Конспект Урока чтения 4 класс Тема: Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Конспект Урока чтения

(4 класс VIII вида)


Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Локтаева Е.Е.

Тема: «Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Цели:

Образовательные задачи:

  • Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»; развивать умение исследовать текст, понимать его смысл.

  • Формировать у учащихся навык выразительного чтения стихотворных произведений.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Коррекция слухового восприятия через чтение стихотворения парами, по цепочке;

  • Коррекция и развитие связной устной речи посредством устных ответов на вопросы, пересказа;

  • Развитие навыка осмысленного чтения, коррекция грамотности и внимания посредством упражнений: «Молчанка», «Угадайка», «Разный шрифт»;

  • Коррекция пространственной ориентировки и внимания посредством "Экологического панно", таблицы слов;

  • Коррекция и развитие навыков самоконтроля с помощью «Карты успеха».

Воспитательные задачи:

  • воспитывать мотивацию к учению, любовь к поэзии;

  • учить понимать и чувствовать окружающую природу.

Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, "Экологическое панно", портрет Н.А.Некрасова, подносы, цветные магниты, игрушка "солнышко", картинки, изображающие весенние месяцы.

Дидактический (раздаточный) материал: "Карты успеха", карточки с пропущенными окончаниями, толковые словари, карточки с коррекционными упражнениями, фигурки зайцев, лучи (прищепки).

Здоровьесберегающие методики и технологии: элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного: электронная физминутка для профилактики близорукости, смена динамических поз – работа за конторкой, развитие зрительно-моторной реакции посредством сюжетных картинок по углам класса; технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания; дыхательная гимнастика.



Ход урока.


  1. ОРГМОМЕНТ.

- Приветствие. Давайте возьмемся за руки, ощутим теплоту рук своего товарища, подарим частичку своего тепла и пожелаем что-нибудь хорошее друг другу.

(Психологический настрой на урок, снятие напряженности)


Пройдите к своим рабочим местам. Напоминаю вам о "Картах успеха". Не забывайте ставить себе + за каждый правильный ответ на уроке, в зависимости от раздела карты.


II. Коррекционные упражнения по методике Худенко Е.Д.


1.1 Сядет тот, кто правильно подобрав окончания к словам прочитает предложения (карточки)

( чтение предложений с пропущенными окончаниями направлено на развитие скорости чтения)


вопрос: Какая общая тема объединяет прочитанные вами предложения? (Весна)

1.2. «Молчанка» (направлено на расширение возможностей ребенка читать и понимать прочитанное про себя. Упражнения такого рода повышают скорость чтения, внимание, самоконтроль. Смысл заключается в поиске и произнесении ребенком только заданных слов.)

Инструкция учителя: Возьмите карточки. Упражнение 1. Читайте слова молча, каждый в своем темпе, вслух произнося названия только весенних месяцев.


январь, сентябрь, октябрь, март, февраль, июль, ноябрь, апрель, август, ноябрь, май, декабрь.


(индивидуальная работа детей)


1.3. «Угадайка» (направлено на повышение скорости чтения, понимания прочитанного, развитие воображения)


Инструкция учителя: Упражнение 2. Прочитайте и подумайте о ком вы прочитали.

мурлыкает, шипит, лает, мычит, чирикает.



(индивидуальная работа детей) Скажите о ком вы прочитали (ответы детей).



1.4.«Разный шрифт» (Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом направлены на расширение оперативного поля обзора глаза при чтении слова, активизации коры головного мозга, приводящей к существенному улучшению памяти и внимания ребенка).

Инструкция учителя: Упражнение 3. Прочитайте все слова.


каПЕль СОЛнце леДОхоД СНЕгоТАяНИе


(Работа детей)

- Прочитай второе слово. Последнее. Первое и третье.

(Развитие пространственной ориентировки и внимания)

- К какому времени года относятся эти слова?


III.Речевая разминка. Внимание на экран.


Инструкция учителя: Прослушайте описательную характеристику героя и прочитайте предложения, правильно подобрав интонацию.


Ворон старый, мудрый, спокойный:

Кар-кар. Радуйтесь жители леса.

Весна пришла.

Синица звонкая, веселая, торопливая:

Весна пришла! Весна пришла!

Солнышко пригревает!

Как хорошо!

Медведь сонный, недовольный:

Весна пришла?

Почему меня не разбудили?


(Развитие навыка выразительного чтения, эмоционально-волевой сферы)


IV. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ.

  • Произведения, какого поэта мы читали на прошлом уроке?

  • Закрепим некоторые сведения из его биографии. Вставьте пропущенные слова и прочитайте предложения:

1. Н.А. Некрасов родился в ... году в ....... семье.

2. В детстве он любил играть с ........ детьми.

3. Свои первые стихи написал в возрасте ... лет.

4. Н.А. Некрасов писал о жизни ......, о красоте русской ....... .

(Опора на память).


  • Прочитайте наизусть отрывок из поэмы «Мороз - Красный нос».

  • Чтение стихотворения " Славная осень!"

  • О каких временах года шла речь в этих произведениях?


Упражнение на мышечно-телесную и зрительную координацию (по методике В.Ф.Базарного)

- Все встали. Руки на пояс. Я называю цифру. Вы смотрите на картинку, под которой находится данная цифра и запоминаете, какой весенний месяц изображен:

1,2,3,4

4,3,2,1

1,3

2,4.

- Закройте глаза.

- Какой весенний месяц под цифрой 2,3,1?

- Какая картинка лишняя? Почему?


V. Сообщение темы урока. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Н.А.Некрасова. А как оно называется, вы узнаете, когда расшифруете запись в таблице.



1

2

3

4

А

даже

дедушка

человек

лодка

Б

охотник

зайчишка

и

бревно

В

Мазай

но

река

как

Г

а

вода

льдина

зайцы


Ключи: А2, В1, Б3,Г4

(Коррекция пространственной ориентировки и внимания)


  • Какое название получилось? ("Дедушка Мазай и зайцы")

  • Почему слово Мазай написано с большой буквы?

  • Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем оно? (Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев.)

  • Чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представили описанное поэтом природное явление, которое называется половодье рассмотрим репродукцию картины И.Левитана "Весна. Большая вода".

Учитель дает комментарий: После снеготаяния реки переполняются водой и выходят из берегов. Реки разливаются так сильно, что могут затопить леса, поля, деревни. Иногда половодье может обернуться настоящим стихийным бедствием.

Элемент методики В.Ф.Базарного.

Учитель выделяет из класса учащегося, и предлагает продолжить работу за конторкой для смены динамических поз, для сохранения и укрепления телесной вертикали, позвоночника, осанки)


Рассказ учителя: В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай - одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он много времени проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали на лодках. Дома стояли на высоких столбах. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасов каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был Мазай, который знал много забавных рассказов. Некрасов любил их слушать. И вот однажды дед Мазай рассказал поэту об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение "Дедушка Мазай и зайцы".

VI. Первичное прочтение стихотворения учителем.

Вопросы:

- Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?

VII. Словарная работа.

  • Так как стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Специально к этому уроку я приготовила для вас толковые словари. Дадим объяснение следующим словам:

Силки- приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных.

Зипун - старинная верхняя одежда крестьян, сшитая из грубого сукна.

Багор - длинная палка с загнутым металлическим крюком.

Гуторить - разговаривать.

Горемыка - слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.

Гинут - гибнут.

Аршин - старорусская мера длины, длина всей руки от плеча.

Сажень - старинная мера длины, равная трем аршинам.

( Все слова прочитываются вслух, ставится ударение)


Электронная физминутка для глаз.

(профилактика близорукости)

Инструкция учителя: Внимательно следим за картинками на экране, точно повторяя глазами их траекторию. Я приглашаю вас прокатиться на облаках.


III. Изучение темы.

  • Прочитаем начало стихотворения.

Чтение части до слов "... я раз за дровами..."

- Как Мазай относится к односельчанам? (Осуждает за истребление, упрекает мужиков).

- В каких словах мы слышим упрек мужикам? (Где у них совесть?)

- К чему призывает дед Мазай своим вопросом? (Бережно относиться к природе).

  • Продолжаем чтение стихотворения по цепочке (по 3 строки).

  • Как Мазай называет зайцев?

  • Как это его характеризует? (Он добрый, любит природу).

  • Заполнение "Экологического панно". Давайте проиллюстрируем небольшой эпизод из этого стихотворения. Разместите зайцев на картине.


( дети встают со своих мест и работают возле доски).

(Развитие зрительной координации, смена динамических поз)

- А теперь найдите в тексте отрывок к этой получившейся картине.

(Чтение отрывка)

- Вспомните как вели себя односельчане, когда Мазай вез зайцев через деревню? (посмеивались, потешались)

- Найдите этот отрывок и прочитайте его молча, расставьте паузы.

- Подумайте как нужно прочитать слова односельчан.

(Выразительное чтение отрывка по ролям)


IX. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 минуты).

Под весенние напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись.

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись лицом ты к другу.

Правую дай руку другу.


Элемент методики В.Ф.Базарного.

Учащийся, работающие за конторкой

(для смены динамических поз, для сохранения и укрепления телесной вертикали, позвоночника, осанки) меняются.

Упражнение на дыхание "Задуй свечу"( насыщение коры головного мозга кислородом). Инструкция: Сделайте глубокий вдох и выдох.


Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

X. Чтение стихотворения.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПАРАМИ


XI. Итог урока. Заключительная беседа.

  • Прочитайте слова на экране: " Любить природу - значит любить Родину".

  • Как вы их понимаете?

  • Какая основная мысль стихотворения?

  • Как вы относитесь к деду Мазаю?

  • Как к нему относится автор?

XII. Домашнее задание:

приготовится к выразительному чтению, у кого будет желание, выучить отрывок наизусть, можно так же нарисовать рисунок.

XIII. Рефлексия.

- Посчитайте количество правильных ответов в ваших "Картах успеха".

- Посмотрите, что получилось лучше, над чем еще нужно поработать. (спросить 2 - 3 детей)

- Весна идет! И все ей рады! Пусть сегодня и в нашем классе засветит яркое весеннее солнышко. Если у вас хорошее настроение и вам понравился урок, то выбирайте лучик желтого или красного цветов, какой кому нравится.

Если вам грустно, вас что-то расстроило, то синего цвета.


Коррекция и развитие навыков самоконтроля.



























Карта успеха.



Ответы на вопросы ______________________________________



Чтение без ошибок _______________________________________



Выразительное чтение ____________________________________



Пересказ _________________________________________________

Общее количество баллов ____

Предложения с пропущенными окончаниями.



Уж та...... снег, бег...... ручь...,

В ок... ... повея... ... весн... ... .



Чиста небесн... ... лазурь,

Тепле... и ярч... солн... ... ста... ... .



Вес... ... с улыбк... ... шлёт прив... ...

Проснувшей... ... приро... ... .



Полюбуй... ... вес... ... наступа... ...

Журав... ... караван... ... лет... ... .



Вот уж снег последн... ... в пол... та... ...

Тёпл... ... пар восход... ... от зем... ... .



Юный лес, в зелён... ... дым одеты...,

Тёплы... гроз нетерпели... ... ждёт.



Всё весны дыхани... ... согре... ...

Всё круг... ... и люби..., и поё... .



Славит ле... Весну-царев... ...:

Звон... ... льёт... ... смех напевн... ... .

Вес... ... , вес... ... ! Как возд... ... чист!

Как ясен небоскл... ... !



Туча расстая... ... влажным тепл... ... .

Веет весенн... ... ночь над село... .



Черёму... ... душист... ...

С весно... расцве... ... .


7



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ