Конспект урока литературы в 11 классе "Любовь к родному пепелищу..." (По роману И.С.Шмелева "Лето Господне"
ТЕМА: « Любовь к родному пепелищу» в повествовании И.Шмелева « Лето господне».
Цель: проанализировать идейно – художественное своеобразие отдельных глав книги
И. Шмелева «Лето господне».
Оборудование: текст произведения, фотографии писателя, раскладушка по биографии писателя, картины Кустодиева, видеоматериал.
Словарная работа: хронотоп, синестезия.
« Писатель сильного темперамента, страстный, бурный,
очень одаренный и подземно навсегда связанный с
Россией»
Б. Зайцев.
« В ней я показываю лицо святой Руси, которую ношу в
своем сердце… Россию, которая заглянула в мою детскую
душу…»
И. Шмелев.
«Эту книгу надо иметь и постоянно возвращаться к ней,
Утешаться, очищаться, лечиться ею».
И.А.Ильин
Урок — эвристическая беседа. На предыдущем занятии учащимся предложено прочитать следующие главы книги: ч. I: «Мартовская капель», «Троицын день», «Яблочный Спас», «Рождество»; ч. II: «Ледоколье», «Ледяной дом»; ч. III: «Москва», «Кончина».
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Ивана Сергеевича Шмелева. Успех «Богомолья» вдохновил писателя создание новой книги с теми же героями, но более широким размахом повествования. По сути, это была новая эпопея: о русской христианской душе. Главная тема «Лета Господня» - тема исторической памяти – заявлена уже в эпиграфе к роману – строках Пушкина:
Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Помнить прошлое и строить настоящее по законам прошлого – в этом, по Шмелеву, основа незыблемости мира. В таком мире есть главное – осмысленность, одухотворенность, «обоженность» повседневной жизни, быта. Память в «Лете Господнем» - категория не только этическая, но и эстетическая: именно по законам благодарной памяти построено повествование Шмелева. Россия, детство, дом в родном Замоскворечье увидены внутренним, духовным окном.
Смысл заглавия романа (сообщение учащегося).
Смысл заглавия романа.
В названии романа «Лето Господне» заключена его идея. И. А. Ильин так объясняет его: «Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное, дававшее нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу - осёнь и строго - грозную, но прекрасную и благодатную белую зиму; и другое солнце, духовно-православное, дававшее нам вёсною- праздник светлого, очистительного Христова Воскресенья, летом и осенью — праздники природного и жизненного благословения, зимою, в стужу, — обетованное Рождество и духовно бодрящее Крещение. И вот Шмелев показывает нам и всему остальному миру, как ложилась эта череда двусолнечного вращения на русский народно-простонародный быт и как русская душа, веками строя Россию, наполняла эти сроки Года Господня своим трудом и молитвой. Вот откуда это заглавие «Лето Господне», обозначающее не столько художественный предмет, сколько заимствованный у двух Божиих Солнц строй и ритм образной смены. <..-> Это сама Россия. Это вековечный ритм ее молитвы и труда»
Напомним, что изначально слово «лето» имело в русском языке два значения: Лето — самая теплая пора года и единица исчисления времени. Второе, устарелое значение сохранилось в таких словах и сочетаниях, как летописание, летосчисление, несколько лет. («Повесть временных лет» — так называется свод древнерусских летописей.) Заглавие романа — «Лето Господне» — объединяет оба значения, что придает новый глубинный смысл этому знакомому и привычному всем слову.
Лето в природе — это пора расцвета, полноты и буйства жизненных сил, непреходящая радость бытия. Таким летним, благословенным днем, по мнению Шмелева, становится каждый час, каждый день, каждый год человеческой жизни если они озарены внутренним, духовным светом — светом Божественного присутствия.
Вывод учителя:
Название книги взято из Библии: В Евангелии от Луки рассказывается, что Христос видит свою цель в том, чтобы, «проповедовать лето Господне благоприятное». При этом под «летом» имеется в виду время спасения человечества.
Композиция и жанр романа (сообщение учащегося).
В основе композиционной модели романа Шмелева — круг Принцип круговой композиции реализуется как на макроуровне (весь роман), так и на микроуровне (отдельная глава), а также организует пространственно-временные отношения (хронотоп), систему образов и персонажей произведения. В центре этой замкнутой, «круглой Вселенной» — мальчик Ваня.
Время романа. Повествование строится в соответствии с православным церковным календарём.
Кольцевая композиция романа отражает годовой цикл календарных праздников и обрядов: действие не движется вперед, а как бы вращается по кругу, вслед за движением солнца.
Части вторая и третья в сравнении с первой носят более личный характер.
Автобиографическому циклу Шмелева давали самые разнообразные жанровые определения. «Лето Господне» называли романом-сказкой, романом-мифом, романом- легендой, даже романом-грезой, подчеркивая тем самым силу творческого преображения действительности в произведении. Но «Лето Господне» — это еще и роман воспитания, так как его внутренний сюжет – это путешествие детской души, ее становление под влиянием повседневного общения с миром взрослых.
Фигура мальчика Вани — организующий центр всего романа, вокруг него строится, вращается тот мир, неотъемлемой частью которого является и он сам. Если время романа, как уже отмечалось, цикличное, замкнутое (действие движется по кругу), то модель пространства строится по принципу расширяющихся концентрических кругов. Эти круги включены друг в друга и неразрывно связаны между собой.
Первый круг — самый маленький, являющийся для Вани центром его детской Вселенной, — это дом. Дом держится на отце. Отец — олицетворение живого, деятельного начала, пример жизни «по совести».
Второй круг — двор, Калужская улица. Фигуры приказчика Василь Василича Косого, няньки Домнушки, балагура Дениса, красавицы Маши выписаны Шмелевым мастерски и с любовью. Каждый из героев при всей своей «типичности» и «обобщенности» незабываем и неповторим.
Третий круг — Москва, «колодец русскости» (И, Л. Ильин), душа России, с ее тенистыми садами, Москвой-рекой, бесчисленными храмами, древним Кремлем. Москва у Шмелева предстает живым, одушевленным существом: она торгует, строится, гуляет, печалится, радуется и молится.
Четвертый круг, объемлющий собой все другие, — зто Россия. «Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, — солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, — милое мое Замоскворечье» («Постный рынок»).
Все эти расширяющиеся круги внешнего пространства вмещает внутреннее пространство памяти автора-повествователя.
Циклическая, круговая композиция романа отражает глубинный смысл произведения. Идея прогресса, с ее устремленностью в будущее (а оно оказывается не таким светлым, как ожидают), пренебрежением ко дню сегодняшнему, обесценивает жизнь, выхолащивает ее.
Жанр – автобиографическое повествование.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
1.Определите время и место событий, этой книги. От чьего лица ведется повествование в главе «Рождество», в остальных главах? Каков художественный смысл подобного совмещения повествовательных перспектив?
Действие книги разворачивается, судя по ряду косвенных свидетельств, в 1879 г.: повествование ведется от лица 6-летнего мальчика Вани, сына состоятельного замоскворецкого подрядчика. Введение в произведение ребенка в роли центрального героя-повествователя — прием не столь редкий для русской литературы. По-детски субъективное восприятие мира, меняющееся по мере взросления и накопления жизненного опыта героя, позволяет не только остраненно взглянуть на привычные для человека взрослого вещи: считается, что ребенок гораздо острее и непосредственнее переживает все, что с ним происходит, и поэтому мир взрослых получает в его глазах подчас неожиданное преломление и оценку. Однако есть еще одна важная особенность повествовательной перспективы в этом произведении: в некоторых главах за рассказчиком-ребенком просвечивает образ повествователя — взрослого человека (см., например, лирическое отступление в главе «Яблочный Спас»: «И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом...» и.т. д.). Эта тенденция наиболее полно проявилась в главе «Рождество» первой части, построенной в форме рассказа взрослого — ребенку. Таким образом, картина мира, воссоздаваемая в произведении с разных точек зрения, получает объемность: на детское, непосредственное восприятие накладывается восприятие умудренного опытом взрослого человека, чья память сохранила самое важное и дорогое и, видимо, «очищенное» от всего случайного и негативного («плохое быстро забывается»).
2. О чем повествует глава «Мартовская капель»?
Что такое «Великий пост»?
Как изображается писателем труд по набивке льдом погребов?
Какую роль в повествовании играет образ лужи?
«Великий пост» — пост накануне христианского праздника Пасхи. Важно здесь обратить внимание на диалектику «строгости», в какой постящиеся держат себя, и начинающееся радостное пробуждение природы. Ощущение праздника оставляет даже работа по набивке погребов льдом, и праведник Горкин «сквозь пальцы» смотрит на некоторые вольности работающих. Особое место в этой главе занимает образ лужи, которая символизирует собой незыблемость и разумность мироздания, не требующего от человека никакой переделки и усовершенствования: «Спокон веков она живет. Так уж ей тут положено. Кто ее знает... может, так, ко двору прилажена!» — говорит мудрый Горкин.
3. Как изображены торжества по случаю церковного праздника в главе «Троицын день»?
Что вы знаете об этом празднике?
Какой смысл несет старинная «молитовка» прабабушки Устиньи?
Почему Горкин не разрешает Андрейке на Троицын день копать землю?
День Святой Троицы отмечается православной церковью на пятидесятый день после Пасхи: в основе его — библейское предание о явлении Аврааму в облике трех ангелов бога Яхве, в чем христиане видят первое проявление тайны троичности единого божества. Шмелев особое внимание уделяет народным поверьям, связанным с этим праздником, некоторые из которых восходят еще к дохристианской эпохе: поверью о Христовой лесенке, о том, что на Троицу сам Господь нисходит на землю, что на Духов день обязательно должна быть гроза и т. д. Преемствеаность народного православия по отношению к многим дохристианским традициям прекрасно передает и «молитовка» прабабушки Устиньи, не случайно вызывающая гнев отца Виктора, так как обращена эта молитовка к «матери сырой земле».
«Завтра вся земля именинница», — говорит Горкин: в народном календаре Троица знаменовала собою рубеж между зимой и летом, начало летних полевых работ. Березка символизировала собой неисчерпаемую силу жизни.
4. Почему второй Спас в народе получил прозвание Яблочного?
Как это отразилось в содержании главы «Яблочный Спас»?
Найдите в главе примеры синестеичских образов (образов, совмещающих разные виды чувственного восприятия — обоняния, осязания, зрения, слуха и т. д.). Какие мотивы сближают эту главу с рассказом И. Бунина «Антоновские яблоки»?
Второй Спас отмечают 6 (19) августа в день Преображения Господня — в Евангелии говорится, что в этот день на горе Фавор перед лицом двух своих учеников Иисус Христос преобразился: его одежды стали белыми, а от лица и рук начало исходить сияние. В народе именно со второго Спаса начинался сбор яблок и овощей: до этого собирать и есть садовые яблоки запрещалось (см. также разъяснения Горкина). Эта глава — одна из самых чувственных в книге: в ней ярко воплотилось то, что называют синестезией — сопряжением разных видов чувственного восприятия, создающее ощущение полноты жизни, активизирующее все органы чувств («кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет — золотистый, жаркий», «а я дышу и дышу этим сладким и липким духом» и др.). Есть в главе и образ, отсылающий нас к рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки , — в обоих случаях неожиданно попавшееся яблоко заставляет рассказчика памятью возвращаться к далекому прошлому, к изобилию былой жизни.
Какова роль зачина в главе «Рождество»?
Как справляли Рождество в дореволюционной России?
Как вы понимаете смысл фразы «Морозная Россия, о... тепло»?
'. См. комментарий к вопросу 1. Вся глава построена на антитезах: холодная зима («мороз такой, что воздух мерзнет») — теплые души людей, тепло челове ческого праздника («Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь»).
6. Как в главах «Ледокольня» и «Ледяной дом» раскрывается характер отца мальчика, Горкина, Василь Василича? Сравните Сергея Ивановича — отца мальчика и его крестного — Кашина, Почему Кашина называют «тискотером»? Как вы понимаете слова мальчика о слепленной Андрюшкой из снега собаке: «Впервые тогда явилось передо мною — чудо. Потом я познал его»?
Особое отношение к труду — вот что сближает таких разных людей, как отец Вани, Василь Василич и Горкин. Сергей Иванович не столько боится заказ потерять, сколько позора, что не справился со взятой на себя работой («никогда не было такого, осрамить меня...»); с малых лет он приучает сына к труду. Так же к труду относится и Василь Василич: несмотря на свое пристрастие к спиртному, он никогда не забывает о своем деле, о чем свидетельствует и комичный случай в Ледяном доме. Что еще объединяет их — умение не злом, а ласкою привлечь к себе людей, даже таких непростых, каковы «поденные» («Ласке учил папашенька... и соблюдаю, пальцем не зацеплю!..»). И здесь добрый и горячий Сергей Иванович противостоит мироеду Кашину — человеку, который «доход любой ценой» сделал принципом, смыслом и главной целью своей жизни. История же с Ледяным домом раскрывает и еще одну типично национальную черту героев — их страстность, способность всю душу вложить в увлекшее их дело, «баловство», по выражению людей «трезвых». Недаром «запойность» и в деле, и в питье становится одновременно и положительным качеством, и бедой многих героев Шмелева («Нигде таких мастеров, окромя как запойные, злющие до энтово... уж судьба-планида так... выводит из себя... ух ты, какие мастера!» - горячится Василь Василич). Истинное мастерство для Вани — чудо, которое не осознается им, а именно является ему, хотя показательно здесь и равнодушное отношение русских мастеров к своим талантам, пропиваемым ими ( например, Андрейка, который сломал сделанного им снегового Бушуя).
7. Как описана Москва в одноименной главе?
Какую роль в главе играет сцена чтения стихав о Москве?
Что сближает Крынкина с другими известными вам героями книги?
Страстность, сердечность, широта души, любовь к своей родине, к Москве — отличительные черты Крынкина, как и многих героев этой книги. Смысл главы «Москва» — это прощание с Москвой Сергея Иваныча, и гимн столице Руси (в то время — не Российского государства, а именно купеческо-мещанской Руси).
8. Как отношение православных людей к смерти проявилось в словах, обозначающих смерть, умирание, в главе «Кончина» («провожают в дальнюю дорогу», «уйти туда», «отмучился», «отошел»)?
Какую роль в этой главе играют разъяснения Горкиным смысла обряда отпевания?
Какие черты характера отца унаследовали его дети?
См. учебник. Страстность, горячность Сони и доброта, сердечность Вани — родовые черты, унаследованные детьми от их отца: этими чертами, как и доброй памятью, отец даже после смерти остается в своих детях.
9. ЯЗЫК ШМЕЛЕВА
Великолепный русский язык Шмелева отмечали все без исключения, кто говорил о его творчестве. Выше уже приводились замечательные шмелевские описания – перечни лавок, еды, явлений природы, людей. В них – неповторимый колорит начала 20 века.
Не менее красочен писатель при передаче языка своих персонажей. Люди из народа много и охотно употребляют пословицы, поговорки, прибаутки, часто связанные с религиозными понятиями, обрядами и приметами: « У Бога всего много», «Пришел пост – отгрызу у волка хвост», «Перелом поста – щука ходит без хвоста», «Подошли Спасы – готовь запасы», «Варвара – Савва – мостит, Никола гвоздит».
И персонажи, и рассказчик умеют найти яркие, порой грубоватые определения
Тех или иных действий, предметов: яблоко маслится, лошадей тпрукают, на санках рухают, едоки чавкают, хрупают, место для стирки белья – портомойня ( от слова портки).
Шмелев донес до современного читателя подробности колядования, катаний с гор, состязаний купающихся в проруби, игры в блина. В «Лете Господнем» множество песен: от озорных дразнилок – до старинных похоронных, от пастушьих – до городских мещанских романсов.
Особый пласт составляет церковная лексика. В обеих книгах приводятся цитаты из Евангелий, тропарей, псалмов, молитв. С одной стороны, это придает повествованию возвышенно духовное содержание. Но с другой, Шмелев настолько тесно соединяет старославянизмы с бытовой лексикой, что избегает какой бы то ни было велеричивости.
Можно сказать, что сакральное у него обытовлено, а быт одухотворен.
10. Беседа по картинам Б.Кустодиева.
11. Обращение к эпиграфам и выводы.
12.Д.З. на усмотрение учителя.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ