Конспект урока литературы "УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ… " 4 класс
Урок по литературному чтению в 4 классе
по программе О. В. Кубасовой.
Тема: « УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ… »
Басни: Х.К. Андерсена и Эзопа.
Цель: - воспитание компетентного читателя:
- вовлечение учащихся в процесс самостоятельного овладения знаниями;
- способствовать формированию умений воспринимать структуру текста,
понимать его содержание, выделять из него необходимые для читателя аспекты;
- учить осуществлять диагностику и оценку уровня читательской компетенции на
разных стадиях ее формирования;
- совершенствовать владение разными техниками чтения на основе информации,
полученной в результате чтения;
- познакомить с баснописцами разных эпох и их произведениями;
- развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей;
- воспитывать нравственные качества;
- формировать чувство ответственности.
ХОД УРОКА
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”
Будем басни мы читать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
- Сегодня на уроке мы подробнее поговорим еще об одном жанре
художественной литературы - о баснях.
2. Актуализация знаний фиксации индивидуального затруднения в пробном
действии:
1) актуализация знаний о былинах.
- Но сначала вспомним, что же было задано на дом? (дети читают на оценку, остальные их оценивают)
- Удалось ли интонацией передать характер героев?
- Получилось ли передать былинную интонацию?
- Если вас заинтересовали произведения о русских богатырях, вы можете
продолжить чтение дома. Мы еще вернемся к этому жанру на уроках
внеклассного чтения. (Учитель демонстрирует книги).
- Напомните, с каким жанром художественной литературы мы
знакомились на прошлых уроках? (Былины)
- Так, что же такое былина? (Это русские народные песенные сказания).
2) актуализация знаний о баснях. N (слайд):
а) - Какие жанры художественной литературы вы еще знаете? (Дети
перечисляют – басни…).
- Какие басни вы знаете и кто их автор? (И.Крылов «Стрекоза и Муравей»,
Л.Толстой «Старый дед и внучек» и др.)
- На что похожа басня на сказку или на рассказ? (На сказку)
- В чем особенности этого жанра?
(Выслушиваются ответы учащихся).
- Давайте сравним свои знания об этом жанре со сведениями в энциклопедии для детей «Что такое? Кто такой?»
& БАСНЯ – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера, что роднит ее с притчей (поучение в иносказательной форме). В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни не только люди, но и животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Этот прием называется олицетворением, а способ, которым выражена мысль в басне, - «эзоповским» языком.
Что же это за язык такой? Давно, две с половиной тысячи лет назад, жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками.
Басни Эзопа были переложены на латинский язык. Позже они стали достоянием всех европейских литератур и явились основным источником басенных сюжетов разных баснописцев, от француза Лафонтена до русского Крылова.
В России басня стала широко распространятся уже с середины 18-го в. Но своего расцвета она достигла лишь у Крылова. «Эзоповским» языком Иван Андреевич владел мастерски. Через иносказание, пословицу, поговорку, намек он говорил правду: «А
Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил». Каждая его басня – это отражение какого-то события, свидетелем которого был он сам.
И поныне в многонациональной литературе басня продолжает жить как сатирический жанр, где словам тесно, а мыслям просторно.
ВЫВОД: - Так, что же такое басня? (Басня – краткий, чаще всего
стихотворный, нравоучительный рассказ)
- В чем особенность этого жанра? (Всегда носит
нравоучительный характера. В начале или
чаще в конце басни сформулирован вывод,
основная поучительная мысль – мораль.
Герои басни люди или животные)
N (слайд)
б) N (слайд) - «КОРОЛЬ СКАЗОК» Г.Х.Андерсен тоже писал басни. Мы сейчас познакомимся с одной из них и на ее примере разберем особенности этого жанра.
= дети читают басню по цепочке ;
= словарная работа: - гениальный способ,
- диковинные вещи,
- зрелище сколь занимательное, столь…
= анализ: - Как Х.К.Андерсен назвал басню? (чудесным зеркалом)
- Почему он так ее назвал?
- Почему люди не могли рассердиться на басню?
= вопросы страница 5: - Что же хотели сказать этой басней древние
мудрецы?
- Подберите пословицы, близкие по смыслу к
морали этой басни.
= пословицы: - Поспешишь – людей насмешишь.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
в) физминутка: Друг за другом дружно встали,
Руки вверх скорей подняли.
На носочки поднимитесь,
Хорошенько потянитесь.
Руки в стороны теперь,
Спины держим все прямей.
Прыгнем раз, еще разок.
А теперь за парты сели
И продолжим наш урок.
г) - Я хочу вам рассказать о человеке, которого считают основателем этого жанра, а вы подумайте, что для него было самым важным в жизни. N (слайд)
Сообщение учителя. Эзоп – родился в Древней Греции, в области северно-западной части Малой Азии (Фригия) в 6 веке до нашей эры. Об Эзопе нет достоверных сведений, зато легенд – множество. Говорят, что он был рабом и калекой, что жил во времена Креза – царя Лидии, правившего в 6 в. до н.э. – на острове Самос. Эзоп был очень умным и смелым человеком. За его ум ему дали вольную, т.е. он стал вольным человеком и служил при дворе самого царя. Но за смелые слова и вольные мысли он был осужден и приговорен к смертной казни. Его бывший хозяин хотел помочь Эзопу избежать смерти, но для этого Эзоп должен был признать себя рабом и опять попасть в рабство. Но Эзоп сказал: «Я очень долго мечтал о воле, о свободе. Поэтому, лучше умру я вольным человеком, чем буду жить рабом».
Вслушайтесь внимательно в эти слова.
Тем самым он не покорился тому образу жизни, тем порядкам. Погиб Эзоп насильственной смертью (местные жители сбросили его со скалы). Так гласит легенда. …
Но, а на самом деле, его краткие записи собираются с 3-4 вв. до н. э., сохранилось свыше 300 басен с краткими моралями.
Так что же ценил Эзоп больше всего в жизни?
Идеи эзоповских басен скептичны, т.е. подвергающиеся сомнению, недоверию. И пессимистичны, т.е. заканчиваются они все уныло или плохо. Персонажи (главным образом животные) откровенно условны, повествование сжато и прямолинейно, язык прост и близок к разговорному. Сюжеты Эзопа составили основной фонд сюжетов европейской литературной басни.
И мне хочется, что бы вы сегодня на уроке познакомились с некоторыми из них. Очень часто под рукой талантливого автора история, лежащая в основе сюжета басни, превращается в сценку.
3. Выявление места и причины затруднения:
- Вашему вниманию предоставляется басня «Путник и гадюка» N (слайд)
(заранее подготовленные дети инсценируют басню)
= ПУТНИК И ГАДЮКА
= Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, поднял, спрятал за пазуху и стал отогревать. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась - ужалила его в живот. Почувствовав смерть, сказал путник: « Поделом мне: зачем я спас умирающую тварь, когда ее и живую-то надо было убить? »
- В чем же мораль этой басни? (Выслушиваем ответы детей. Нет
единого мнения).
- Выступающие, вы согласны с чьим- то мнением? (Нет. Выступающие
дети высказывают свое мнение или зачитывают мораль).
= Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля.
- Почему у нас не получилось прийти к единому мнению? (Мы не знаем, как
правильно определять мораль басни)
- Хотите научиться? (Да.)
Анализ басни
1. Читаю внимательно басню. На мысленном жанре стараюсь представить события басни.
2. Определяю героев. Анализирую их поступки.
3. Какие людские недостатки и пороки высмеиваются в басни?
4. На что автор хотел обратить мое внимание.
5. Определяю, где в басне мораль.
4. Построение проекта выхода из затруднения:(у каждого ученика есть опорная схема анализа
басни)
- Какова же главная цель нашего урока?
(Научится правильно определять мораль басни).
- Послушайте еще одну басню «Лев и мышь» и
подумайте: N (слайд)
(басню читает хорошо читающий ученик)
- Какие людские недостатки или пороки
высмеиваются в этой басне?
- Что автор хотел этим сказать?
= ЛЕВ И МЫШЬ
=У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил ее и готов был сожрать; но она умоляла отпустить ее, уверяя, что еще отплатит добром за свое спасение, и лев, расхохотавшись, отпустил ее. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев к охотникам, и они привязали его веревкой к дереву; а мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла канат и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, словно не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу; а теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной».
- В чем же мораль этой басни? (Выслушиваем ответы детей из класса).
(Далее вывод зачитывает ученик, который читал басни).
= Басня показывает, что порой при переменах судьбы даже самые сильные нуждаются в самых слабых.
(Дети из класса сверяют свои мнения с моралью автора).
- У вас получилось выделить мораль? (Да.)
- Что вам в этом помогло? (Мы послушали басню, выяснили недостатки и
пороки над которыми смеется автор, подумали, что этим хотел
сказать автор).
5. Реализация построенного проекта:
- Вниманию предоставляем следующую басню «Лев и лисица» N (слайд)
(басню инсценируют заранее подготовленные дети).
- Подумайте над моралью этой басни.
= ЛЕВ И ЛИСИЦА
= Лев состарился, не мог уже добывать себе еду силой и решил это делать хитростью: он забрался в пещеру и залег там, притворяясь больным; звери стали приходить его проведать, а он хватал их и пожирал. Много зверей уже погибло; наконец лисица догадалась о его хитрости, подошла и, встав поодаль от пещеры, спросила, как он поживает. «Плохо» - ответил лев и спросил, почему же она не входит? А лисица в ответ: «И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов много ведет, а из пещеры – ни одного».
- Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?
- Попробуйте передать главную мысль своими словами?
- В чем же мораль этой басни? (Выслушиваем ответы детей из класса).
- Выступающие вы согласны? (Дети высказывают свое мнение).
= Так разумные люди по приметам догадываются об опасности и умеют ее избежать.
д) N - интерактивная физминутка для глаз
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
1) коллективная работа.
= Учащиеся читают басню в учебнике - «Ворона и кувшин».
- Какие мысли возникли после прочтения этой басни? (ответы детей)
- Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?
- Перечислите основные черты характера главной героини басни.
(Умная, хитрая, изобретательная)
- В каких строках заключена мораль басни? (Зачитывают)
2) работа в парах.
= Работа над басней – «Мальчик-вор и его мать».
= подготовка к чтению ;
= чтение басни по цепочке до морали;
= анализ: - Какие чувства у вас вызвала эта басня? (Дети делятся
своими чувствами, мыслями)
- Какие выражения показались вам наиболее яркими,
образными, запоминающимися?
- Предположите мораль этой басни? (Ответы детей)
= один ребенок зачитывает мораль из учебника.
- Правильно мы определили мораль? (Да)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
= Дети самостоятельно знакомятся с басней «Лисица и Козел».
- Кто главные герои этой басни? (Лисица и Козел)
- Почему названия животных написаны с большой буквы?
(Заслушиваем ответы учеников)
- Перечислите основные черты характера главных героев басни.
(Лисица – хитрость, Козел – глупость)
- Какие мысли вызвала данная сказка?
- Зачитайте мораль басни?
- А были ли у вас в жизни ситуации, к которым бы подошла
мораль этой басни?
- Можно ли по этой ситуации составить басню?
- Вам понравилось читать басни?
8. Включение в систему знаний и повторение N (слайд):
- Так, что же такое басня?
- В чем особенность строения басни?
- Как же правильно определять мораль басни?
Сообщение учителя. - Басни это древнейший вид литературного жанра. Основателем мы считаем Эзопа (Др. Греция – 6 в. до н. э.); в Др. Риме – Федр (1 в.н.э.), в Индии в 3 в. вышел целый сборник «ПАНЧАТАНТРА». Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Лафонтен (17 в.). В России развитие басен относится к середине 18 – конца 19 веков связано с именем Сумарокова (притчи), Хемнещера, Измайлова, Дмитриева. Первые стихотворные басни были у Симеона Полоцкого (17 в.) и в 18 в. у Кантемира и Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринужденного и лукавого сказа в баснях И. А. Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.
- Как вы думаете, а басни писать легко или тяжело?
Д/з: - Попробуйте сами стать баснописцами и придумать басню с той же
моралью, что и у басни «Лисица и Козел».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
- Какова была цель нашего урока?
- Достигли ли мы ее?
- Выскажите свое мнение.
N (слайд)
- Я научился на уроке …
- Урок привлек меня тем …
- Урок показался интересным …
- Я задумался о …
10. Оценка деятельности учащихся:
- Мне очень понравилось, как работали …
- …. вы были активны.
- А вот вам стоит подтянуться.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ