Конспект урока по Литературе "Люблю, где случай есть, пороки пощипать" 5 класс
Проект "Люблю, где случай есть, пороки пощипать"
Цели проекта:
Повысить интерес учащихся к чтению, расширить кругозор, получение навыка исследовательской работы, развитие умения работать с различными источниками информации.
Развитие речи, коммуникативных способностей, создание условий для самореализации каждого ученика, повышение самооценки, обогащение словаря.
Развитие поэтического слуха, воспитание художественного вкуса, развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение.
Участники: учащиеся 5 “Б” и «В» классов.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности – творческий
По количеству участников проекта – групповой
По широте охвата содержания – межпредметный
По времени проведения – средней продолжительности (1 месяц)
По характеру контактов – в рамках школы
Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: филология
Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект:
литература
русский язык
изобразительное искусство
Продукт проекта: демонстрация альбома с баснями, созданными учащимися 5 “Б” и «В» классов, альбома рисунков к басням, постановка басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”и создание компьютерной презентации по материалам проекта.
Этапы работы над проектом:
I. Проблема.
Познакомившись на уроках литературы с баснями И. А. Крылова, Эзопа, Лафонтена. Ребята с удовольствием читали басни, анализировали, находили жизненные примеры, соответствующие историям, описываемым в баснях, т.е. проявили большой интерес к басне. А поэтому естественно было наше желание продолжить знакомство с басней. Мы поставили перед собой цель: побольше узнать об этом жанре словесного искусства.
Постановка проблемы:
Насколько популярен жанр басни в России, кто, кроме великого Крылова, писал басни? Ознакомиться с их творчеством.
Актуальны ли басни в наши дни?
Сможем ли мы сами написать басню. Конкурс «Проба пера!»
II. Проектирование (планирование действий).
Все ребята класса были разделены на 4 группы, каждая из которых получила задание:
1 группа. Биографы.
2 группа. Мастера художественного чтения.
3 группа. Художники.
4 группа. Актёры.
Кроме того, мы решили организовать конкурс на лучшую басню своего собственного сочинения.
А также конкурс рисунков к басням.
В конкурсе будут участвовать все ребята.
Темы для собственной прозаической или стихотворной басни:
«Куй железо, пока горячо»,
«Не зная броду, не суйся в воду»,
«Что посеешь, то и пожнёшь»,
«Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай».
Можно придумать свою тему или взять в качестве темы мораль из какой-то басни И.А. Крылова.
III. Поиск информации:
Где можно найти любую информацию? Ну конечно в библиотеке!
Можно пользоваться Интернетом для сбора информации.
Итак, наша задача:
Посетить школьную библиотеку и записаться в читатели.
Научиться пользоваться справочной литературой – энциклопедиями, словарями, справочниками.
Прочитать басни из книг разных баснописцев.
IV. Предполагаемый продукт проекта:
Каждая из четырёх групп покажет результат своей работы.
1). На основе собранного материала подготовить компьютерную презентацию о русских баснописцах, ознакомиться с их баснями.
2). Создать сборник басен собственного сочинения.
3). Создать альбом иллюстраций к басням великих баснописцев и басням собственного сочинения.
4). Подготовить инсценирование одной из басен.
V. Презентация проекта.
Слово предоставляется 1 группе Биографам.
Маджарян Норик.
В русской литературе было создано много басен – особенно в 18-19 вв. .Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И. И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.
Это издание басен входило в так называемую «Подарочную серию» для детей, которую задумал выпустить в свет замечательный издатель И. Н. Кнебель. Оформление серии было заказано художнику Дмитрию Митрохину. Предполагалось, что «Подарочная серия» будет включать в себя 12 книг для детей. К сожалению, вышло только 9 книг в 1912—1913 гг.
Учитель: Что нам добавит о Хемницере Фомин Дима?
Дима Фомин. Хемни́цер родился в 1745году, умер в 1784 году. Русский поэт и переводчик, член Российской академии. Служил в горном ведомстве. Переводил труды по горному делу. Его басни пользовались большой популярностью. Считается самым значительным русским баснописцем до Крылова, на творчество которого оказал определённое влияние. Среди лучших его басен — «Метафизик», «Дерево», «Богач и бедняк».
Слово предоставляется группе мастеров художественного чтения. Погорелов Витя.
ОСЕЛ-НЕВЕЖА
Навстречу конь ослу попался,
Где путь весьма тесненек был.
Конь от осла почтенья дожидался
И хочет, чтоб ему дорогу уступил;
Однако, как осел учтивству не учился
И был так груб, как груб родился,
Он прямо на коня идет.
Конь вежливо ослу: «Дружок, посторонися,
Чтоб как-нибудь нам разойтися,
Иль дай пройти мне наперед».
Однако же осел невежей выступает,
Коню проходу не дает.
Конь, видя это, сам дорогу уступает,
Сказав: «Добро, изволь ты первый проходить.
Я не намерен прав твоих тебя лишить
И сам тобою быть».
Учитель: В чём нравоучительный смысл басни?
(Предполагаемый ответ: хороший человек всегда уступит упрямцу такому, как осел, чтобы не вступать в ссору, а сохранить своё достоинство).
Маджарян Норик.
Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А. С. Пушкина, И. А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”.
Учитель: Кто хотел бы рассказать о Дмитриеве?
Литвинова Диана. Дмитриев родился в 1760, служил в гвардейскомском лейб-гвардии Семёновском полку, в дальнейшем был видным государственным деятелем.. Но всю свою жизнь он сочинял стихи и песни. Обращался Дмитриев и к жанру басен.
Лукианова Саша читает басню Дмитриева.
Иван Иванович Дмитриев. МУХА
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
Учитель: какой человеческий порок высмеивает эта басня Дмитриева?
(Предполагаемый ответ: выдать за своё то, что тебе не принадлежит, «примазаться» к чужому делу, чужим заслугам).
Маджарян Норик:
Александр Ефимович Измайлов – был современником И. А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А. Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.
Учитель: Несколько слов хотел добавить об Измайлове Ботоев Эрик.
Ботоев Эрик. Измайлов родился в 1779 , а умер в 1831. Баснописец и романист начала XIX века. Преподавал словесность в пажеском корпусе. Был председателем Вольного общества любителей словесности, наук и художеств,главным редактором журнала «Благонамеренный». Басни Измайлова известны за пределами России. Например, была переведена на азербайджанский язык басня Измайлова «Осел и Конь».
Федченко Стас читает басню Измайлова.
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ
Волк костью как-то подавился.
Не мудрено: всегда есть торопился;
Кость стала в горле у него.
Прожора захрипел, стеснилось в нем дыханье,
Ну, словом, смерть пришла его,
И он хотел в грехах принесть уж покаянье.
По счастию, Журавль тут мимо проходил.
Страдалец перед ним пасть жалобно разинул;
Журавль в нее свой нос предлинный опустил
И кость удачно вынул.
Волк вспрыгнул с радости, избавясь от беды.
"А что ж мне за труды?" -
Спросил носатый врач. "Ах ты неблагодарный! -
Волк с сердцем отвечал. - Да как просить ты смел?
Смотри какой нахальный!
Благодари за то, что нос остался цел".
Учитель: что осуждает Измайлов в своей басне и чему она нас учит?
(Басня Измайлова осуждает неумение быть благодарным, тех, кто за участие платит неблагодарностью, учит нас тому, чтобы мы ценили помощь ближнего и отвечали людям добром на сделанное ими добро).
Долгополов Владимир о Крылове:
Всех баснописцев 18-19 вв. затмил Иван Андреевич Крылов. Он был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. В нём ярко проявилась богатырская природа русского человека, его ясный ум. А. С. Пушкин высоко ценил И. А. Крылова и называл его “самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев”. Строки его басен стали пословицами и поговорками: “Недаром говорится, что дело мастера боится”, “Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!” и многие другие.
Учитель: А сейчас, ребята, наша группа Артистов попытается наглядно показать нам, как плохо бывает человеку, который за весёлым времяпрепровождением забывает о деле. Вашему вниманию предлагается инсценировка басни Крылова «Стрекоза и Муравей».
Действующие лица:
Автор – Ищенко Таисия
Стрекоза - Гаврилова Ксения
Муравей – Маджарян Норик
Учитель: Поняли, что хотел в этой басне сказать Крылов?
(Только веселясь и отдыхая, прожить невозможно, главное в жизни – это труд. Автор показал беспечность, продемонстрировал, что беспечность всегда будет наказана).
Учитель: понравилась вам сценка? Что именно?
(Понравилась игра актёров. Как Ксюша передавала жалкий образ Стрекозы, так, что ей захотелось помочь, Норик показал, как умеет и любит трудиться Муравей. Мы увидели, что нельзя быть беспечным, всегда нужно думать о завтрашнем дне)
Учитель: Скажем нашим артистам спасибо и обратимся к следующему этапу нашего проекта. Мы увидели с вами, ребята, что жанр басни был очень популярен в 18-19 веках. А насколько актуальна басня в наше время? Как вы думаете, нужна басня сегодня? Могла бы она в наше время вскрывать, осуждать пороки общества, призывать его исправлять свои пороки, совершенствоваться? Или общество у нас уже совершенно?
Ребята, сейчас Сычевой Антон представит нам нашего соотечественника, современника, который тоже писал басни.
Сычевой Антон.
Сергей Владимирович Михалков
Писатель, поэт, сценарист, драматург, баснописец.
Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, в мирное время – председателем Союза писателей, удостоен звания Героя Социалистического труда. Автор гимна России. Наибольшую известность получил как детский писатель.
Известен нам с раннего детства стихами «Дядя Стёпа», «А что у вас?».
Писал сценарии к мультфильмам, например: «Шёл трамвай десятый номер», «Как мужик корову продавал».
Перу Михалкова принадлежат около 200 басен: «Две подруги», «Грибы», «Слон-живописец» и др.
Учитель: в исполнении Мешковой Маши прозвучит басня С.В. Михалкова «Любитель книг». А мы , ребята, внимательно слушаем и ответим на вопрос, какой же порок осуждает и высмеивает Михалков?
Мешкова Маша. Любитель книг
К приятелю, чтоб скоротать досуг,
Зашел незваный гость. "Ты стал читать, мой
друг?" -
Воскликнул он от удивленья.
И посмотрел восторженно вокруг
На новые тома собраний сочинений -
Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака,
Что полки заняли почти до потолка...
"Ты что молчишь? Смущен моим вопросом?
В коллекции такой, бесспорно, прок велик!
Но как ты достаешь до самых верхних книг?" -
"А очень просто, братец! Пылесосом!"
Известно мне: в домах иных
Стирают только пыль с изданий подписных.
Учитель: К сожалению, с уходом С.В. Михалкова в нашей стране столь ярких баснописцев, каким был он, не осталось. Но хочется думать, что такой интересный и полезный жанр снова возродится и будет выполнять свою главную роль – воспитывать и делать лучше наше общество. И кто знает, может среди нас сегодня есть будущий великий баснописец. А думать так мне позволяет то, что в конкурсе «Проба пера!» приняли участие большинство ребят класса и написали басни на разные темы и в прозе, и в стихах. Причём всеми ребятами были выдержаны особенности басни: это иносказание и обязательный элемент басни- мораль или нравоучение.
Скрынникова Аня:
Как и предполагали, мы создали альбом басен собственного сочинения, который оставим в копилке добрых дел нашего класса. Лучшие басни из этого альбома прозвучат на уроке.
Слушаем басню Фомина Дмитрия «Друзья»
Свою басню «Заяц-хвастун» представляет Железняк Алексей.
Читает басню «Мужик и клад» Федченко Станислав.
И, наконец, Срынникова Анна предлагает нам послушать басню «Орехи».
Учитель:
От группы художников слово имеет Ищенко Таисия.
Ищенко Таисия: Ребята участвовали также в конкурсе рисунков. Был создан альбом рисунков учеников нашего класса. Все рисунки яркие , красочные, говорят о том, что ребята познакомились со множеством басен и проиллюстрировали наиболее понравившиеся им моменты. Лучшими работами оказались следующие:
Называются лучшие работы.
Учитель: Итак, ребята, мы завершаем изучение интересной темы «Басни». И хотелось бы, чтобы вы подумали и дали короткую, ёмкую характеристику этого вида словесного искусства. А для этого использовали метод синквейна (Составляется синквейн на тему «Что такое басня»).
Басня –
Полезная, мудрая;
Критикует, воспитывает, учит;
Занимательная история в иносказательной форме.
Нравоучение.
VI. Подведение итогов.
После завершения презентации мы попытались ответить на вопросы:
Достигли цели?
Что нового узнали?
Чему мы научились?
Понравился проект?
VII. Планы на будущее: Проект с рабочим названием «Юный корреспондент». Осветить результаты работы в местной газете «Деловой Миус».
Басни И. Хемницера
Оглавление
Год издания: 1912
Количество страниц: 12 с.
Это издание басен входило в так называемую «Подарочную серию» для детей, которую задумал выпустить в свет замечательный издатель И. Н. Кнебель. Оформление серии было заказано художнику Дмитрию Митрохину. Предполагалось, что «Подарочная серия» будет включать в себя 12 книг для детей. К сожалению, вышло только 9 книг в 1912—1913 гг
http://new.runivers.ru/lib/book3040/9588/
Хемни́цер родился в 1745году, умер в 1784 году. Русский поэт и переводчик, член Российской академии. Служил в горном ведомстве. Переводил труды по горному делу. Его басни пользовались большой популярностью. Считается самым значительным русским баснописцем до Крылова, на творчество которого оказал определённое влияние. Среди лучших его басен — «Метафизик», «Дерево», «Богач и бедняк».
Биография
Дмитриев родился в 1760, служил в гвардейскомском лейб-гвардии Семёновском полку, в дальнейшем был видным государственным деятелем.. Но всю свою жизнь он сочинял стихи и песни. Обращался Дмитриев и к жанру басен.
ОРЕЛ И ЗМЕЯ
Орел из области громов
Спустился отдохнуть на луг среди цветов
И встретил там Змею, ползущую по праху.
Завистливая тварь
Шипит и на Орла кидается с размаху.
Что ж делает пернатых царь?
Бросает гордый взгляд и к солнцу возлетает.
Так гений своему хулителю отмщает.
1805
МУХА
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
<1805>
Измайлов родился в 1779 , а умер в 1831. Баснописец и романист начала XIX века. Преподавал словесность в пажеском корпусе. Был председателем Вольного общества любителей словесности, наук и художеств,главным редактором журнала «Благонамеренный». Басни Измайлова известны за пределами России. Например, была переведена на азербайджанский язык басня Измайлова «Осел и Конь».
4. ВОЛК И ЖУРАВЛЬ
Волк костью как-то подавился.
Не мудрено: всегда есть торопился;
Кость стала в горле у него.
Прожора захрипел, стеснилось в нем дыханье,
Ну, словом, смерть пришла его,
И он хотел в грехах принесть уж покаянье.
По счастию, Журавль тут мимо проходил.
Страдалец перед ним пасть жалобно разинул;
Журавль в нее свой нос предлинный опустил
И кость удачно вынул.
Волк вспрыгнул с радости, избавясь от беды.
"А что ж мне за труды?" -
Спросил носатый врач. "Ах ты неблагодарный! -
Волк с сердцем отвечал. - Да как просить ты смел?
Смотри какой нахальный!
Благодари за то, что нос остался цел".
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ