Рабочая программа по истории 9 класс
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательное учреждение гимназия № 14 управления, экономики и права»
660078, г. Красноярск, пер. Медицинский, 27, тел. 261-27-73, [email protected], [email protected]
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО
Зам. директора по УВР
Директор гимназии №14
Шуляк Н.В
Савчикова И.А.
Аносова Т.В.
Пр. № от « » 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории в 9 классе
Бесединой Е.В.
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История» для учащихся 9 класса составлена на основе:
А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова. Новейшая история зарубежных стран. XX- начало XXI в. 9 класс.// Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вагасина-А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. М. 2011
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6-9 классы // Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Данилова ., Л.Г. Косулиной 6-9 классы. М. 2011.
С учетом рекомендаций Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
учебника по истории России Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
учебника по новейшей истории Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013;
учебного плана гимназии на 2014-2015 у.г.
Цели программы обучения:
воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории XX – начала XXI вв. в их взаимосвязи, хронологической преемственности;
овладение базовыми методами исторического познания, умения работать и различными источниками;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
воспитание у учащихся толерантности и гуманизма.
Задачи программы обучения:
формирование у учащихся целостного представления об истории России и мира в новейшее время как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
овладение учащимися знаниями об особенностях экономического, социального, политического и культурного развития России и мира в XX – начала XXI вв.;
формирование умения характеризовать наиболее яркие личности данного этапа истории, оценивать их роль в истории и культуре;
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и примерной программы основного общего образования по истории. Названия тем уроков в основном соответствуют названиям тем примерной программы и отражают их содержание. Некоторые темы уроков рабочей программы приближены к названиям параграфов учебников «История России. XX век" А.А. Данилов, Л.Г. Косулина и "Всеобщая история. Новейшая история" О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.
Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории», предполагается их синхронно-параллельное изучение. В 9 классе изучается история России и мира в XX- начале XXI в.. Поэтому начинается изучение материала с темы «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» из раздела «История Нового времени» («Всеобщая история») и темы «Россия в начале XX в.» из раздела «Россия в XVI- началеXX в.» (история России).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. Рабочая тетрадь в 2-х частях. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. Поурочные разработки М.: Просвещение. 2006.
-Стрелова О.Ю. Уроки новейшей истории. 9 -11 классы. Поурочные разработки. М. Экзамен. 2006
Предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в объеме 70 часов в 9–х классах по 2 часа в неделю. В программе предусмотрено 26 часов на Всеобщую историю Новейшего времени и 42 часа на историю России. В программе предусмотрено 2 часа на проверочные работы и 2 часа - на контрольные работы по итогам первого полугодия и за курс истории 9 класса.
Основными формами текущего контроля выступает устный опрос, исторический диктант, самоконтроль, беседа, текущее тестирование, самостоятельные работы, выполнение учащимися домашних работ проверочные работы, контрольные работы.
Формой промежуточной аттестации является: проверочная работа, тестирование, контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории в 9 классе ученик должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX- начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
№ уроков
История Нового времени
Тема I. Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны.
2
1, 7
История России в XVI - начале XX вв.
Тема 1. Россия в начале XX в.
6
2-6, 8
Новейшая и современная история
Тема II. Мир в 1920-1930-е гг.
9
9-10, 15, 19-23, 28
Новейшая и современная история истории России
Тема 2. Россия в годы революции и Гражданской войны
4
11-14
Новейшая и современная история истории России
Тема 3. СССР в 1920-е гг.
3
16-18
Новейшая и современная история истории России
Тема 4. СССР в 1930-е гг.
4
24-27
Новейшая и современная история
Тема III. Вторая мировая война
3
29, 34, 36
Новейшая и современная история истории России
Тема 5. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
5
30-33, 35
Новейшая и современная история
Тема IV. Мировое развитие во второй половине XX века.
9
37, 41-47, 57
Новейшая и современная история истории России
Тема 6. Советский союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
3
38-40
Новейшая и современная история истории России
Тема 7. СССР в 1953-1964 гг.
3
48-50
Новейшая и современная история истории России
Тема 8. СССР в 1960-е начале 1980-х гг.
3
51-53
Новейшая и современная история истории России
Тема 9. Советское общество в 1985-1991 гг.
3
54-56
Новейшая и современная история
Тема V. Мир на рубеже XX – XXI вв.
2
58-59
Новейшая и современная история
Тема VI. Культурное наследие XX в.
1
60
Новейшая и современная история истории России
Тема 10. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.
5
61-65
Итоговое обобщение и повторение. Контрольная работа
3
66-68
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История Нового времени
Тема I. Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Мир в начале XX века.
Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.
Первая мировая война.
Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Тема II. Мир в 1920-1930-е гг
. Версальско-Вашингтонская система.
Понятие «Новейшая и современная история».
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Страны Европы и США в 20-е годы.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Мировой экономический кризис 1930-х гг.
Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы.
«Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм.
Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы.
Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Международные отношения в 30-е годы.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г
Тема III. Вторая мировая война
Вторая мировая война.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии
Завершение Второй мировой войны. Итоги и уроки войны.
Разгром Германии и Японии. Участие СССР в военных действиях против Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Тема IV. Мировое развитие во второй половине XX века.
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война»
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция.
Переход к смешанной экономике. «Общество потребления». Социальное государство.
Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х начале 1970-х гг.
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Эволюция политической идеологии
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития.
Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 начала 1990-х гг. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Тема V. Мир на рубеже XX – XXI вв.
Международные отношения.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Тема VI. Культурное наследие XX в.
Культурное наследие XX - го века.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
История России в XVI - начале XX вв.
Тема 1. Россия в начале XX в.
Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы.
Внешняя политика. Русско-японская война
Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. Первая российская революция.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Столыпинская аграрная реформа.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Серебряный век русской культуры
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Россия в Первой мировой войне
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Тема 2. Россия в годы революции и Гражданской войны Свержение монархии и кризис власти.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Становление Советской власти Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Военный коммунизм». «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны
Тема 3. СССР в 1920-е гг.
Новая экономическая политика
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия НЭПа.
Образование СССР, его внешняя политика.
Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Политическая система СССР в 20-е гг. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Тема 4. СССР в 1930-е гг.
Экономическая политика СССР в 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой.
Политическая система СССР в 1930-е гг.
Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
Духовная жизнь: достижения и потери.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Коренные изменения в духовной жизни общества в 30-е гг. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Внешняя политика СССР в 30-е годы.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.
Тема 5. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Начало Великой Отечественной войны
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения.
Предпосылки коренного перелома.
Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны.
Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение.
Советский тыл в годы войны.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
Коренной перелом в ходе войны.
Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков.
Заключительный этап войны.
Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Тема 6. Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
Идеология и культура в послевоенное время
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг.
Внешняя политика СССР в послевоенные годы
Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
Тема 7. СССР в 1953-1964 гг.
Внутренняя политика СССР в 1953 -1964-х годах. Изменения политической системы
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР».
Экономика СССР в 1953-1964 гг. «Оттепель» в духовной жизни Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Тема 8. СССР в 1960-е начале 1980-х гг.
Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.
Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Культура. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Политика разрядки: надежды и результаты.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Тема 9. Советское общество в 1985-1991 гг.
Экономические реформы 1985-1991 гг.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика «гласности».
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
Новое политическое мышление.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Тема 10. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.
Российская экономика на пути к рынку.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
Политическая система и духовная жизнь современной России
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Строительство обновлённой Федерации Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
Геополитическое положение и внешняя политика России
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Россия в начале XXIв.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Д.А.Медведев.
УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Раздел
Тема урока. Основное содержание
Количество часов
Учебник
Учебно-методические средства обучения
Результаты обучения
дата
Теория/
практика
"История России. XX век"А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа "Всеобщая история .Новейшая история"
Тема I. Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны.
1.
История Нового времени
Мир в начале XX века.
Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.
1
§1-4
Адекватно понимать информацию. Знать понятия: империализм, эшелонная модель модер-низации, индустриальное общество.Характеризовать основные направления социально-экономического и политического развития
Тема 1. Россия в начале XX в.
2.
История России в XVI - начале XX вв.
Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы.
1
§1-3
Давать определения понятиям:: геополитика, модернизация, индустриальное общество, самодержавие. Анализировать модернизационные процессы в странах Европы,США и России.
3.
История России в XVI - начале XX вв.
Внешняя политика. Русско-японская война
Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.
1
§4
Исторические карты. Русско – японская война 1904-1905 г.
Знать внешнеполитические приоритеты России в начале XX века.
Дискуссия по вопросам о целесообразности «маленькой победоносной войны» и путях выхода из революционного кризиса
4.
История России в XVI - начале XX вв.
Первая российская революция.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
1
§5
Исторические карты. Революция 1905 – 1907 гг. в России
Излагать причины, ход и итоги российской революции 1905-1907 гг.
Определять влияние Первой российской революции на общест-
венное развитие страны
5.
История России в XVI - начале XX вв.
Столыпинская аграрная реформа.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
1
§6
Давать определения понятиям: отруб, хутор, отрезки, реформа.
Характеризовать положительные и отрицательные итоги Столыпинской реформы, делать выводы
6
История России в XVI - начале XX вв.
Серебряный век русской культуры
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
1
§8
Называть выдающихся деятелейи достижения отечественной науки и культуры начала XX века.Систематизировать материал,составлять таблицу.
7
История Нового времени
Первая мировая война.
Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
1
§5
Исторические карты. Первая мировая война 1914-1918гг.
Излагать причины, ход, итоги Первой мировой войны.
Уметь показывать на карте места основных сражений.
8.
История России в XVI - начале XX вв.
Россия в Первой мировой войне
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
1
§9
Исторические карты. Первая мировая война 1914-1918гг.
Определять роль России в данной войне.
Систематизировать материал,
составлять таблицу.
Тема II. Мир в 1920-1930-е гг.
9.
Новейшая и современная история
Версальско-Вашингтонская система.
Понятие «Новейшая и современная история».
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
1
§6-7
Уметь рассказывать о изменениях после войны.
10.
Новейшая и современная история
Страны Европы и США в 20-е годы.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада.
1
§8-9
Уметь излагать причины революционного подъёма. Экономическую ситуацию в 1920-х гг в ведущих стран Запада.
Тема 2. Россия в годы революции и Гражданской войны
11.
Новейшая и современная история истории России
Свержение монархии и кризис власти.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
1
§10-
11
Характеризовать события февраля-октября 1917 г. Определять сущность «двоевластия».
12.
Новейшая и современная история истории России
Становление Советской власти Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
1
§12-13
Анализировать первые декреты советской власти.
Давать оценку политике большевиков в отношении церкви.
13.
Новейшая и современная история истории России
Гражданская война
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель.
1
§14-17
Исторические карты. Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР (февраль 1918- март 1919 г.).
Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР в 1919 – 1920 г.
Знать периодизацию и основные события Гражданской войны.
Критически анализировать различные подходы в освещении событий Гражданской войны.
14.
Новейшая и современная история истории России
Гражданская война
«Военный коммунизм». «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны
1
Исторические карты. Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР (фев-раль 1918- март 1919 г.).
Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР в 1919 – 1920 г.
Участвовать в разработке проекта
«Красный и белый террор»
Делать выводы о итогах войны.
15.
Новейшая и современная история
Обобщение по теме «Мир в 1900-20-х г.г.» Проверочная работа по теме «Россия в 1900-20-х гг.»
1
Тема 3. СССР в 1920-е гг.
16.
Новейшая и современная история истории России
Новая экономическая политика
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия НЭПа.
1
§18
Видеокассеты. НЭП
Характеризовать причины перехода к НЭПу, сопоставить НЭП и политику «военного коммунизма».
Объяснить противоречия НЭПовской модели и перспективы НЭПа, проводить аналогию с современным рынком
17.
Новейшая и современная история истории России
Образование СССР, его внешняя политика.
Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
1
§19-20
Знать понятия: Коминтерн, международная изоляция, региональные конфликты. Уметь анализировать документы, различать факт,мнение, доказательство
18.
Новейшая и современная история истории России
Политическая система СССР в 20-е гг. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
1
§21
Видеокассеты. Борьба за власть
Уметь анализировать внутриполитическую ситуацию в стране.
19.
Новейшая и современная история
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Мировой экономический кризис 1930-х гг.
1
§10
Давать определения понятиям: экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика.
20.
Новейшая и современная история
Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм.
1
§11-12
Давать характеристику мировому кризису и возможным путям выхода из него Знать особенности экономиче-
ского развития европейских государств и США в 30-е годы. Анализировать политику «Нового курса» Рузвельта и программы реформистских движений в США и Великобритании
21.
Новейшая и современная история
Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы.
Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
1
§13-14
Давать определения понятиям: тоталитаризм, фашизм, милитаризм.
Находить и объяснять сходные черты и различия итальянского,
германского и испанского фашизма.
Участвовать в разработке проекта «Фашизм в современном
мире»
22.
Новейшая и современная история
Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века. Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
1
§15,
§16,
§17
Давать определения понятия: экспансия, модернизация,
реформы. Объяснить особенности экономического и политического развития стран Востока
23.
Новейшая и современная история
Международные отношения в 30-е годы.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
1
§19
Уметь выяснять общие тенденции в развитии Японии, Германии,Италии.
Тема 4. СССР в 1930-е гг.
24.
Новейшая и современная история истории России
Экономическая политика СССР в 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой.
1
§23-24
Давать определение понятиям: индустриализация, коллективизация, «великий перелом», колхоз. Анализировать последствия индустриализации и коллективизации, давать оценку сталинскому «Великому перелому»
25.
Новейшая и современная история истории России
Политическая система СССР в 1930-е гг.
Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
1
§25
Видеокассеты. Развитие политической системы 1934-1939гг.
Давать определение понятиям: тоталитаризм, культ личности, репрессии, конституция. Характеризовать основные элементы тоталитаризма, анализировать причины и последствия утверждения тоталитарного режима в стране
26.
Новейшая и современная история истории России
Духовная жизнь: достижения и потери.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Коренные изменения в духовной жизни общества в 30-е гг. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
1
§22,26
Характеризовать основные социальные группы советского общества. Определять изменения, произошедшие в жизни людей, в науке и культуре.
27.
Новейшая и современная история истории России
Внешняя политика СССР в 30-е годы.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.
1
§27
Указывать основные направления внешней политики СССР в 30-е
Годы. Давать оценку «нового курса» советской дипломатии, анализировать советско-германские соглашения 1939 г.
28.
Новейшая и современная история
Контрольная работа по итогам I полугодия
1
Тема III. Вторая мировая война
29.
Новейшая и современная история
Анализ контрольной работы.
Вторая мировая война.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. .
1
§20-21
Исторические карты. Вторая мировая война
.
Излагать причины и Второй мировой войны. Знать
историческую карту.
Систематизировать материал,
составлять таблицу.
Тема 5. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
30.
Новейшая и современная история истории России
Начало Великой Отечественной войны
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения.
1
§28-29
Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.
Излагать причины ВОВ, Знать историческую карту.
31.
Новейшая и современная история истории России
Предпосылки коренного перелома.
Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны.
Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение.
1
§30
Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.
Уметь показывать на карте основные сражения. Знать о положении на оккупированных территориях.
32.
Новейшая и современная история истории России
Советский тыл в годы войны.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
1
§31
Рассказывать о партизанском движении, эвакуации.
33.
Новейшая и современная история истории России
Коренной перелом в ходе войны.
Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков.
1
§32-33
Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.
Прказывать на карте и рассказывать о ходе ВОв
34.
Новейшая и современная история
Коренной перелом во Второй мировой войне.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии
1
§20-21
Исторические карты. Вторая мировая война
Прказывать на карте и рассказывать о ходе ВОв
35.
Новейшая и современная история истории России
Заключительный этап войны.
Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
1
§34
Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.
Характеризовать вклад СССР во Второй мировой войне. О действиях союзников в годы войны.
36.
Новейшая и современная история
Завершение Второй мировой войны. Итоги и уроки войны.
Разгром Германии и Японии. Участие СССР в военных действиях против Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
1
§20-21
Исторические карты. Вторая мировая война
Давать оценку военным действиям против Японии. Рассказывать о итогах войны.
Тема IV. Мировое развитие во второй половине XX века.
37.
Новейшая и современная история
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война»
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
1
§22-23
Знать понятия: «холодная война», «гонка вооружений», «военно-политические блоки». На основе анализа документов, объяснить причины и признаки«холодной войны»
Тема 6. Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
38.
Новейшая и современная история истории России
Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
1
§35-36
Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике, политике
39.
Новейшая и современная история истории России
Идеология и культура в послевоенное время
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг.
1
§37
Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в культуре, социальной жизни
40.
Новейшая и современная история истории России
Внешняя политика СССР в послевоенные годы
Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
1
§38
Характеризовать изменения в международном положении ССССР после 2 мировой войны.
41.
Новейшая и современная история
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция.
1
§24
Давать характеристику “Плану Маршалла”
42.
Новейшая и современная история
Переход к смешанной экономике. «Общество потребления». Социальное государство.
Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
1
§24
Знать понятия: смешанная экономика, социальное государство.
43.
Новейшая и современная история
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х начале 1970-х гг.
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
1
§25
Знать особенности экономического и политического развития
США, Великобритания, Франция после II мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку
44.
Новейшая и современная история
Эволюция политической идеологии
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль.
1
§26-27
Объяснять особенности политического устройства стран Европы.
45.
Новейшая и современная история
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития.
1
§33
Давать определения понятиям: тоталитарный социализм, «шоковая терапия», выделять причины кризиса тоталитарного социализма.
Объяснить главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы, давать им оценку. Дискуссия «Реальный социализм и его место в истории»
46.
Новейшая и современная история
Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 начала 1990-х гг. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
1
§33
Анализировать причины революций и их последствия для стран Восточной Европы.
47.
Новейшая и современная история
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
1
§34-35
Давать определения понятиям::модернизация,реформы, народная революция. Объяснить влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие
стран Востока
Тема 7. СССР в 1953-1964 гг.
48.
Новейшая и современная история истории России
Внутренняя политика СССР в 1953 -1964-х годах. Изменения политической системы
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР».
1
§39
Характеризовать политику мирного сосуществования. Решения XX съезда КПСС, для страны в целом,
49.
Новейшая и современная история истории России
Экономика СССР в 1953-1964 гг. «Оттепель» в духовной жизни Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
1
§40-41
Давать общую оценку реформам Н.С.Хрущёва. Характеризовать достижения советской науки и техники.
50.
Новейшая и современная история истории России
Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
1
§42
Характеризовать политику мирного сосуществования.
Тема 8. СССР в 1960-е начале 1980-х гг.
51.
Новейшая и современная история истории России
Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.
1
§43-44
Характеризовать особенности политического и экономического развития страны. Объяснять причины отставания экономики в 70-80-х гг.
52.
Новейшая и современная история истории России
Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Культура. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
1
§45
Рассказывать о дисседентском движении, развитии культуры.
53.
Новейшая и современная история истории России
Политика разрядки: надежды и результаты.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
1
§46
Анализировать нарастание “холодной войны”. Отношения с Китаем, США и Афганистаном.
Тема 9. Советское общество в 1985-1991 гг.
54.
Новейшая и современная история истории России
Экономические реформы 1985-1991 гг.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
1
§ 48
Объяснять понятия: кадровая революция, перестройка,стратегия ускорения, «новое мышление».
Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране.
55.
Новейшая и современная история истории России
Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика «гласности».
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
1
§47, 49
Объяснять понятия: гласность.
Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране.
56.
Новейшая и современная история истории России
Новое политическое мышление.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. 1Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
1
§50
Объяснять понятия: «новое мышление».
Определять цели и основные этапы внешнеполитических преобразований в стране.
57.
Новейшая и современная история
Обобщение по теме «СССР и мир во второй половине XX века». Проверочная работа «СССР во второй половине XX века»
1
Тема V. Мир на рубеже XX – XXI вв.
58.
Новейшая и современная история
Международные отношения.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
1
§37
Уметь доказывать своюточку зрения на интеграционные процессы. Терроризм в современом мире.
59.
Новейшая и современная история
Глобализация.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
1
§39
Характеризовать глобализацию и ее противоречия.
Тема VI. Культурное наследие XX в.
60.
Новейшая и современная история
Культурное наследие XX - го века.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
1
§18
§38
Знать и рассказывать о развитии культуры XX- нач. XXI века.
Тема 10. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв. 6 часов
61.
Новейшая и современная история истории России
Российская экономика на пути к рынку.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
1
§51
Давать определения понятиям:«шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика.. Давать оценку экономическому развитию страны в 90-е годы, выделить положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики
62.
Новейшая и современная история истории России
Политическая система и духовная жизнь современной России
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
1
§52-53
Объяснять понятия: Конституция, референдум, многопартийность, фракция.Характеризовать результаты политического развития страны в 90-е годы, определять обозначившиеся проблемы в политической жизни страны
63.
Новейшая и современная история истории России
Строительство обновлённой Федерации Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
1
§54
Рассказывать, привлекая СМИ о современных межнациональных отношениях в Р.Ф.
64.
Новейшая и современная история истории России
Геополитическое положение и внешняя политика России
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
1
§55
Характеризовать основные направления внешней политики страны в 90-е годы. Определять положительные результаты и нерешенные проблемы российской внешней политики.
65.
Новейшая и современная история истории России
Россия в начале XXIв.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Д.А.Медведев.
1
§56
Давать характеристику политике В.В. Путина., Д.А. Медведева
66.
Новейшая и современная история истории России
Обобщение по теме «Россия и Мир в XX –начале XXІ в.»
1
67.
Новейшая и современная история истории России
Итоговая контрольная работа по итогам учебного года
1
68.
Новейшая и современная история истории России
Анализ контрольной работы
Итоговое повторение
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
Основная литература:
Примерная программа основного общего образования по истории
учебник по истории России (Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2005.);
учебник по новейшей истории (Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2005.);
Методическая литература:
Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: просвещение, 2009.
Арасланова О.В. Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Вако. 2011.
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. Рабочая тетрадь в 2-х частях. 9 класс. М.: Просвещение. 2011.
Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс. М.: Экзамен. 2011.
Симонова Е.В. Тесты по истории России XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Экзамен. 2010.
Соловьев К.А. Поурочные разработки по Новейшей истории зарубежных стран XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Вако. 2011.
Дополнительная литература
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А..Исторический словарь. Москва: Проспект, 2012.
История России в схемах: учебное пособие/ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. Москва: Проспект, 2012.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. Москва: Проспект, 2012.
Деревянко А.П,, Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. М.: Проспект. 2009
Кириллов В.В. История России: учеб. пособие. М. 2010.
История. Даты: справочник/ авт.сост. М.Н.зуев, Р.Н.Лебедева. М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Всеобщая история. Справочник школьника. История древнего мира. Средние века. Новое и новейшее время. [Текст]. – М.: Слово: АСТ, 1996.
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. [Текст] - М.: Аванта+, 2000.
Энциклопедия для детей. История XX века. Зарубежные страны: Дополнительный том / Глав. ред. В.А. Володин. [Текст] - М.: Аванта+, 2002.
Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века. [Текст] - М.: Русское слово, 2003.
Справочник школьника по отечественной истории XIX – XX веков. / Под ред. А.В. Ушакова. [Текст].– М.: Аквариум. 1997
Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. [Текст].– М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 6-11 кл. В 2 кн. [Текст].– М.: Дрофа ,1996.
Дипломатический словарь. В 3 томах. [Текст].– М.: Наука, 1985.
Всеобщая история: история древнего мира, средних веков, новое и новейшее время./ Сост. Ф.С.Капица и др. [Текст].– М.: АСТ, 1996.
История в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие. [Текст].- М.: Дрофа, 2002.
Вся история в одном томе / Авт. – сост. И.О. Родин, Т.М. Пименова. [Текст].- М.: Родин и компания, 1997
История России. XX век: 9 – 11 кл. Школьный словарь – справочник. [Текст].- М.: АСТ, 2003.
Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов/ Под ред. Е.Е.Вяземского. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 2006
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Гевуркова Е.А. ГИА 2012. История. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Е.А.Гевуркова, Я.В.Соловьев. М.: Издательство «Экзамен», 2012.
ГИА -2012: Экзамен в новой форме: История: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой ) аттестации в новой форме/ авт.-сост. И.А.Артасов, О.Н.Мельникова, Ю.Г.Гаврилина, И.Н.Лозбенев. М.: АСТ: Астрель, 2012.
ГИА -2011: Экзамен в новой форме: История: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой ) аттестации в новой форме/ авт.-сост. Е.А.Гевуркова, А.В.Биберина, Е.В.Пчелов, Д.А.Фадеев. М.: АСТ: Астрель, 2011.
Клоков В.А. ГИА 2011. История: сборник заданий: 9 класс/ В.А.Клоков, М.В.Пономарев. М.: Эксмо, 2010.
ЦОРЫ
Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г,Косулина. История России. XXвек. Клио Софт.
График проверочных и контрольных работ
№
Тема
№ урока
дата
Форма контроля
Источник
1
Проверочная работа по теме «Россия в 1900-20-х гг.»
17
тестирование
Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс. М.: Экзамен. 2011.
Симонова Е.В. Тесты по истории России XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Экзамен. 2010.
2
Контрольная работа по итогам I полугодия
30
Контрольная работа
Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс. М.: Экзамен. 2011.
Симонова Е.В. Тесты по истории России XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Экзамен. 2010.
3
Проверочная работа «СССР во второй половине XX века»
57
тестирование
Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс. М.: Экзамен. 2011.
Симонова Е.В. Тесты по истории России XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Экзамен. 2010.
4
Контрольная работа по итогам учебного года
67
Контрольная работа
Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс. М.: Экзамен. 2011.
Симонова Е.В. Тесты по истории России XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Экзамен. 2010.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ