Конспект урока по чтению 1 класс "образ лирического героя в стихотворении Бальмонта «Осень»"
Конспект урока по чтению
Класс – 1
Тема: образ лирического героя в стихотворении Бальмонта «Осень».
Цели:
1.Дать понятие о «серебряном веке» и о словах – символах, познакомить учащихся с творчеством К.Д.Бальмонта, учить детей наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом , его красотой, многозначностью.
2. Развивать чувственно – эмоциональную сферу детей, умение видеть красоту, понять ее, развивать художественно – образную речь , внимание, память, логическое и образное мышление, творческие способности.
3.воспитывать культуру общения, культуру чтения, обогащать словарный запас детей.
Тип урока: изучение нового.
Ход урока
этапы
содержание
примечание
1
2
3
Орг.момент
Здравствуйте, ребята!
Сообщение темы и цели урока
Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только груснее
Стаи птиц улетают,
Прочь,за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья
Скоро осень проснется
И заплачет с просонья.
- ребята, а вы знаете кто написал это стихотворение?
- стихотворение написал К.Бальмонт, которому и будет посвящен наш с вами урок.
Нам с вами предстоит проанализировать стихотворение Бальмонт «Осень». Но прежде давайте поговорим о самом поэте.
Изучение нового материала
Подготовка к восприятию лирического произведения
- ребята ,а вы когда – нибудь слышали о К.Бальмонте?
Бальмонт родился 15 июня 1867г.в дворянской семье. Настоящая фамилия его дедушки – Баламут, который решил облагородить свою фамилию, считая что она ему не подходит и переделал ее на французский манер – Бальмонт. Детство он провел счастливо и весело в родительском поместье, окруженный любовью и заботой своих близких. Учеба у Бальмонта шла не очень успешно. В 1886 году Бальмонт поступает на юридический факультет московского университета. Учебой занимается мало и был исключен из университета как организатор беспорядка. Потом Бальмонт решил заняться самообразованием и у него хорошо это получалось. С 1895 – 1913 года жил за границей. Но все таки вернулся на Родину и в 1942 году умирает.
- ребята, Бальмонт был одним из поэтов 2серебряного века» А как вы думаете , почему этот век назвали «серебряным»?
-а вы что – нибудь слышали о золотом веке?
- как вы думаете , почему его назвали «золотыь»?
- верно! «золотым» его назвали , потому что на этот век приходится рассвет литературы, в этот период были созданы шедевры мировой культуры.
-ребята, а вы знаете представителей этого века?
- правильно,ярким представителем «золотого века» является А.С.Пушкин, потомучто он обогащал словарный запас , вводил новые слова, писал произведения во всех жанрах: сказка, повести, рассказы.
- а теперь рассуждая о «серебряном веке» также как о «золотом» ответьте на вопрос – почему его назвали так?
- верно, в этот период рождается новые произведения . русская литература конца 19 начала 20 века пришла к удивительно ярким , самостоятельным по значению достижениям.
В этот период рождается много направлений в литературе, но было одно из самых массовых – символизм, представителем которого и является Бальмонт. Это так называют поэтом – символистом, потомучто в своем творчестве он широко использовал слова – символы.
- ребята, что означает слово – символ?
- правильно , символ – в переводе с греческого обозначает опознавательный знак, примета.
И сегодня как я уже говорила мы познакомимся с одним из таких стихотворений «Осень»
Вопросы к беседе по стихотворению
-ребята, как вы думаете , о чем пойдет речь в этом стихотворении?
В конце урока мы вновь вернемся к тому , о чем идет речь в этом стихотворении на самом деле.
- а сейчас я вам прочитаю это стихотворение , а вы закройте глаза и попробуйте представить ту картину , которую описывает поэт и самого лирического героя.
Беседа после первичного восприятия
- что необычного в этом стихотворении?
Какая основная интонация присутствует при чтении? Как вы думаете почему?
Вторичное чтение
А теперь прочитайте шепотом не мешая друг другу, обратите внимание на знаки препинания. Подумайте, какую интонацию , силу голоса вы будете использовать при чтении, чтобы передать всю гамму чувств и переживаний лирического героя.
Ну,а теперь давайте будем читать вместе. Попытаемся приоткрыть тайну, котрая скрывается за словами.
Анализ
- как вы думаете , какая картина заставила поэта написать первую строчку?
Попробуйте ее представить и нарисовать словами.
А как , на ваш взгляд выглядит целая поляна ярко – красной брусники на фоне падающих желто – красных листьев?
Какие чувства , по вашему испытывает лирический герой , глядя на эту картину?
-конечно, чувство радости ,ощущение гармонии в природе, смена одних явлений на др.
Прочитайте три следующие строчки.
Грусть, печаль, какая – то холодность
- итак, судя по первой строфе , мы можем сказать о душевном состоянии лирического героя?
Наверное, конечно сложные противоречия чувств.
Отчего?
Но ведь птицы весной вернуться… а может быть нет?
- поищем ответ во второй строфе.
- какой смысл автор вкладывает на ваш взгляд в слове «прочь»?
Бальмонт поэт символист , для которого просто какой – то предмет может не иметь никакого значения, главное , какой смысл в него он вкладывает сам.
- это было тяжелое время для Бальмонта, когда он писал стихотворение первая русская революция , страх ареста,ссылка.
А вдруг он подразумевает своих друзей , которые в этот год покидают страну. Наверняка мы сказать не можем, только предполагаем.
- усиливается печаль, тоска.
А теперь посмотрите внимательно на третию страфу , какой прием использует поэт?
Олицетворение.
Как вы думаете , почему поэт говорит о солнце и об осени как о живом существе?
-на ваш взгляд , с кем сравнивает Бальмонт осень? Кто может заплакать спросонья? Может быть кого – то напоминает?
-какие чувства испытавает лирический герой?
Так о чем идет речь в стихотворении? Об осени как времени года, или об осени на душе поэта?
- на ваш взгляд , это стихотворение в большей степени пейзажное или филисофское , о смысле жизни.
- конечно, состояние лирического героя это крик души , крик отчаяния , безысходности,тоски.
В.Брюсов назвал это стихотворение «жемчужиной Бальмонта»
- что поэт увидел глазами , а что сердцем?
Заключение
Рассказ от имени брусники , или птицы об осени.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ