Образовательная программа по краеведению «Летопись родного края»
МБОУ ДОД Тогучинского района
Тогучинский ЦРТДиЮ
Образовательная программа по краеведению
«Летопись родного края»
( ДО «Поиск» на базе Усть-Каменской СОШ)
Возраст детей: 10-16 лет
Срок обучения: 3 года
Руководитель:
педагог дополнительного образования
Кадникова Светлана Юрьевна
с. Усть-Каменка 2012г
1.Пояснительная записка.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф.» школы, различные центры получили хорошее подкрепление своей деятельности.
Изучение родного края стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно-историческим. Формирует общую культуру личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Программа «Летопись родного края» дает возможность шире познакомиться с родным краем, глубже понять историю и культуру, их взаимосвязь с историей и культурой страны и мира, приобщиться к исследованию родного края.
При составлении программы в основу была положена образовательная программа «Люби и знай свой город и край» (Кондрашова Л.П, Сенюкова Н.Л) Томского Дворца творчества детей и молодежи.
Данной программой предполагаются различные формы работы с учащимися: лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, учеба актива, анкетирование и интервьюирование населения, работа по сбору и и оформлению фондов будущего музея, исследовательская работа.
Цель: воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств программы: патриотическое воспитание личности
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний о родном крае, его истории, традициях и культуре, знаний об истории своей семьи.
Обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.
Формирование навыков работы с музейными материалами
Развивающие:
Развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний.
Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.
Воспитательные:
Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;
Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические занятия.
Беседа – метод обучения, при котором педагог дополнительного образования использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа – объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются демонстрацией.
Практические занятия – целью этих занятий являются применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие занятия способствуют трудовому воспитанию.
Методы:
- репродуктивный (воспроизводящий)
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
- проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми)
- эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения)
Программа «Летопись родного края» предполагает курсовой обучение для учащихся от 10 лет (5 класс) до 16 лет (10-11 класс) и проходит поэтапно. Занятия рассчитаны на 4 часов в неделю (по два часа каждое).
Вся воспитательная работа по историческому краеведению строится с учетом возрастного критерия. В работе с детьми 10-12 лет используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Обучающиеся готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом, выполняют разовые поисковые задания.
Обучающиеся 7-8 классов, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории улицы, на которой живут, воспоминания старожилов.
В старшем звене занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях.
В основе программы лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования и культуротворческой деятельности. Расширение культурного кругозора учащихся, выбор и определение личных пристрастий происходит в системе внеклассной деятельности. Психолого-педагогические требования к программе, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка.
Этапы реализации программы
Первый год обучения 2012-2013г – развитие интереса к краеведческой деятельности, введение обучающихся в начальную краеведческую работу. Общее ознакомление с историей края в годы Великой Отечественной войны.
Второй го обучения 2013-2014г - углубление и развитие знаний по истории родного села, стимулирование самостоятельного поиска интересных фактов из истории, формирование навыков исследовательской деятельности.
Третий год обучения 2014-2015г - образовательный процесс направлен на углубленное тематическое изучение родного края через реализацию самостоятельных исследований. Изучение истории района в контексте истории области и страны.
№
Год обучения
Кол-во час
Основные разделы программы
1
1-й год обучения
216 час
Наш край в годы Великой Отечественной войны
2
2-й год обучения
216 час
Село Усть-Каменка: прошлое и настоящее
3
3-й год обучения
216 час
История Тогучинского района
Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:
Историю становления и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
Историю своей семьи;
Замечательных людей своего населенного пункта, района;
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
Описывать основные этапы развития населенного пункта.
Систематизировать знания о своей семье.
Систематизировать информацию о родном крае.
Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.
Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д
Основные направления деятельности
Поисково-исследовательская:
- встречи со старожилами села, свидетелями событий;
- поиск новых экспонатов и исторических фактов;
- переписка с интересными людьми;
- работа с библиотечно-архивными фондами.
Информационно-познавательная:
- встречи со знаменитыми и интересными людьми села (участниками ВОВ);
- публикации в СМИ заметок об истории села;
- использование краеведческой информации в учебно-воспитательном процессе школы;
- использование передвижных экспозиций краеведческого материала;
- ведение летописи школы и села, колхоза.
Реставрационно-оформительская:
- оформление стендов и витрин;
- уход за экспонатами и их реставрация;
- ведение учетной документации
Обеспечение программы
Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
Руководитель историко-краеведческой работы, руководитель музея
Кружок «Поиск»
Компьютерный класс и выход в Интернет.
. 4. Программа по патриотическому воспитанию на 2001-2005г
Библиотека краеведческой литературы
Материалы для бесед, вырезки из газет
.
Формы контроля промежуточных результатов
Программа предусматривает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:;
- творческие задания;
- викторины
- интеллектуальные игры
- компьютерные презентации
Диагностика прогнозируемых результатов проводится в соответствии с листом оценки.
Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:
1 -уровень одаренных детей
2 – качество ярко выражено
3 - высокий уровень
4 - средний уровень
5 - низкий уровень
Лист оценки уровней развития ребенка
№
Критерий
Фамилия, имя ребенка
баллы
Уровень обученности
1
Знание техники безопасности
2
Умение работать с историческими источниками
3
Знание прошлого своего села
4
Умение оформлять альбомы, компьютерные презентации
5
Умение проводить лекции, беседы
Ожидаемые результаты программы:
Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:
Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации;
Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично;
Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой, досуговой сферах жизни;
Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.
Содержание программы.
ВВЕДЕНИЕ.(4ч)
Знакомство с целями организации историко-краеведческого кружка. Выбрать актив. Планирование работы по созданию школьного музея.
РАЗДЕЛ 1
.Работа с фондами (32ч)
Систематизация материалов, обработка материалов, работа с документацией.
РАЗДЕЛ 2.
История нашей школы.(34ч)
История образования на территории Усть-Каменского с/с. История создания школы в Усть-Каменке. История школьного здания. Преподаватели. Выпускники школы. Родители – выпускники школы, их воспоминания о школьных годах. Экспонаты старой школы. Выставка школьных достижений.
РАЗДЕЛ 3
История моей семьи.(20ч)
Понятия «род», «родословная». Составление родословного дерева.
Семейные реликвии. Семейные традиции. Обряды и праздники наших бабушек.
РАЗДЕЛ 4
.Наш край в годы Великой Отечественной войны.(54ч)
Земляки – герои Советского Союза. Ветераны Великой Отечественной войны. Село в годы войны: занятие, быт, люди. Книга Памяти села.
Тогучинский район в годы войны.
Учебно-тематический план и содержание первого года обучения.
Цель: формирование и развитие интереса к истории родного края
Задачи:
Воспитание любви к родному краю
Общее знакомство с историческим прошлым родного края
Стимулирование интереса и положительной мотивации на проявление групповой и личностной активности в познавательной и поисковой деятельности
Обучение начальным навыкам работы с музейным материалом.
Тема: Наш край в годы Великой Отечественной войны
№ п\п
Тема (форма работы)
Всего
Теория
Практика
Экскурсии
1
Введение. Знакомство с целями организации школьного кружка.
Выборы актива Планирование работы по созданию школьного музея.
Планирование работы актива
4
4
2
История нашей школы.
(работа альбомами, создание летописи школы, работа с населением)
34
9
24
1
3
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
20
4
14
2
4
Наш край в годы Великой Отечественной
войны.
54
9
41
4
5
Работа с фондами
Систематизация материалов
32
6
26
Литература для педагога:
Пашкович И.А.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование. Волгоград, издательство «Учитель», 2006г.
Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: организация и планирование работы. М.: знания, 2006 г.
Усатова Е.В. и др. Гражданско-патриотическое воспитание. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 г.
Кузнецова Ф.С. История Сибири в 3-х частях. Новосибирск: «Инфолио-пресс», 2000 г.
Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы). Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 г.
Государственная программа «Развитие и воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»
Литература для детей:
Кузнецова Ф.С. История Сибири в 3-х частях. Новосибирск: «Инфолио-пресс», 2000 г.
Н.А. Миненко «По старому Московскому тракту». Новосибирск, 1990г
Памятники Новосибирской области. Сост. Л.М. Горюшкин, Б.И. Семко. Новосибирск, 1989г.т
Новосибирск..100лет. События. Люди. Новосибирск, 1993г
Календарно-тематическое планирование первого года обучения
Введение (4ч)
1
Цели и задачи краеведческого кружка
т
пр
Просмотр виртуального путеводителя «Хранители памяти народной» Знакомство с основными направлениями работы
Беседа,
2
2
Выбор актива Планирование работы по созданию школьного музея
2
Выбор актива, разработка традиций и законов. Обсуждение плана работы на год
Круглый стол, мозговой штурм
Экскурсия в краеведческий музей (г.Тогучин, с.Борцово и др)
Работа с фондами и экспозициями, с документацией, с экспозициями (6 час)
3
Проведение переписи сохраненных экспонатов в соответствии с нормативными документами
2
Проверить сохранность основного фонда, правильность заполнения в инвентарной книге
Практическое занятие
4
Заполнение инвентарной книги, составление карточек основного фонда
2
Описание предметов основного фонда,
Практическое занятие
5
Оформление инвентарной записи на предметах основного фонда в соответствии с правилами.
2
Правильное оформление инвентарных номеров
Практическое занятие
История нашей школы (34ч)
6
История образования на территории Усть-Каменского с/с
2
Возникновение первых школ в с.Усть-Каменка, с.Аплаксино, п.Пермский, с.Налетиха
Беседа
Д\з: расспросить бабушек и дедушек о школе.
7
Школа в Аплаксино
2
Встреча с бывшим директором Аплаксинской СОШ Алпеевой В.А, учителем начальной школы начальной школы Шевякиной Т.Н
Встреча с интересными людьми, сбор краеведческого материала
8
История школ в поселках на территории Усть-Каменского сельсовета
2
Встреча с бывшем учителем
сбор краеведческого материала
9
История создания школы в Усть-Каменке
2
Когда появилась школа, первые учителя.
сбор краеведческого материала
10
. История школьного здания.
1
1
Как изменялась школа.
Сбор краеведческого материала, поисковая работа
11
Усть-Каменская школа в 50-80 –е годы
1
1
Встреча с ветеранами педагогического труда
Сбор краеведческого материала, поисковая работа
12
Учителями славится Россия!
2
Встреча с ветеранами педагогического труда.
Внеклассное мероприятие
13
Как учились наши бабушки
2
Знакомство со школьными экспонатами
Экскурсия для уч-ся 1-5 классов
14
История пионерской организации
1
1
Возникновение пионерской организации в селе.
Экскурсия
15
Символы пионерской организации
1
1
Сбор материала
Беседа, сбор материала
16
Учительские династии
2
Сбор и оформление материалов по учительским династиям
Сбор краеведческого материала
17
Создание презентации «Летопись Усть-Каменской школы»
2
Подготовка материалов для летописи
18
Оформление презентации «Летопись Усть-Каменской школы»
2
19
Оформление поисково-исследовательских работ
2
Отбор, систематизация и оформление краеведческого материала
Практическое занятие
20
Оформление поисково-исследовательских работ
2
Отбор, систематизация и оформление краеведческого материала
Практическое занятие
21
Подготовка к районной краеведческой конференции
1
1
Изучение исторической и краеведческой литературы
Практическое занятие
22
Подготовка к районной краеведческой конференции
2
Подготовка к конкурсу стенгазет
Практическое занятие
Работа с фондами и экспозициями, с документацией, с экспозициями( 8 час)
23
Оформление стенда «История школы»
2
Подбор материалов для стенда «История школы»
Работа с документами, фотографиями
24
Оформление стенда «История школы»
2
Подбор материалов для стенда «История школы»
Работа с документами, фотографиями
25
Оформление витрины со школьными экспонатами
2
Выполнение оформления, написание этикеток, побор экспонатов
26
Работа с краеведческим материалом по школьной тематике
2
Оформление, работа с воспоминаниями, побор материала для сборника об учителях
История моей семьи (20ч)
27
У меня есть своя история.
2
Определение понятий «род», «семья», родословная, генеалогическое древо семьи. Виды родословия
Беседа, демонстрация родословных, имеющихся в фонде музея
28
Моя родословная
1
1
Составление родословных генеалогических древ семей». Систематизация и включение их в фонд музея.
29
Правила сбора краеведческого материала
2
Обучение правилам сбора краеведческого материала
Практическое занятие
30
Сбор краеведческого материала по теме «Моя семья в годы Великой Отечественной»
2
Сбор материала, составление анкет,
Вопросов для беседы, обсуждение основных форм сбора материала
Практическое занятие
31
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
2
Рассказ о истории своей семьи
Круглый стол
32
Сбор краеведческого материала по теме «Дети войны»
2
Сбор материала, оформление.
Встреча с односельчанами, запись воспоминаний
33
Дети войны
1
1
Сбор материала, оформление
34
«Семейный альбом»
2
История семьи в фотографиях
Приглашение родителей
Экскурсия для родителей
35
Трудовая биография моей семьи
1
1
Оформление презентаций
Практическое занятие
36
Трудовая биография моей семьи
1
1
Оформление презентаций, обсуждение
Практическое занятие
Работа с фондами и экспозициями, с документацией, с экспозициями(8 час)
37
Оформление документации
2
Работа с инвентарной книгой
38
Заполнение инвентарной книги, составление карточек основного фонда
2
Описание предметов основного фонда,
39
Обучение навыкам оформления поисково-исследовательской работы
1
1
Формирование навыков исследовательской работы
40
Как правильно организовать поисково-исследовательскую работу
1
1
Формирование навыков исследовательской работы
Наш край в годы Великой Отечественной войны (54 час)
41
Наш район в годы ВОВ
Все для фронта – все для победы!
1
1
Познавательный материал
Познавательная беседа, обзор архивных материалов и документов (хрестоматия)
42
Оформление передвижного стенда: «Герои СССР Тогучинского района»
1
1
Знакомство с подвигами наших земляков
Экскурсия. беседа
43
Наш земляк – Герой СССР
Кобелев А.В
2
Знакомство с подвигом нашего земляка
Беседа
44
Сбор краеведческого материала о Кобелеве А.В
2
Обзор газет «Советская Сибирь» и др, поиск родственников идр
Практическое занятие
45
Сбор краеведческого материала о Кобелеве А.В
2
Обзор газет «Советская Сибирь» и др, поиск родственников идр
Практическое занятие
46
Оформление презентации о Кобелеве А.В
2
Классный час для 2-4 кл
47
Наше село в годы войны
1
1
Познавательная беседа, обзор архивных материалов и документов (хрестоматия)
Беседа
48
Книга Памяти села Усть-Каменка
2
Сбор сведений о земляках, погибших на войне
Дополнение к книге Памяти
49
Книга Памяти села Усть-Каменка
2
Сбор сведений о земляках, погибших на войне. Посещение односельчан, старожилов
Дополнение к книге Памяти
50
Поиск сведений о местах захоронений земляков через Интернет
2
Сбор сведений о земляках, погибших на войне.
Практическое занятие
51
Поиск сведений о местах захоронений земляков через Интернет
2
Сбор сведений о земляках, погибших на войне.
Практическое занятие
52
Оформление Книги Памяти.
2
Поиск мест захоронений, дополнительных сведений
Работа с Интернет-ресурсами
53
Ведение переписки с различными центрами
2
Сбор материала о местах боев и захоронений наших земляков
54
Издание сборника «Книга Памяти селаУсть-Каменка»
2
Презентация сборника
55
Оформление презентации «Офицеры»
2
Оформление материала о офицерах наших земляков
Работа в компьютерном классе
56
«Офицеры»
2
Презентация в СДК
57
История памятника в нашем селе
2
Встреча с ветераном ВОВ Евтроповым В.С
Беседа
58
Работа с книгами «Они вернулись с Победой»
2
Практическое занятие
59
Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках
2
Переписка, рассказы родственников
Практическое занятие
60
Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках
2
Переписка, рассказы родственников
Практическое занятие
61
Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках
2
Переписка, рассказы родственников
Практическое занятие
62
Сбор материалов о ветеранах войны, наших земляках
2
Переписка, рассказы родственников
Практическое занятие
63
Оформление презентаций
1
1
Работа с материалом Составлений выступлений, подбор материала, оформление презентаций
64
Оформление стенда «Дорогами войны»
2
Подбор материалов, оформление
Д\з: сообщение о ветеранах
65
Оформление стенда «Дорогами войны»
2
Подбор материалов, оформление
66
Подготовка к внеклассному мероприятию
2
67
Выступление перед школьниками младших классов «Памяти павших будьте достойны!»
2
Работа с фондами и экспозициями, с документацией, с экспозициями (10час)
68
Работа с документацией
2
69
Работа с фондами
2
70
Подведение итогов работы
2
71
Подведение итогов работы
2
Анализ работы за год
Круглый стол
72
Участие в творческом отчете школы
2
Всего 32ч 112час
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ