Основы композиции. Анималистический жанр
МБОУ Тогучинского района Горновская СОШ
Новосибирская область
Тема: Основы композиции. Анималистический жанр
Оксана Викторовна Петрова
Учитель изобразительного искусства
и мировой художественной культуры
2010г
Тема: «В мире животных»
Художественно-педагогическая сверхзадача: погружение в образы анималистического жанра.
Информационно-методическая карта урока
Цель: Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей законов композиции.
Задачи урока:
Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с анималистическим жанром;
Развитие у учащихся способности использования основных законов композиции при решении творческой задачи;
Постижение законов композиции.
Методы обучения:
Эмоционально-образное погружение;
Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
Создание ситуации творческого поиска.
Форма обучения:
Сочетание групповой, и индивидуальной творческой деятельности
Зрительный ряд:
Презентация «Основы композиции», иллюстрации с изображением животных, таблицы по композиции, раздаточный материал, вырезки животных.
Музыкальный ряд:
Музыка о животных, классика фоном
Материалы:
Бумага формата А-3, гуашь, кисти
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Психологический настрой на деятельность (1-2 мин)
Тема. Вступительное слово, целеполагание.
Актуализация знаний
(1 мин)
Цитата
Великая цель искусства - потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать те средства, которыми он это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий.
Д. РЕЙНОЛЬДС
Настрой на занятие
Объяснение нового материала
(10 мин)
Усвоение нового материала
(10мин)
ПОВТОРЕНИЕ
ВОПРОС: Объясните термин «композиция»
КОМПОЗИЦИЯ-Соединение, составление частей произведения в единое целое
Основными правилами композиции являются:
ритм;
выделение сюжетно-композиционного центра;
симметрия или асимметрия;
расположение главного на втором пространственном плане.
Основными законами композиции являются:
закон целостности;
закон контрастов;
закон новизны;
закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Среди частных законов можно назвать
закон жизненности;
закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.
Средствами композиции являются:
Линия;
Штриховка (штрих);
Пятно (тональное и цветовое);
Линейная перспектива;
Светотень;
Воздушная и цветовая перспективы.
Каким образом можно передать ритм и движение?
Раздаточный материал
Передача симметрии и асимметрии в композиции
В чём заключается цветовое и живописное равновесие?
Анималистический жанр – от лат. «анимал» - животное, жанр о животных.
Этот жанр сочетает в себе естественное и художественное начала. Здесь важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животных. Анималистический жанр зародился еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся (во Франции, Северной Америке и др.) наскальные рисунки с изображением зверей, птиц, сцен охоты. Как самостоятельный жанр анималистка сложилась в VIIIв. в Китае, а в Европе она достигла расцвета в XVII-XVIIIв.
Первые представители анималистического искусства- Пещера Ласко, пещера Альтамира, Капова пещера. Здесь можно увидеть изумительные по своей красоте изображения животных людьми каменного века.
Задание:
Составить симметричную и ассиметричную композицию в анималистическом жанре (коллаж)
Что вы хотели, как художники показать, выразить своим произведением?
Физкультминутка -
Изобразить пантомимой любимого животного
Ответы учащихся
Соединение, составление частей произведения в единое целое
Ответы учащихся
(с помощью диагональных линий)
В цветовой гармонии - равновесии и симметрии сил. Контрасте цветовых сопоставлений.
Обсуждение
(Повадки, пластику животного отношения людей к животным)
Творческая работа
(30 мин)
Выполнить композицию симметричную или асимметричную на тему «в мире животных», используя свои коллажи
Работы выполняются индивидуально
Подведение итогов урока – рефлексия
(10 мин)
Вывод: просмотр работ, закрепление
Сегодня мы с вами продуктивно поработали, но смогли ли мы ответить на вопросы урока:
Почему люди так стремились запечатлеть образ животных?
Что они хотели этим показать, выразить, сказать другим людям, вам?
Чтобы правильно понять произведение, что для этого нужно нам знать?
Ответы учащихся:
Анималистический жанр загадочен, людей привлекал образ животных, их повадки, пластика.
Нужно знать особенности произведения чтобы правильно его понять.
Литература:
Использованы ресурсы Интернет –
Энциклопедия искусства - http://www.artprojekt.ru/Menu.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ