Конспект урока литературы по теме «Преступление и наказание»

Министерство образования и науки РФ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина»






Конспект урока литературы по роману

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


Тема урока: Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  1. Боль за человека как основа авторской позиции.

  2. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.



I курс (10 класс)











ПОДГОТОВЛЕН И ПРОВЕДЕН

ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

РОМАНЕНКО ИРИНОЙ СЕРГЕЕВНОЙ




СУРАЖ


Тема урока: Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  1. Боль за человека как основа авторской позиции.

  2. Социальные и философские истоки бунта
    Раскольникова.

Цели урока: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.

Эпиграф урока (запись на доске):

« Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение

тайного, оставшегося за строками, пределами слов...

Чтение - прежде всего сотворчество. Устал от моей вещи,

значит - хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя не опустошительная, а творческая. Сотворческая».

М.Цветаева

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы с вами начнем читать одно из самых спорных
произведений - роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Да-да, именно начнем читать, хотя я знаю, что многие из вас уже начали
прочитывать его дома и некоторые уже прочитали. Но я хочу показать
вам, научить вас именно читать, а не прочитывать. Ведь как сказала
М.Цветаева: «Что есть чтение, как не разгадывание, толкование,
извлечение тайного, оставшегося за строками пределами слов... Чтение

прежде всего сотворчество. Устал от моей вещи, значит — хорошо
читал и — хорошее читал. Усталость читателя не опустошительная, а
творческая. Сотворческая» (запись на доске).

Так вот мы с вами постараемся стать соавторами Ф.М.Достоевского и понять, в чем заключена авторская позиция.

II. Подготовка к восприятию.

  • Добролюбов писал: «В произведениях г. Достоевского мы находим одну
    общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о
    человеке...»

  • Как в творчестве любого писателя, поэта можно выделить главные темы,
    проблемы, идеи, так можно определить и доминирующее чувство, которое
    возникает у читателя под воздействием его произведений. Чувством -
    доминантой у Достоевского будет боль. Именно об этом писал
    Добролюбов, и это безошибочно определяете вы как читатели.

Но ведь боль бывает разной:

боль от социального зла - у Некрасова;

«боль от красоты» - у Фета;

боль за Россию - у Рубцова;

боль из-за любви - у Тургенева.

Отчего же боль возникает у Достоевского? Почему каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать? Что за этим стоит? «Бессмысленная жестокость» автора, как утверждает некоторые исследователи? Какая у автора цель: показать, как ничтожен, низок и гадок человек? Или иная, высокая? Прав ли Раскольников, утверждая, что «страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть»?

III. Работа с текстом.

Попробуем ответить на эти вопросы, осмыслив первый сон Раскольникова, «безобразный сон» - одну из самых потрясающих сцен в романе. (Чтение учителя).

  • Какие чувства вызывает у вас эта сцена?

  • Какова позиция автора?

Вывод: автор скорбит, чувствует острую, невыносимую боль за каждого человека, за всех людей, за весь мир.

  • Отблеск этого чувства есть и в Раскольникове, что сразу заметил
    Мармеладов: «...в лице вашем я читаю как бы некую скорбь...» Именно в
    этом чувстве ключ к пониманию Достоевского. Только испытав и пережив
    это чувство, вы сможете найти верный путь к открытию и постижению
    загадочного и бездонного мира художественных произведений
    Достоевского.

  • Следующий вопрос - это мотивы преступления Раскольникова. Их мы
    можем определить уже при чтении первых страниц романа.

Задание.

- Найдите в тексте 1 главы ключевое слово, характеризующее мир, в
котором живет Раскольников,

слово, объясняющее причину неразрешимого, трагического конфликта его с этим миром,

слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту.

Записи на доске.

1. Мотивы преступления.

« Безобразный» мир «безобразные» чувства «безобразная» мечта.

В этом словосочетании заключается открытие Достоевского: «двойственность души», т.е. описание процесса внутренней борьбы человека. Причем Достоевский осознавал это так: «Серьезнее этой идеи я никогда ничего не проводил».

- Обратим внимание на это словосочетание. В слове «безобразная» звучат
два «голоса»: чувство и ум. В слове «мечта»:

красота и безобразие

стремление к добру; стремление к власти.

Рождается желание стать Наполеоном:

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех - нулями,

А единицами - себя;

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно,

А.С.Пушкин.

- Какие же причины преступления вытекают из мотивов? Их мы тоже
найдем на первых страницах романа.

Задание.

  • Прочтите 2 абзац 1-й главы. Какая фраза имеет здесь особое значение?

  • Какие чувства испытывает Раскольников?


  1. голос совести («болезненное и трусливое ощущение»);

  2. голос гордости («которого он стыдился»).

Выявляется противоречие: Совесть гордыня


«безобразная мечта»

Вывод: Таким образом, в этой фразе обнаруживается один из главных конфликтов романа: конфликт между умом, сознанием, теорией и чувством, совестью, природой человека. За этой мучительной внутренней борьбой и стоит одна из причин -

1) нравственная.

- Прочтите 3-й абзац.

  1. психологическая причина: «Он до того углубился в себя и уединился
    от всех...»

  2. социальная: «Он был задавлен бедностью».

Но есть еще одна причина - высшая, философская, скрытая в словосочетании «безобразная мечта».

4) безбожие, безверие.

- Когда мы говорим об идее, мысли, то нужно иметь в виду, что это
художественное произведение, в котором главное место занимает образ,
слово. У Достоевского каждое слово взвешено, обдумано,
многозначительно.

Попытаемся вникнуть в слово Достоевского.

- Сопоставьте две детали во внешности Раскольникова: темно-русые волосы
и словосочетание «немецкий шляпник».

Вывод: идея раскола, который произошел в отдельном человеке: противопоставление русской души и теории, пришедшей с Запада.

IV. Итог урока.

Сегодня мы сделали только первый маленький шаг к познанию творчества Достоевского. Вы поняли, как это познание трудно и мучительно для каждого вдумчивого читателя. Но я надеюсь, что вы пройдете этот путь до конца, а я вам постараюсь в этом помочь.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ