Конспект урока по чтению 1 класс "образ лирического героя в стихотворении Бальмонта «Осень»"

Конспект урока по чтению

Класс – 1

Тема: образ лирического героя в стихотворении Бальмонта «Осень».

Цели:

1.Дать понятие о «серебряном веке» и о словах – символах, познакомить учащихся с творчеством К.Д.Бальмонта, учить детей наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом , его красотой, многозначностью.

2. Развивать чувственно – эмоциональную сферу детей, умение видеть красоту, понять ее, развивать художественно – образную речь , внимание, память, логическое и образное мышление, творческие способности.

3.воспитывать культуру общения, культуру чтения, обогащать словарный запас детей.

Тип урока: изучение нового.

Ход урока


этапы

содержание

примечание

1


2



















3

Орг.момент

Здравствуйте, ребята!

Сообщение темы и цели урока

Поспевает брусника

Стали дни холоднее

И от птичьего крика

В сердце только груснее

Стаи птиц улетают,

Прочь,за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья

Скоро осень проснется

И заплачет с просонья.

- ребята, а вы знаете кто написал это стихотворение?

- стихотворение написал К.Бальмонт, которому и будет посвящен наш с вами урок.

Нам с вами предстоит проанализировать стихотворение Бальмонт «Осень». Но прежде давайте поговорим о самом поэте.

Изучение нового материала

Подготовка к восприятию лирического произведения

- ребята ,а вы когда – нибудь слышали о К.Бальмонте?

Бальмонт родился 15 июня 1867г.в дворянской семье. Настоящая фамилия его дедушки – Баламут, который решил облагородить свою фамилию, считая что она ему не подходит и переделал ее на французский манер – Бальмонт. Детство он провел счастливо и весело в родительском поместье, окруженный любовью и заботой своих близких. Учеба у Бальмонта шла не очень успешно. В 1886 году Бальмонт поступает на юридический факультет московского университета. Учебой занимается мало и был исключен из университета как организатор беспорядка. Потом Бальмонт решил заняться самообразованием и у него хорошо это получалось. С 1895 – 1913 года жил за границей. Но все таки вернулся на Родину и в 1942 году умирает.

- ребята, Бальмонт был одним из поэтов 2серебряного века» А как вы думаете , почему этот век назвали «серебряным»?

-а вы что – нибудь слышали о золотом веке?

- как вы думаете , почему его назвали «золотыь»?

- верно! «золотым» его назвали , потому что на этот век приходится рассвет литературы, в этот период были созданы шедевры мировой культуры.

-ребята, а вы знаете представителей этого века?

- правильно,ярким представителем «золотого века» является А.С.Пушкин, потомучто он обогащал словарный запас , вводил новые слова, писал произведения во всех жанрах: сказка, повести, рассказы.

- а теперь рассуждая о «серебряном веке» также как о «золотом» ответьте на вопрос – почему его назвали так?

- верно, в этот период рождается новые произведения . русская литература конца 19 начала 20 века пришла к удивительно ярким , самостоятельным по значению достижениям.

В этот период рождается много направлений в литературе, но было одно из самых массовых – символизм, представителем которого и является Бальмонт. Это так называют поэтом – символистом, потомучто в своем творчестве он широко использовал слова – символы.

- ребята, что означает слово – символ?

- правильно , символ – в переводе с греческого обозначает опознавательный знак, примета.

И сегодня как я уже говорила мы познакомимся с одним из таких стихотворений «Осень»


Вопросы к беседе по стихотворению

-ребята, как вы думаете , о чем пойдет речь в этом стихотворении?

В конце урока мы вновь вернемся к тому , о чем идет речь в этом стихотворении на самом деле.

- а сейчас я вам прочитаю это стихотворение , а вы закройте глаза и попробуйте представить ту картину , которую описывает поэт и самого лирического героя.

Беседа после первичного восприятия

- что необычного в этом стихотворении?

Какая основная интонация присутствует при чтении? Как вы думаете почему?

Вторичное чтение

А теперь прочитайте шепотом не мешая друг другу, обратите внимание на знаки препинания. Подумайте, какую интонацию , силу голоса вы будете использовать при чтении, чтобы передать всю гамму чувств и переживаний лирического героя.

Ну,а теперь давайте будем читать вместе. Попытаемся приоткрыть тайну, котрая скрывается за словами.

Анализ

- как вы думаете , какая картина заставила поэта написать первую строчку?

Попробуйте ее представить и нарисовать словами.

А как , на ваш взгляд выглядит целая поляна ярко – красной брусники на фоне падающих желто – красных листьев?

Какие чувства , по вашему испытывает лирический герой , глядя на эту картину?

-конечно, чувство радости ,ощущение гармонии в природе, смена одних явлений на др.

Прочитайте три следующие строчки.

Грусть, печаль, какая – то холодность

- итак, судя по первой строфе , мы можем сказать о душевном состоянии лирического героя?

Наверное, конечно сложные противоречия чувств.

Отчего?

Но ведь птицы весной вернуться… а может быть нет?

- поищем ответ во второй строфе.

- какой смысл автор вкладывает на ваш взгляд в слове «прочь»?

Бальмонт поэт символист , для которого просто какой – то предмет может не иметь никакого значения, главное , какой смысл в него он вкладывает сам.

- это было тяжелое время для Бальмонта, когда он писал стихотворение первая русская революция , страх ареста,ссылка.

А вдруг он подразумевает своих друзей , которые в этот год покидают страну. Наверняка мы сказать не можем, только предполагаем.

- усиливается печаль, тоска.

А теперь посмотрите внимательно на третию страфу , какой прием использует поэт?

Олицетворение.

Как вы думаете , почему поэт говорит о солнце и об осени как о живом существе?

-на ваш взгляд , с кем сравнивает Бальмонт осень? Кто может заплакать спросонья? Может быть кого – то напоминает?

-какие чувства испытавает лирический герой?

Так о чем идет речь в стихотворении? Об осени как времени года, или об осени на душе поэта?

- на ваш взгляд , это стихотворение в большей степени пейзажное или филисофское , о смысле жизни.

- конечно, состояние лирического героя это крик души , крик отчаяния , безысходности,тоски.

В.Брюсов назвал это стихотворение «жемчужиной Бальмонта»

- что поэт увидел глазами , а что сердцем?

Заключение

Рассказ от имени брусники , или птицы об осени.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ