Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе "Звук и буква Дд"



МКОУ «Школа – интернат №3 VIII вида»











Урок чтения и развития речи

1 класс

Тема: Звук и буква Дд.









Составила: Языкова Тамара Степановна

учитель начальных классов

высшая категория



















Прокопьевск 2013





Чтение и развитие речи

1 класс

Тема урока: Звук и буква « Д д».

Цели урока:

  1. Ознакомить со звуком и буквой « Д д». Учить читать слова с буквой Д.

  2. Коррекция фонематического слуха, мелкой моторики, мышления, речи.

  3. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Задачи: Учить применять полученные знания при ознакомлении с новым звуком и буквой. Преодолевать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств.

Ход урока

I.Орг.момент

а).- Садятся дети, чьё имя начинается с гласного звука, с согласного звука.

б). - Какой урок? - Чему учимся на уроке? - Где пригодятся знания?

II.Сообщение целей и плана урока

- Отправимся за новыми знаниями. Познакомимся с новым звуком и буквой, а каким узнаете позже. Закрепим умение в чтении слогов и слов с изученными буквами, стараться правильно говорить.

План урока (Поэтапный, картинный висит на доске).

  1. Подготовим наших помощников (картинка с изображением пальцев и лицо с открытым ртом).

  2. Проверим домашнее задание (картинка домика).

  3. Отдохнём (на картинке дети делают зарядку).

  4. Ознакомимся с новым звуком и буквой (вопросительный знак).

  5. Поработаем по учебнику (ребёнок с книгой в руках).

III. Психологический настрой

- Чтобы всё успеть на уроке, давайте себя настроим на урок. Дети говорят стихотворение (хором).

Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно, работаем старательно.

IV. Упражнения для пальцев рук

( Используются массажные шарики «Су – джок» и сопровождается стихотворением «Пальцы – дружная семья».

Пальцы – дружная семья, друг без друга нам нельзя (сжимаем шарик).

Вот большой! А это средний.

Безымянный и последний – наш мизинчик, малышок!

У-у-у! Указательный забыли (катаем шарик по пальцам).

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять…

Мы рога козы покажем. И рога оленя даже…

Мы про зайку не забудем - ушками водить мы будем (показывают рога и уши животных).

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить ( выполняют упражнение «Ребро, кулак, ладонь»).

V. Дыхательная гимнастика

Игра «Раз, два, три – без ошибки повтори».

  1. Вдох – на выдох – а, у, и.

  2. Вдох – на выдох – я, ю, е

VI. Артикуляционная гимнастика (в стихах, сопровождается показом картинок).

  1. Круглый рот.

2.Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

3. А теперь слонёнок я - хоботок есть у меня.

4. Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

5. Язык иголочкой потом и потянем остриём.

6.На качелях я качаюсь – вверх, вниз, вверх, вниз.

7.Я лошадка – Серый Бок! (4 раза цокают). Я копытцем постучу (4 раза цокают). Если хочешь – прокачу ( 4 раза цокают).

VII. Проверка домашнего задания

1.Дети задают друг другу вопросы.

-Какие бывают звуки?

-Как определяем гласный звук?

-Как определяем согласный звук?

2.Беззвучная артикуляция а, у, м, и, ц. (Дети сигналами показывают гласный или согласный и говорят).

3.Чтение слогов.

ЛИ – СА – МА – КИ – НО – СИ – ЛА

а) Шепотом.

б) Цепочкой.

в) Хором: медленно – тихо, громко – быстро.

г) Из слогов составьте слова и объясните их значение.

VIII. Физминутка (речевая)

Вот помощники мои. Их как хочешь - поверни.

Так и эдак, эдак – так – не обидятся никак.

Руки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх, в сторону и накрест.

Тук – тук – повернёмся мы вокруг.

I Х. Ознакомление с новым материалом

1.Беседа около экологического букваря.

- Какое время года наступило? Какая стала погода? Правильно. Стало теплее. Дети больше играют на улице, радуются солнцу, поют песни. Мы пришли в лес. Как хорошо, красиво в лесу, хочется петь. Давайте споём песню. (Дети поют и имитируют игру на инструментах).

« Я на дудучке играю – ду – ду – ду. А потом на балалайке – динь – динь – динь». - «Динь, динь. Ду,ду.»

- Какой первый звук?

- Какой звук и букву будем учить?

2.Ознакомление со звуком.

а). Артикуляция звука « д» ( с зеркалом). Определение согласный или гласный, звонкий или глухой.

б). Игра «Поймай звук» (хлопают в ладоши).

В звуках: а, о, м, д, в, п ,д, у, ж, д, ш, з, д.

В слогах: ка, то, да, ты, мы, ки, до, ха, ра, ду.

В словах: дом, парта, помидор, окно, друг, кружка, солдат, стол, дятел.

в). Упражнение «Ленивые восьмёрки» в сопровождении стихотворения о весне. г). Работа у экологического букваря.

- Найдите картинки, в названиях которых есть звук «д» и определите место звука в слове. (Дом, двери, ведро, дерево, дым, радуга, дорога, дети, вода).

- Как нужно относиться к природе? Молодцы! Будьте природе другом.

д).- В песне «Если с другом вышел в путь» услышьте слова со звуком «д».(1 куплет)

Если с другом вышел в путь, веселей дорога

Без друзей меня чуть – чуть, а с друзьями много

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной.

3.Буква Д д.

Картинка ( дятел). Называние слова, определение первого звука. Ознакомление с буквой. Показ буквы. Раздать букву детям под музыку. Заселение буквы в свой домик в кассе букв. Расположение в кассе букв.

- Вы узнаёте новые буквы, запоминаете их, составляете из них слоги, слова. Это всё вам пригодится в жизни. Чтобы лучше запомнить выполним упражнения.

1). На что похожа? – На домик.

2).Тактильное восприятие.

а) Буква из наждачной бумаги.

б) Сделать из проволоки.

в) Выложить фасолью на песке.

3). Показать телом (руки вверх – домик).

4). Напечатать на спине товарища.

5). На полу правой ногой,

6). Упражнение « Носорог».

7). Упражнения для закрепления образа буквы.

Игра « Найди букву».

а) Среди букв на столе.

б) На кубике, на плакате «Звуки и буквы».

в) На таблице

Д о з Д с ы

Ж Т Д а

П д к м д


г) « Зашумлённые буквы».

4. Составление слогов ( абаки).

- ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДИ.

X. Работа в учебнике.

1). - Найдите квадрат. Какого он цвета? Почему? Какая написана буква? Покажите большую букву, маленькую букву. Чем различаются буквы? (Размером).

- Справа от буквы написаны слоги. Прочитайте их.

- Слева, что нарисовано? (Дом). – Прочитаем.

-Что это? ( Дома) (показ картинки).

2). - Сделаем звуко – буквенный анализ слова ДОМА.

3). Чтение слов с.92 . Объяснение значения каждого слова.

XI. Итог.

- С какой буквой познакомились? Какой это звук?

XII. Оценивание работы учащихся.





Пояснение.

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида.

Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения. Психологическая основа чтения – взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие.

Нарушение фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, психических процессов у учащихся с нарушением интеллекта приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения: запоминание образа буквы, деление слова на составные части, выявление каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог.

Кроме общих недостатков, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные группам или отдельным ученикам. Встречаются дети с тяжёлыми нарушениями речи; с более сложными недостатками зрительно-пространственной ориентировки, со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности. Всё это создаёт дополнительные трудности в усвоении такими первоклассниками навыков чтения.

Для работы с подобными группами детей нужны дополнительные приёмы, направленные в первую очередь на коррекцию имеющихся недостатков и ориентированные на более длительные сроки обучения.

МКОУ «Школа – интернат №3 VIII вида»,

Т.С. Языкова,

учитель начальных классов

высшей категории.


Литература

«Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе» А.К.Аксёнова Москва «Владос» 2000г.

























































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ