Конспект урока по Литературе "Глобус- модель Земли" 2 класс

Коптюг Л.Н. МОУ СОШ №19 имени В.М.Казанцева города Белгорода


































Тем



















Тема урока: Глобус- модель Земли

Методическая цель урока.

  • Познакомить с методикой организации учебных исследований.

Цель урока.

  • Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся, формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Задачи урока.

  • Способствовать формированию понятий: «глобус-модель», «океан», «материк»,

«экватор», «параллели», «меридианы».

  • Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию.

  • Формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией.

  • Учить коммуникативным навыкам взаимодействия в группе.

  • Развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся.

  • Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к Планете Земля.

Тип урока: урок творческого поиска

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, глобусы, таблицы, раздаточный материал;

Ход урока.

I. Организационный этап. Слайд№1

Эмоциональный настрой учащихся на урок. Слайд№2

Начинается урок,

И пойдет он всем нам впрок,

Постарайся все понять,

Учись тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

II. Этап текущей рефлексии.

Определение темы и целей урока. Слайд №3

У. Ребята, сегодня мы продолжим учиться вести самостоятельные исследования.

Для нашего урока - исследования вы выбрали тему «Глобус». Дома вы собирали информацию по данной теме. Работа на уроке будет проходить в группах.

III. Этап планирования работы над проектом. Слайд №4

У. Вы знаете, что существует много разных способов получения необходимой информации. Давайте вспомним. А что надо сделать в первую очередь перед тем, как начать собирать нужную информацию.

Д. Подумайте, какая информация необходима для исследования.

(Учитель открывает на слайде слово ДУМАТЬ) Слайд №5

У. А какие еще методы сбора информации вы использовали в своих исследованиях? Давайте выстроим алгоритм нашего исследования.

(У детей на партах лежат карточки со словами: ПРОНАБЛЮДАТЬ, СПРОСИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ ,ПРОВЕСТИ ,ОПЫТ, ПРОЧИТАТЬ, НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ).

(Дети выбирают нужные слова, идет коллективное рассуждение )

У. А теперь давайте зададим вопросы, которые помогут вам раскрыть тему нашего исследования. При составлении вопросов вы можете воспользоваться опорными словами:

ЧТО … КАКИЕ … КАКИЕ … КАК … О ЧЕМ… Слайд №6

( Дети задают вопросы. Учитель показывает на слайде вопросы, заданные учениками.)

Составление плана исследования.

У. Вспомните вопросы, по которым вы искали информацию и давайте обсудим их последовательность.

(Учащиеся логически выстраивают вопросы.)

В результате обсуждения на слайде появляется план исследования темы урока. Слайд №7

1. Что такое глобус?
2. Какие глобусы самые древние?
3. Какие бывают глобусы?
4. Как устроен глобус?

5.О чем может рассказать глобус?

У. Вы согласны с такой логикой изложения материала , если мы будем придерживаться данного плана по составленным вопросам?

У. Спасибо, ребята. Мы постараемся найти ответы на все эти вопросы.

Итак, наш первый вопрос исследования : «Что такое глобус?»

IV. Этап поиска.

1. Формирование понятий «модель», «глобус». Слайд №8

У. Что такое глобус? Давайте поразмышляем.

У. - Как назвать предметы, лежащие на столе? ( лежат игрушки: самолет, вертолет, машинка )

Д. - На что похожа игрушка: самолет? … вертолет? … машинка?

У. - Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой)

У. - Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером)

( Дети пробуют сформулировать понятие «модель»)

У. - Как вы понимаете значение слова «модель»?

Д. - Модель – это уменьшенное изображение предмета.

У. - Как называется предмет, который стоит у вас на парте в каждой группе? (Глобус)

У. - Давайте выясним, что такое глобус?

У. Какую информацией по этому вопросу собрали ребята первой группы? Давайте их послушаем.

( Дети первой группы делятся с ребятами своей информацией) Слайд №9

Д. - Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. - Глобус – это модель Земли.

Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар круглый.( учеником информация дается из энциклопедии)

Д. Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке. Есть другое определение глобуса. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.

У - Можно ли воздушный шарик (показать) и мяч (показать) назвать глобусом? Почему?

(Учащиеся по группам ведут дисскусию по этому вопросу)

У А теперь учащихся второй группы поделятся с нами своей информацией по второму вопросу нашего исследования: « Какие глобусы самые древние?» Слайд №10

( Дети второй группы делятся своей информацией)

Д. Посмотрите на слайд. Это древний глобус. Один из первых глобусов был создан

греческим ученым Кратесом во II в. до н.э.

Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены.

Мир, знакомый человеку древности, был очень мал. .

( На слайде - первый глобус) Слайд №11

Д. Первый глобус, известный сейчас ученым, появился более 500 лет назад в Германии Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году .Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира .. Свою модель он назвал “земное яблоко”. Слайд №12

Первый глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии ”.

У. Продолжаем наше исследование. Давайте послушаем, какую информацию по вопросу: «Какие бывают глобусы?» нашли ребята третьей группы. Слайд №13


( Учащиеся третьей группы делятся своей информацией)

Д. Глобусы – “моряки” .

Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды.

Д. Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.

Д. Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.

Д. Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира. Вон сколько стран в Южной Америке! Слайд №14

Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. Вот он. На нем изображены созвездия, млечный путь. Слайд №15

У. Молодцы , очень интересную информацию собрали.

У. Наше исследование продолжается , впереди нас ждет еще один вопрос: «Как устроен глобус?» У. - Что интересного вы заметили, когда работали с глобусом? Введение понятий «экватор», «параллели», «меридианы».

У. Своими наблюдениями по этому вопросу с нами поделятся ребята четвертой группы. Слайд №16

( С опорой на демонстрацию глобуса, учащиеся четвертой группы рассказывают о своих наблюдениях)

Д. - На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.

Зачем нужен экватор?

Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.

Д. Еще есть Северный полюс и Южный полюс. Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии. Слайд №17

- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».

Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

У: Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

( Д. Происходит смена дня и ночи.)

У: Пришло время и нам сменить наш вид деятельности , немного отдохнуть. Слайд №18

Физминутка:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!

VII. Этап промежуточных результатов и выводов.

У. Наше исследование подходит к концу , но нам осталось еще ответить на последний вопрос:

«О чем может рассказать глобус?»

У. Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе, и главными нашими помощниками станут глобусы. ( на слайде - О чем может рассказать глобус?)

Формирование понятий «океан», «материк».

У. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Слайд №19

( Слайд - Земля-Планета)

Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета»

- Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.)

- Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)

У. - Что обозначают цвета на глобусе?

Д. Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.

У. - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны.

- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета.

V. Этап промежуточных результатов и выводов. Слайд №20

Работа в группах.

У. - Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.

У. Найдите и покажите на глобусе материки и океаны. Слайд №21

(Самостоятельная работа в группах.)

Задание для первой группы.

Найдите на глобусе материки, назовите их .

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

6. _______________

Задание для второй группы.

1) Определите самый большой и самый маленький материки.

Самый большой материк - ________________________________________________

Самый маленький материк - ______________________________________________

2) Как называется материк, на котором мы живем?

( - материк самый большой? / Евразия/- самый маленький? / Австралия /)

Задание для третьей группы. Слайд №22

1). Найдите на глобусе океаны и назовите их.

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

( Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.)

Задание для четвертой группы.

1) Определите самый большой и самый маленький океаны.

Самый большой океан - ________________________________________________

Самый маленький океан - ______________________________________________

(самый большой океан- / Тихий , самый маленький- / Северный Ледовитый /)

У. Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе.

VIII. Этап обобщение информации. Слайд №23

У. Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи..

У. Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать. Как вы понимаете это сочетание?

( Дети читают из словаря:

1. Белыми пятнами на карте, земле и т. п. называют территории, о которых люди либо ничего не знают, либо знают очень мало, потому что там никто не бывал.

2. Белым пятном в какой-либо области деятельности, знания и т. п. называют информацию, которая неизвестна или является тайной для большинства людей.)

Итак, вы готовы?

Игра « Гонка за лидером» начинается!

Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает_____.

На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _____ океана и _______ материков.. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.

Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

(Учитель в быстром темпе читает предложения , дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ , МЕРИДИАНЫ, БЕРЕЧЬ) Слайд №24

IX. Итог урока.

У. Молодцы! Победила дружба.

Очень важную информацию вы унесли с этого урока.

У. Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах к нашей необъятной планете ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь!

X. Рефлексия Слайд №25

Оценка работы на уроке .

У. – А за что вы можете похвалить себя?

( Д. Наша группа очень дружно работала. Было очень интересно слушать рассказы ребят о разных глобусах.)

У. - Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку?

У. - О чем захотелось узнать поподробнее?

У. - Где могут пригодиться умения сбора информации?

XI. Домашнее задание по выбору. Слайд №26

  • уметь показывать на глобусе материки и океаны.

  • выполнить задания в рабочей тетради стр.4-5

  • подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ