Конспект урока развития устной речи "Сезонные изменения в природе с приходом осени" 4 класс

Колобушкина Анжелика Владимировна

МОУ ГООШ отделение коррекционного обучения VIII вида. г.Калязин Тверская область.

Учитель начальных классов



Урок развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.

Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

2. Развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие познавательного интереса.

3. Коррекция логического мышления.

4. Воспитание любви к природе, наблюдательности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях, в труде.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Изучение нового материала.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Вы хотите узнать кто? Отгадайте загадку и узнаете.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (осень).

- Правильно. Но Осень пришла к нам не одна. Она привела с собой своего младшего брата Кто из вас догадался, что это за брат? Отгадайте загадку и узнаете. (Месяц – сентябрь.)

Загадка.

Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

- Молодцы. Как вы догадались? Младший брат Осени очень любит играть. Давайте поиграем в мяч. Я буду задавать вопрос и кидать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

- Сколько времён года вы знаете?

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Какой месяц был перед ним?

- Какой месяц будет следующий?

- Что выглядывает из-за туч?

- Какого цвета листья осенью?

- Какой ветер дует осенью?

- Что делает дождь?

- Что делают птицы?

- Молодцы. Мы назвали признаки осени. Повторим их.

3.Работа с демонстрационным материалом.

Картинки:

- Солнце. (Солнце греет меньше).

- Шапка, куртка, сапоги. (На улице становится холоднее).

- Символы дня и ночи – чёрная длинная и короткая жёлтые полоски. ( День становится короче, ночь – длиннее.)

- Зонт. (Часто идут дожди).

- Дерево. (Начали желтеть и опадать листья).

- Птица. (Птицы улетают на юг).

Повторение признаков осени по опорным картинкам по цепочке, затем одним учеником.

Вывод: Осень только началась, в сентябре ещё мало жёлтых листьев, ещё не очень холодно. Говорят, сентябрь – начало осени, или, по –другому, ранняя осень.

Учащиеся несколько раз повторяют словосочетание «ранняя осень» хором и индивидуально.

4.Работа с пословицами.

Ребята «срывают» листочки с осеннего дерева. На листочках записаны пословицы:

Сентябрь красно лето провожает, золотую осень встречает.

Сентябрь птиц в дорогу торопит.

В сентябре и лист на дереве не держится.

Сентябрь яблоком пахнет, а октябрь капустой.

В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

Сентябрь – вечер года.

Физкультминутка (чтение текста, сопровождаемое движениями).

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Деревцо все выше, выше.

Ветер тише, тише, тише.


5. Закрепление.

- Ребята, осень пришла к нам не с пустыми руками, с подарками.


Ученик читает стихотворение «Подарки осени» С.Прокофьева

Вопросы и задания

Какие плоды созревают в сентябре?

Какие грибы растут в сентябрьском лесу?

Отгадать загадки:

image004.png

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел. (Гриб)

Маленький Иван,

Костяной кафтан. (Орех)

У одной матери

Тысяча сыновей.

Она каждому шапочку дала,

А себе не взяла.

(Дуб, желуди)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

image005.png

4. Нарисовать и раскрасить гроздь рябины, желуди, орехи, грибы (корзину с грибами).

Игра « Весёлые стихи» (Правильно – хлопаем, неправильно – топаем и объясняем).

Под осень лист берёзовый

Абсолютно розовый. (Не розовый, а жёлтый.)

У сосны иголки,

Короче, чем у ёлки. ( Не короче, а длиннее.)

Осенью в стужу

Гуляем мы по лужам. (Не гуляем, а сидим дома.)

Чтоб было осенью тепло,

Наденем на себя пальто. (Это правильно.)


6. Рефлексия. Подведение итогов.



- Нарисуйте солнышку такой ротик, какое у вас сейчас настроение.

Используемая литература:

    1. И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва Ознакомление с окружающим миром. М.: «Мозаика - Синтез», 2007

    2. Т.Н. Ильюшина Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста, В.: «Издательство Учитель», 2011

    3. Л.Г. Селихова Ознакомление с природой и развитие речи. М.: «Мозаика - Синтез», 2006

    4. С.Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

    5. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей, М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ