Конспект урока по Литературе «Уроки доброты» по рассказам Ю.Я.Яковлева «Рыцарь Вася» 5-6 класс

Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему «Уроки доброты» по рассказам Ю.Я.Яковлева «Рыцарь Вася», «А Воробьёв стекло не выбивал!», «Багульник».

Цель:

познакомив детей с творчеством Ю.Я.Яковлева, пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению.

Задачи:

-образовательные: познакомить с творчеством Ю.Я.Яковлева, повторить литературоведческие понятия «литературный герой», «портрет литературного героя»; закрепить навыки выразительного чтения, художественного пересказа;

- воспитательные: способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, мужество, честность, принципиальность, душевная зоркость;

- развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение вести дискуссию, ассоциативное мышление, коммуникативные навыки (умение работать в группах).

Оборудование и наглядность:

компьютер, медиапроектор, презентация «Уроки Юрия Яковлева», портрет писателя.

Уроки Юрия Яковлева.

Для чего я пишу книги, рассказываю ребятам

интересные истории, знакомлю их с разными людьми?

Чтобы развлечь их? Нет. У моих книг другая задача –

помочь ребятам жить.

Ю.Яковлев.

Учитель: Ну вот, опять уроки (если не скажете, то подумаете вы). Да, уроки: так уж устроен человек – учится всю жизнь. Учится улыбаться, смотреть и видеть мир, в котором живёт, учится делать первые шаги, произносить первые слова, а потом - писать, читать и считать, а потом – разным мудрым наукам… И так без конца.

Чему же мы будем учиться у Ю.Я.Яковлева? Прочитаем эпиграф к уроку.

(Дети читают вслух).

Учитель: «Помочь ребятам жить»… Что это значит – помочь жить? Какие уроки даст нам писатель?

На эти вопросы мы постараемся ответить с вами в конце нашего урока, а сейчас я уступаю место другому учителю - Ю.Я.Яковлеву.

Слайд№1. Портрет Ю.Я.Яковлева.

Вы уже, наверное, знаете из собственного опыта, что часто первое впечатление о человеке – самое верное. А что вы можете сказать о писателе Юрии Яковлеве, рассмотрев эту фотографию?

(Дети анализируют фотопортрет, отмечая добрую улыбку, чувство юмора, большой жизненный опыт - седые виски).

Учитель: Да, вы во многом правы – именно таким в жизни был Ю.Яковлев. О судьбе писателя нам расскажет… (индивидуальное сообщение – биографическая справка).

Ученик: Ю.Яковлев родился 26.06.1922г. в Ленинграде. В 1940 году окончил школу и, восемнадцатилетний, был призван в армию. В годы Великой Отечественной войны воевал: был артиллеристом – наводчиком зенитной батареи, сотрудником фронтовой газеты.

Вернувшись после войны домой, не застал маму в живых: она умерла от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.

После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал с 1947 года, писал стихи, рассказы, повести, киносценарии.

Учитель: Вот такая судьба… А чтобы лучше понять душу писателя – войдём в мир его книг – тем более что для хороших людей, читателей – дверь всегда открыта: (слайд №2):

«Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк,- когда грустно и одиноко. Мой дом – мои книги, а мои герои – люди, ради которых читатель переступает порог моего дома. Надеюсь, они станут твоими друзьями». Ю.Яковлев.

Анализ рассказа «Рыцарь Вася». (слайд №3).

Ну что ж, перешагнём порог: вот и первый герой Ю. Яковлева – рыцарь Вася. Хотели бы иметь такого другом?

Какой он – Вася Рыбаков: как выглядит, как ведёт себя, как к нему относятся окружающие? В каких словах передано это отношение? (Индивидуальное сообщение ученика).

Что чувствовал мальчик, когда слышал прозвище «тюфяк»? Почему это прозвище ранило его?

Кто такой рыцарь? Что означает это слово? (Индивидуальное задание: на основе статьи из толкового словаря дать справку-комментарий о слове «рыцарь»).

Ученик – лингвист: 1. Рыцарь. В феодальной Европе – лицо, принадлежавшее к военно-землевладельческому сословию.

Рыцарь без страха и упрёка (о деятельном, смелом, во всём безупречном человеке).

2.перен. Самоотверженный, благородный человек.

С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1988, с. 563



А какие ассоциации (образы) возникают у вас, когда вы слышите слово «рыцарь»?

(Воин, закованный в броню; воин, защищающий замок, служащий прекрасной даме, сражающийся на рыцарском турнире). (Слайд №4).

Эпоха Средневековья давно ушла в прошлое… Что, и рыцари исчезли? Кого мы называем рыцарем в наше время? (Слайд №5).

Когда Вася в полной мере проявил свои рыцарские качества?

Перескажите эпизод спасения Васей первоклассника (особое внимание обратите на жесты и мимику).

Каким предстаёт здесь Вася Рыбаков?

Перечитаем сцену в актовом зале (со слов «Когда он вошёл в зал..» до слов «…поплёлся обратно на второй этаж»).

Нравится вам такая концовка рассказа? (Здесь торжествует не скромность, а ложь и несправедливость).

Почему же молчит Вася, не опровергает ложь Димки Ковалёва? (Трусит: не хватает смелости отстаивать правду перед всеми).

Вы придумывали другие названия для рассказа – какие?

Ученики: «Отважный поступок», «Подвиг Васи», «Спасатель».

Учитель: А почему автор назвал рассказ «Рыцарь Вася»? (Когда станет Вася «рыцарем Василием»? А станет ли? Осталась ли надежда? (Обратите внимание на последние строчки рассказа).

Анализ рассказа «А Воробьёв стекло не выбивал!» (слайд №6).

Учитель: История другого вашего ровесника – Сёмина – началась просто и обыденно: «Эта история началась с разбитого стекла. Толстое, шершавое, как бы покрытое морозным инеем, стекло в дверях директорского кабинета оказалось разбитым…».

Увидеть завязку этой истории нам помогут ваши одноклассники. Роль директора исполнит.., Воробьёв -…,

Сёмин -…,

от автора -…(Следует инсценировка эпизода со слов «Эта необычная история…» до слов «Вон!» - сказал директор…» с купюрами).

Учитель: Марк Порций Катон Старший – так прозвали Сёмина одноклассники. Чтобы понять почему – прослушайте историческую справку (слайд №7).

Марк Порций Катон Старший (234-149г.г. до н.э.) или, как называли его по высшей должности Римской республики, – Цензор – являлся политиком и полководцем, оратором и писателем. Но в мировой истории запомнился как автор фразы «Карфаген должен быть разрушен!», которой он завершал любое своё публичное выступление: он мечтал отомстить карфагенянам за поражение римлян в одном из сражений.

Почему одноклассники прозвали Сёмина «Марк Порций Катон»?

Подумайте и представьте: легко ли было Сёмину изо дня в день, из года в год повторять: «А Воробьёв стекло не выбивал!», - а все вокруг смеются, отмахиваются, может быть, покручивают пальцем у виска… Легко?

Почему же Сёмин к месту и не к месту повторял одно и то же: «А Воробьёв стекло не выбивал!»? Найдите ответ в тексте. Согласны с Сёминым? Марк Порций Катон Сёмин отстаивал справедливость и правду, потому что «маленькой правды не бывает».

А вот ещё один герой рассказа Ю. Яковлева – Коста.

Анализ рассказа «Багульник». (слайд №9)

Учитель: Каким видят героя рассказа – Костю – окружающие? Как к нему относятся?

Ученик: (Инд. задание: подготовить рассказ о Косте: каким видят его окружающие, как он ведёт себя в школе?)

Учитель: Косту окружает тайна. Какую тайну открывает однажды учительница Женечка?

Учитель: Собаки… Сеттер Арто, боксёр Атилла, такса Лапоть и собака – спасатель без имени, похожая на льва. Расскажите о судьбах этих собак.

Ученик: инд. сообщение.

Учитель: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили», - сказал однажды очень хороший писатель. Всегда ли мы следуем этому правилу? А по какому принципу живёт Коста?

Почему учительница Женечка, вместо того, чтобы отчитать Косту за сон на уроке,…?


Рассказ называется «Багульник». Что такое багульник?

(Слайд №10). Вот он - полурасцвётший, в вазе на подоконнике и весь в цвету – на лесной поляне.

Почему рассказ называется «Багульник»?

Мне кажется, герой рассказа похож вот на этого мальчика с рисунка (слайд № 11). Согласны со мной? (Что общего между ними?)

А вот что о Косте и других своих героях сказал Юрий Яковлев: "Багульник" - не только итог моей работы, но и символ моего представления о людях, моих открытий: сухие, невидные прутики багульника могут неожиданно расцвести нежными цветами. Мои герои - мои бесценные прутики багульника!



Учитель: Вот и подошёл к концу урок Юрия Яковлева. Помните? « У моих книг другая задача –

помочь ребятам жить».

Так чему же научил нас писатель? В чём помог? Что раскрыли нам его рассказы и его герои?

Продолжите фразы, начатые на листочках: «Юрий Яковлев помог понять, что…»

«Жить надо так, …)

(Слайд №12).

Прощальное слово – хозяину доброго и уютного дома, автору хороших книг Ю.Яковлеву: «…И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно – постучи в мою дверь».

(Слайд №13).

Хочется верить, что ваше знакомство с писателем и его героями продолжится, и вы не раз откроете его книги.

Использованные ресурсы:

http://ru.wikipedia.org

http://www.labirint.ru\books\226773\

http://www.google.ru\images?q

http:www.liveinternet.ru\photo\vita958\post18762032



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ