Конспект урока по истории "Характер славянина" 7 класс

Интегрированный урок истории и чтения 7 класс


Тема: Характер славянина.

Цели: Обобщить знания учащихся по разделу «Наши предки – восточные славяне», выделить основные качества характера русского человека: патриотизм, трудолюбие, умение дружить, жизнерадостность через решение проблемных ситуаций, при помощи произведений УНТ.

Развивать умения сравнивать, выделять главное, обобщать.

Воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ и свою Родину.

Оборудование: Стенд «Русские ремесла». Конверты с пословицами, карточки с основными чертами характера русского человека, иллюстрации, изображающие черты характера.


ПЛАН.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Страну, где родился, как известно не выбирают. Но для того, чтобы осознанно полюбить её, человеку необходимо понять душу своего народа, его прошлое. А значит необходимо знать историю своего Отечества. История России начинается в IX веке. Давным-давно на месте городов и деревень, находились непроходимые леса, топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые люди. Среди них были наши предки. Их называли – славяне. Какими же чертами характера обладали славяне?

Тема сегодняшнего урока «Характер славянина»

На доске: Слайд № 1.

Мы будем говорить о том, какой он – русский человек. Помогут нам в этом произведения устного народного творчества.


  1. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

1.Черты славянского характера можно увидеть в кратких народных изречениях – пословицах.

Учитель: Прочитайте пословицы:

«Труд кормит, а лень портит».

«Терпение и труд всё перетрут».

Учитель: О чем эти пословицы?

Дети: О труде.

Учитель: Молодцы. А какие пословицы о труде есть у вас, ребята?

Дети читают пословицы из конвертов (приложение)

Учитель: Назовите черту характера, о которой идет речь в

пословицах.

Дети: Трудолюбие. ( Карточка с этим словом прикрепляется к доске)

Учитель: Выберите иллюстрацию, подходящую к этим пословицам. Ученик из разных иллюстраций выбирает одну, изображающую трудящихся людей.

Учитель: Почему ты выбрал именно эту?

Ученик: Наши предки славяне много трудились. Они корчевали леса, пахали землю, ловили в реках рыбу, охотились на диких зверей. Кроме того они владели различными ремеслами: ковали железо, ткали ткани, ткали пряжу, лепили из глины посуду, игрушки, шили одежду, вырезали из дерева посуду. Ребята рассматривают стенд с изображением народных ремесел.

Учитель: Откройте страницу учебника. Найдите и прочитайте пословица о труде и трудолюбии.

Вывешивает иллюстрацию с веселившимися людьми.

На доске: Слайд № 2.

Учитель: Что изображено на иллюстрации?

Дети: Славяне, которые празднуют и веселятся.

Учитель: Я подобрала пословицу.

Ученик: Славяне умели не только трудиться, но и веселиться. Все праздники у славян были связаны со сменой времен года: коляды, масленица, Иван Купала, Осенины. Все праздники сопровождались определенными обрядами: песнями, хороводами, гаданиями, приношением богам богатых даров. Славяне хорошо пели и плясали. Песни и пляски были у них на все случаи жизни. Несмотря на тяжелые условия, славяне умели радоваться жизни.

Учитель: Назовите черту характера, о которой идет речь в выступлении.

Дети: Жизнерадостность. На доске: Слайд № 3

Учитель: Какие пословицы, отражающие эту черту характера, есть у вас?

Дети читают пословицы из конверта.

Учитель: Да, славяне пели и в радости и в горе. Они говорили: «Где песня льется, там легче живется» А какие народные песни вы знаете?

Дети: Праздничные, хороводные, плясовые, свадебные, плачи, колыбельные.

Учитель: Включает магнитофон. Сейчас мы прослушаем три песни, и вы ответите, какая из этих песен плясовая, колыбельная, хоровая.

Под музыку ведется физкультминутка.

3.Учитель:

На доске пословицы: Слайд № 4.

«Берись дружно – не будет грузно»

«Дружба – в делах помощница»

О чем эта пословица? Как мы назовем черту характера, о которой идет речь в пословицах?

Дети: Помощь, умение дружить, забота о ближнем.

Учитель: Выберите иллюстрацию. Почему выбрали именно её?

Дети: Никогда славянин не оставлял в беде своего брата или соседа. Погорельцу помогали сообща, т.е. всем миром построить дом. Особенно заботились о сиротах и стариках. В неурожайные годы делились друг с другом запасами зерна. Даже ласковое слово считалось у славян помощью.

Учитель: О какой черте характера идет речь в выступлении? Прочитайте пословицы о дружбе и помощи.

Дети читают пословицы о дружбе из учебника.

Учитель: Заботу о ближнем, желание помочь можно увидеть и в произведениях устного народного творчества – сказках. Сейчас ребята составят из разных частей картинки-иллюстрации к сказкам. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».

Учитель: Как называются эти сказки? Что их объединяет?

Дети: В этих сказках герои помогают друг другу.

4. Учитель: Осталась последняя иллюстрация. Кто изображен на ней?

Дети: Богатыри. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель: Из каких произведений устного народного творчества мы

узнаем о богатырях?

Дети: Из былин.

Учитель: Почему народ сочинял былины о богатырях?

Дети: Потому что они были смелыми, любили и защищали свою

Родину от врагов.

Учитель: Как называется эта черта характера?

Дети: Патриотизм.

Учитель: Найдите и прочитайте пословицы о любви славянина к

Родине. Прочитайте в учебнике пословицы о Родине.


  1. ИТОГ УРОКА.

Учитель: А сейчас мы проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Расскажите, какими же чертами характера обладал наш предок славянин?

Дети: Славянин был трудолюбив, жизнерадостен, умел дружить, помогал в беде, любил Родину и защищал её от врагов.

Учитель: Сейчас мы разгадаем кроссворд:

  1. Герой русских былин, совершающий подвиги.

  2. Танцевальные движения взявшихся за руки и образовавших круг людей.

  3. Примитивное орудие для вспашки земли.

  4. Праздник, когда провожают зиму и встречают весну.

  5. Делать что-то сообща всем … .

  6. Имя одного из трех богатырей.

  7. Отечество или место где человек родился.

  8. Люди, одетые в необычную забавную одежду и поющие колядки.


На доске: Слайд № 5.

Учитель: Прочитайте слово, получившееся в выделенном вертикальном столбце.

Дети: Россияне.

Учитель: Дайте толкование этому слову.

Дети: Россияне – это люди, живущие в России.

Учитель: Изучая историю и произведения устного народного творчества, мы должны помнить, что мы потомки славян – россияне. А значит должны знать трудолюбивыми, жизнерадостными, дружелюбными и любить свою Родину.





Б

О

Г

А

Т

Ы

Р

Ь





Х

О

Р

О

В

О

Д








С

О

Х

А









М

А

С

Л

Е

Н

Н

И

Ц

А






М

И

Р

О

М








И

Л

Ь

Я










Р

О

Д

И

Н

А







Р

Я

Ж

Е

Н

Ы

Е













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ