Конспект урока - литературное чтение 3 класс "Д. Н. Мамин -Сибиряк рассказ "Приёмыш"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Островская средняя общеобразовательная школа
Даниловского района Волгоградской области.
Конспект урока - литературное чтение 3класс
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».
Разработала учитель
начальных классов
Шереметьева Надежда
Ивановна.
Схема конспекта урока
Педагог Шереметьева Надежда Ивановна
Предмет - литературное чтение. Класс 3
Тема урока: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».
Цель: Создать условия для знакомства с произведением детской классической литературы.
Задачи:
-Совершенствовать умение правильного, осознанного, беглого чтения.
-Способствовать повышению уровня восприятия учащимися литературного произведения.
-Развивать творческое воображение, память, речь учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, заготовки для модели обложки, иллюстрации природы.
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
Организационный момент
Самоопределение деятельности.
Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе.
Цель для учителя на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:- создать психологический настрой на урок, подготовить речевой аппарат уч-ся.
Методы: словесный
беседа с элементами занимательности, наглядность.
Методы организации деятельности - упражнение, проговаривание.
Урок литературного чтения, словно приключение, С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь,
И много узнаешь,
О жизни животных,
О пользе растений,
При чтении литературных произведений.
-Что ждёте, от сегодняшнего урока?
+ познакомиться с новым произведением, новым автором.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением русских писателей. А для этого проведём дыхательные и речевые упражнения.
-Вдох- пауза- выдох.
Скороговорка – «Ученик учил уроки у него в чернилах щёки» - быстрое проговаривание, - проговаривание с ударением на определённое слово.
-Ребята, посмотрите на доску
( иллюстрации с картинами природы и птицами)
-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
+ о природе, лебедях
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
Актуализация изученного материала.
Цель для уч-ся: продемонстрировать знания по пройденному материалу.
Цель для учителя: организовать работу по проверке пройденного материала, осуществить связь с материалом данного урока.
Методы контроля и устной проверки,
карточки.
Постановка учебной задачи.
Цель для учащихся:
Познакомиться с автором и произведением, над которым будут работать на уроке.
Цель для учителя:
Организовать работу для знакомства с новым автором и его произведением.
Метод: словесный
сообщение
проблемный вопрос.
Открытие новых знаний.
Цель для учителя: организовать работу по восприятию текста.
Цель для учащихся:
Познакомиться с новым произведением.
Методы: словесный, работа с книгой.
Беседа,
прогнозирование на основе названия.
-Словарная работа.
Цель для учителя: организовать работу по объяснению смысла непонятных слов.
Цель для учащихся:
Познакомиться со значением незнакомых слов.
Методы: частично – поисковый, работа со словарём, объяснение учителя.
-Вопросы на выявление первичного восприятия текста.
Цель для учителя:
Проверить осознанность изученного материала.
Цель для учащихся:
Ответить на поставленные вопросы.
Методы:
Беседа после прочтения.
Дифференциация
-Вопросы на восприятие прочитанной части.
Дифференциация
-Вопросы на восприятие текста.
Прогнозирование.
Цель для учителя:
Развивать мышление, речь учащихся.
Цель для учащихся:
Высказать свою точку зрения.
Физминутка.
Продолжение работы над восприятием текста.
Цель для учащихся:
Высказывать своё мнение, анализировать.
Цель для учителя: организовать работу по выявлению понимания учащимися текста, побуждать учащихся к обсуждению прочитанного.
Методы: словесный
Беседа по прочитанному, анализ.
Работа в парах.
Цель для учащихся: схематически изобразить обложку рассказа (автор, жанр, название)
Цель для учителя: проверить осознанность прочитанного произведения
Методы: практическая работа
Составление модели обложки к произведению.
Беседа-связь с настоящим временем.
Цель для учителя:
Воспитывать милосердие, любовь к животным.
Обобщение полученных знаний.
Дифференциация.
Цель для учащихся:
Выполнить работу самостоятельно, при работе над небольшим текстом учиться высказывать своё мнение.
Цель для учителя: подвести итог всему сказанному на уроке.
Методы:
Самостоятельная работа
Рефлексия.
Цель для учащихся: осознать свою учебную деятельность.
Информация о домашнем задании. Выставление отметок.
-Ребята, мы с вами уже читали произведения о природе, чтобы вы их вспомнили, я вам предлагаю поиграть в игру «Вспомни и назови».
-Прочитайте отрывки из произведения, назовите автора и название произведения (дети выбирают произвольную карточку с текстом).
1 карточка
«Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачивало его…» (Л.Н. Толстой «Лебеди»)
2 карточка
«Я придвинулся ниже к перепёлке, она неподвижно лежала на ладони отца…» ( И. С. Тургенев «Перепёлка»)
3 карточка
«Наконец щенок утомился и охрип…» (А. П. Чехов «Белолобый»)
-Что объединяет этих писателей?
+писали о природе, животных для детей
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением русского писателя, который писал о природе, животных.
портрет Мамина - Сибиряка.
-Это Д. Н. Мамин - Сибиряк. Немного о нём нам расскажет (сообщение подготовленного учащегося - несколько предложений).
-А с каким произведением познакомимся, прочитайте название в учебнике.
+Приёмыш.
-Какая тема нашего урока?
+Д.Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш»
-Как вы думаете, что обозначает слово – приёмыш?
+Сирота, которого взяли на воспитание чужие люди
-Какие чувства у вас вызывает это слово?
+Жалость, сочувствие, доброта, милосердие
-Ребята, можете вы по названию определить, о чём пойдёт речь в произведении?
+Кого-то взяли на воспитание, приняли в свою семью.
-Давайте проверим, верны ли ваши предположения.
-Ребята, читать мы будем по частям.
-При чтении, вам встретятся трудные слова (невод, заводь, протока, сгрудятся, дескать, муштруют, поживы).
( уч-ся объясняют значение слов, которые знают, при затруднении обращаются к словарю или помогает учитель)
-Начинаем читать 1 часть (читает уч-ся хорошо владеющий техникой чтения) , будьте внимательны, послушайте от чьего лица ведётся повествование?
1.От чьего лица ведётся повествование?
+автора
2.Где происходят события, описанные в произведении?
+на Урале, на Светлом озере
3.Как бы вы озаглавили эту часть? (для уч-ся с более высоким уровнем знаний)
+Лебедь, на Светлом озере.
-Какой заголовок понравился больше всего? (На Светлом озере).
Чтение 2 части учеником, хорошо владеющим техникой чтения.
-Продолжаем читать дальше. Послушайте, какие герои встретились в этой части?
-Назовите героев, которые встретились нам в этой части?
+Тарас, лебедь, собака Соболько.
-Как бы вы назвали эту часть?
+Приёмыш.
+Лебедь ( ответ уч-ся с более высоким уровнем знаний)
-Подумайте, какое настроение у вас появилось во время чтения этой части?
+Грустное, потому что лебедь остался один.
+Радостное, потому что его нашёл Тарас.
Чтение 3 части (читает уч-ся)
-Что вы узнали о жизни Тараса?
+Жил один, любил природу, понимал её.
Отвечают учащиеся с высоким уровнем знаний
-Какое бы название подошло к этой части?
+Лебедь и Соболько.
+Дружба.
-Как вы думаете, каким будет конец истории?
+Лебедь улетит от Тараса.
+Лебедь останется с Тарасом, и они будут жить вместе.
-Я буду читать, а вы подумайте, совпали ли ваше предположение с текстом.
-Совпало ли ваше предположение с текстом?
-Ребята, я записывала название частей текста на доску, прочитайте, что у нас получилось?
+План текста.
- Посмотрите в учебнике на стр. 21 правильно мы составили план
Зачитывание ответов
-С помощью этого плана вам будет легче пересказывать дома.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
(посмотреть вправо, влево)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложим назад.
-А мы продолжаем нашу работу.
- Понравилось ли вам это произведение?
+Да
-Какие чувства вызвала у вас эта история?
+Грусть
+Жалость
-Соответствует ли название его содержанию? Почему?
+Соответствует, так как рассказывалось о лебеде, которого взял к себе Тарас.
+Тарас взял к себе лебедя и ухаживал за ним.
-Верны ли, оказались, ваши предположения?
+Да, верны
-К какому жанру мы отнесём это произведение? Почему?
+Рассказ, в нём рассказывается о реальных событиях.
-А какова его тема?
+О животных.
-Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать в парах, как сидите.
-Составьте модель обложки этого рассказа (заготовки частей модели лежат на партах, работают в парах, анализируют и выбирают нужные части)
-Проверьте, правильно ли выполнили задание (слайд).
-Почему прямоугольник коричневого цвета?
+Рассказ о животных
-Ребята, подойдите к окну посмотрите, какие птицы остались зимовать?
+Воробьи, голуби, сороки, прилетели синицы.
-Сейчас зима, много ли корма есть для птиц?
+Нет
–Чем мы им можем помочь?
+Развесить кормушки.
-А нужно ли помогать птицам, животным? Для чего?
+Заботиться о них.
+Проявлять милосердие.
-Вспомните и расскажите, как лебедь оказался у Тараса?
+Лебедя с лебёдушкой застрелили, Тарас взял к себе маленького лебедя.
-Почему Тарас решил приютить лебедя?
Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса.
Чтение ответа учащимися.
-Как вы считаете, правильно поступил Тарас?
+Да, о животных нужно заботиться.
-Как бы вы поступили на его месте?
+Если родители разрешат, возьму к себе и буду заботиться.
-В завершение нашего урока вы поработаете самостоятельно.
Учащиеся (средний и низкий уровень знаний) выполнят упражнение №6 в тетради на печатной основе. Вы подчеркнёте слова, отвечая на вопрос - в каких словах слышится уважительное отношение Тараса ко всему живому?
Учащиеся (высокий уровень знаний) напишут небольшой текст из 3- 4 предложений по опорным словам. Они записаны на доске (доброта, любовь к животным, забота о слабых, милосердие).
-Каким человеком был Тарас. Прочитайте свои работы
Заслушиваются ответы 2-3 учащихся.
-С каким произведением познакомились на уроке?
+Приёмыш.
- Кто автор рассказа?
+Д. Н. Мамин – Сибиряк.
-Чему учит нас рассказ?
+Доброте, заботе о животных.
+Милосердию к птицам зимой.
Дома вы перескажите рассказ по составленному плану.
Ребята…(дети с высоким уровнем знаний) придумают продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос «Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?
-Оцените свою работу, и работу товарищей аргументируя своё решение.
Карточки для игры «Вспомни и назови».
«Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал не смело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам»
(А. П. Чехов «Белолобый»)
«Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море вколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья».
(Л. Н. Толстой «Лебеди»)
«Я придвинулся ближе к перепёлке. Она неподвижно лежала на ладони отца, свесив голову, и глядела на меня сбоку своим карим глазом».
(И. С. Тургенев «Перепёлка»).
Используемая литература:
Учебник – литературное чтение -3 класс .Автор Л. А. Ефросинина , издательство Вентана- Граф. Начальная школа 21 век.
Рабочая тетрадь - литературное чтение 3 класс №2. Л. А. Ефросинина, издательство Вентана- Граф
Автор и источник заимствования иллюстраций неизвестен.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ