущению определить объект, вызвавший его?

Объект значительно проще узнать по совокупности ощущений. (слайд 4)

Ароматный, овальный, сочный, желтый, кислый?

А вот перед вами ель, расскажите, какая она?

Мы видим, что каждый объект имеет множество свойств, и целостный образ того или иного объекта – это восприятие объекта всеми органами чувств.

(слайд 5)

Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.

Сейчас я угощу вас яблоком. Расскажите мне, как вы его воспринимаете?

Ответы учащихся

(слайд 6)

Перед вами картина с осенним пейзажем. Я предлагаю вам, работая в группах, дать описание фотографии с разных точек зрения.

1-я группа – описать картинку с точки зрения художника.

2-я группа – с точки зрения биолога;

3-я группа – с точки зрения географа;

4-я группа – с точки зрения велосипедиста.

Работа в группах.

Обсуждение итогов

Почему видя один и тот же пейзаж, мы по-разному воспринимаем его?

Слайд 7

Вывод: Разные люди, разное восприятие объекта.

Восприятие каждого человека зависит от его прежнего опыта и знания.

А теперь, пожалуйста, дайте описание следующих объектов:

  • Новый год

  • Дом

  • Семья

Почему вы так рассказали об этих объектах, вы же их не видите?

Слайд 8

Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

Т.е. когда-то мы видели объект, знаем что-либо о нем, но если в данный момент времени он недоступен, то мы можем представить его себе.

Слайд 9

Давайте подведем итог всему вышесказанному: Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств и вызывают: ощущения, восприятия, представления.

  • Можно ли только при помощи чувственного познания познавать окружающий мир?

  • Почему?

  • При помощи чего можно познать законы мира, сущность предметов и явлений и т.п.? (При помощи мышления.)

Сущность предметов и явлений, законы мира мы не можем понять с помощью чувственного познания. Их мы познаем с помощью мышления. Но об этом мы будем говорить на следующем уроке.

  1. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению.

Сейчас запишем домашнее задание – стр. 34-35 п.2,2

  1. Нацеливание на практическую работу.

А сейчас мы перейдем к практической части нашего урока. Ваша задача сегодня – создать таблицу на основе текстового материала. Вы откроете папку «Заготовки», найдете там файл «Семь чудес света», создадите таблицу по образцу.

Но при выполнении данного задания вы должны продемонстрировать не только свои практические умения, но и определенные знания. Вы все знаете о древних памятниках архитектуры - чудесах света: Египетских пирамидах, Колоссе Родосском и т.д. Наверняка слышали и о таких памятниках, созданных в средние века. О них сказано в тексте. Но ваша задача – самим привести примеры архитектурных памятников или памятников природы, которые сегодня можно назвать чудесами света.

При выполнении данной работы у вас так же появятся какие-то представления о рассматриваемых чудесах света. После выполнения работы мы посмотрим презентацию и узнаем, верны ли были ваши представления об этих памятниках.

Критерии оценки:

«5» - если все задание выполнено верно;

«4» - если не выполнен 1 пункт задания;

«3» - если не выполнены 2 пункта задания

  1. Практическая часть урока. Выполнение практической работы на компьютере.

Практические задания к уроку 2 (тест)

«Чувственное познание окружающего мира»


Задания оцениваются следующим образом: три выполненных задания – оценка «3», четыре-пять выполненных задания – оценка «4», все выполненные задания – оценка «5».


Выделите цветом правильный ответ:


1. Отдельное свойство объекта окружающего мира вызывает у человека:

  1. представление;

  2. ощущение;

  3. восприятие.

2. Целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств человека, это:

  1. представление;

  2. ощущение;

  3. восприятие.

3. Чувственный образ объекта, в данный момент не воспринимаемый человеком, но воспринимаемый ранее, это:

  1. представление;

  2. ощущение;

  3. восприятие.

4. Произошло событие: повар принял решение подсолить суп. Тогда истинно утверждение:

  1. орган, воспринимающий информационный сигнал, - кожа;

  2. орган, воспринимающий информационный сигнал, - язык;

  3. орган, воспринимающий информационный сигнал, - нос;

  4. орган, воспринимающий информационный сигнал, - ухо;

  5. орган, воспринимающий информационный сигнал, - глаз;

5. Произошло событие: турист, собираясь в поход, решил, что из одежды взять с собой на основании прогноза погоды по радио.

  1. орган, воспринимающий информационный сигнал, - кожа;

  2. орган, воспринимающий информационный сигнал, - язык;

  3. орган, воспринимающий информационный сигнал, - нос;

  4. орган, воспринимающий информационный сигнал, - ухо;

  5. орган, воспринимающий информационный сигнал, - глаз;

6. Известно, что наибольший объем информации здоровый человек получает при помощи:

  1. органов слуха;

  2. органов зрения;

  3. органов осязания;

  4. органов обоняния;

  5. вкусовых рецепторов.



  1. Итог урока.

Работу закончили. Давайте узнаем, что вы отнесли к новым чудесам света. (ответы ребят. Среди новых чудес называют озеро Байкал).

Действительно, ребята, одним из современных чудес света считается и озеро Байкал, которое является жемчужиной нашего края, и его необходимо беречь и охранять. Не забывайте об этом никогда.

Теперь пора подвести итог нашей с вами работы.

  • Что нового и полезного вы узнали сегодня на уроке?

  • Пригодятся ли вам полученные знания?

  • А теперь мне хочется, чтобы вы оценили урок и свою деятельность. Если вы довольны уроком, своей работой – улыбнитесь.

  • Если вам не все понравилось в уроке, что-то вы не поняли, недостаточно хорошо поработали сами, можно было бы и лучше – оставьте лицо без изменения.

  • Если вы чувствуете неудовлетворение от урока, от собственной деятельности – изобразите грусть на лице.

Мне же на уроке хочется отметить заинтересованную работу всех ребят. Может не все успели сделать таблицу, но не беда, в свободное время вы можете прийти и доделать ее, повысив оценку. Всем спасибо за урок. До свидания.

Самоанализ урока информатики в 6 классе

«Чувственное познание окружающего мира»

Время проведения: Второй урок раздела «Человек и информация», он тесно связан с предыдущим и работает на следующий урок, на котором будет рассматриваться вопрос «Логическое познание».

Цели урока:

Образовательная:

  • Формирование учебно-познавательной, информационной компетентностей через расширение представления учащихся о чувственном познании окружающего мира, формирование целостной картины мира на основе собственного опыта, формирование понимания, что ощущение и восприятие – основа получения знаний;

  • закрепить навыки создания таблиц в текстовом редакторе Word.

Воспитательная: развитие коммуникативной компетентности через развитие речи учащихся, развитие познавательного интереса, умение работать в паре, в группе, учитывать мнение одноклассников, давать оценку собственной деятельности.

Развивающая: развитие алгоритмического мышления, речи, памяти и внимания учащихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, компьютер, компьютерная презентация.

Метод: эвристическая беседа с последовательным изложением материала, практическая работа.

Тип урока: объяснение нового материала. По УМК Босовой каждый урок состоит из двух основных этапов: теоретическая часть и практическая. К сожалению не всегда эти части связаны между собой содержательно и приходится «подтягивать» их друг к другу.

Подбор учебного материала проводился с целью достижения образовательной цели: понимания учащимися о значении чувственного познания мира. Большинство учащихся относятся к предмету информатика, как к развлекательному предмету – сиди и играй. На своих уроках я стараюсь показать ученикам, что мы живем в информационном мире, и на первое место в деятельности людей выходит умение работать с информацией, и что информатика – интересная наука, изучающая способы и средства работы с информацией. У ребят должно быть полное представление об этом понятии, сформированы навыки получения, обработки информационных объектов.

При изучении данной темы «Чувственное познание мира» очень легко проводить различные рассуждения, опираясь на жизненный опыт детей, что, на мой взгляд, повышает интерес учеников к предмету. Происходит развитие кругозора детей, развитие их речи, мышления, внимания.

Учитывая, что в данном классе у большинства детей хорошо развита зрительная память, а слуховая значительно хуже, я постаралась наполнить урок яркими, запоминающимися образами, выводя каждое определение на экран, что способствует и зрительному и слуховому запоминанию информации.

В практической части урока происходит закрепление навыков работы по созданию таблиц в текстовом редакторе. Подобное задание ребята уже выполняли, что предусмотрено программой и поэтому особых затруднений оно не вызвало. Содержательная часть была подведена к содержанию первой части, произошло закрепление понятия «представление», а так же развитие кругозора учащихся.

В конце урока мне хотелось, чтоб учащиеся сами дали оценку и уроку в целом и своей деятельности, используя оценки:

«!» - хорошо и отлично

«.» - неплохо, но можно было бы и лучше.

«?» - было неинтересно, собственная работа не удалась.

В целом, считаю, что урок прошел не плохо, поставленные цели были достигнуты.


8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ