Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме "Изображение в рассказах внутреннего мира героя. Б. С. Житков "Как я ловил человечков"
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 45
Тракторозаводского района г. Волгограда
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА
Тема: Изображение в рассказах внутреннего мира героя.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков».
подготовила Конькова Елена Ивановна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Волгоград, 2013
Программа: развивающая система обучения академика Л.В.Занкова
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: учащиеся начальной школы (3 класс)
Тема: Изображение в рассказах внутреннего мира героя.
Б.С.Житков «Как я ловил человечков».
Цели:
Наблюдение за способами выражения в рассказе чувств, переживаний и внутреннего мира героя.
Вовлечение детей в сопереживание с героем своей вины за содеянный поступок.
Задачи:
1. Образовательная:
Продолжить работу над содержанием произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», выявлением главной мысли рассказа. Учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки.
2. Развивающая:
Совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста, умение прогнозировать текст. Развивать устную речь, воображение, внимание, творческие способности, интерес к чтению, умение работать с текстом, учебной книгой. Формировать навык правильного, плавного, осознанного и выразительного чтения.
3. Воспитательная:
Воспитывать нравственные качества и нравственные убеждения через анализ содержания художественного произведения, чувство ответственности за свои поступки, коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Материал для чтения: Б.С.Житков «Как я ловил человечков»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения:
Частично-поисковый.
Ролевая игра.
Выборочное чтение.
Метод стимулирования интереса к учению.
Метод самоконтроля (цветокоды).
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа;
самостоятельная работа;
работа в статистических парах.
Используемые технологии:
технология создания ситуации успеха на уроке;
личностно-ориентированные.
Формируемые компетентности:
коммуникативная компетентность (диалог);
коммуникативная компетентность (продуктивная парная коммуникация);
компетентность разрешения проблем.
Оборудование урока:
портрет Б.С.Житкова;
выставка книг по произведениям Б.С.Житкова;
иллюстрации к тексту;
учебник литературного чтения для 3 класса: 2 часть (автор Лазарева В.А.), 2009;
комплект печатного материала для доски: «положительные и отрицательные черты характера», «внутренний мир человека», карточки для постановки учебной задачи;
сочинения обучающихся;
листы самооценки для обучающихся..
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1. Организационный момент.
Сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Спокойно повернитесь к ним лицом. Наклоном головы поздоровайтесь. Пусть гости увидят ваши симпатичные лица. Теперь спокойно повернитесь ко мне. Помните, что вы ребята способные, умные и, конечно, поможете мне вести урок.
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получиться у нас!
2. Постановка цели урока.
Над каким произведением мы с вами работали на предыдущем уроке?
Что для нас явилось главным в рассказе?
Сегодня на уроке мы продолжим работу над данным произведением. Но вначале я предлагаю вам послушать стихотворение М.Цветаевой. Оно небольшое по объёму, но в нём заключён важный смысл.
Одна половинка окна растворилась,
Одна половинка души показалась.
Давай-ка откроем и ту половину,
и ту половину окна!
(М.Цветаева)
Как вы поныли смысл этого стихотворения?
Почему я прочитала именно это стихотворение?
Что такое внутренний мир человека?
На доске ученики прикрепляют комплект печатного материала со словами:
внутренний мир
чувства характер интересы
потребности
Сегодня на уроке мы не только заглянем во внутренний мир героя, но попробуем правильно оценить его поступок.
На доску помещаются учителем карточки с задачами урока:
заглянуть во внутренний мир
правильно оценить поступок
Над рассказом Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»
Главным в рассказе считается герой и его поступки.
В одной половинке окна мы увидели одну половинку человека – внешний вид. Когда откроем другую половинку окна, то узнаем и вторую половинку души – внутренний мир. Человек может быть чистым, аккуратным, но общаться с ним не хочется: он груб, невежлив, невоспитан. Мы отличаемся не только внешним видом, но и своим неповторимым внутренним миром.
Это его характер, интересы, потребности, чувства.
3. Работа над художественным анализом произведения
и изображением внутреннего мира героя.
На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с главным героем рассказа, выделили качества характера мальчика, которые нам нравятся и те, которые мы осуждаем.
Мы закончили эту работу?
Как нам надо её завершить?
а) Ролевая игра «Обвинители» и «Защитники»
с выборочным чтением.
Помогать нам будет в этом уже знакомая ролевая игра «Обвинители» и «Защитники».
Поднимите руку те, кто желает выступить в роли «обвинителей»? В роли «защитников»?
Откройте учебник. Мы будем строго следовать сюжету рассказа по логическим частям с обсуждением.
По ходу обсуждения на доске ученики будут прикреплять комплект печатного материала: в первом столбике будут записаны качества мальчика, которые нравятся ученикам, а в другом – те, что дети осуждают.
Перед нами 1 часть рассказа. Как мы её озаглавили?
1. Маленькие жильцы пароходика.
О чём рассказывается в этой части?
Какие положительные и отрицательные черты характера мы отметили у мальчика в 1 части?
Предоставляем слово «обвинителям».
Предоставляем слово «защитникам».
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Перед нами 2 часть рассказа. Как мы её озаглавили?
Ночные наблюдения за пароходиком.
О чём рассказывается в этой части?
Есть, что сказать «обвинителям»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Есть, что сказать «защитникам»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Перед нами 3 часть рассказа. Как мы её озаглавили?
Тайный план.
О чём рассказывается в этой части?
Есть, что сказать «обвинителям»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Есть, что сказать «защитникам»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Перед нами 4 часть рассказа. Как мы её озаглавили?
Угощение исчезло.
О чём рассказывается в этой части?
Есть, что сказать «обвинителям»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Есть, что сказать «защитникам»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Физминутка с палочкой тренажёром.
Катаем палочку между ладонями 5 раз.
Удерживаем в равновесии на голове.
Подносим палочку к носу - отдаляем от него на расстояние вытянутой руки, следим глазами за палочкой.
Передвигаем палочку вправо – влево, следим глазами за палочкой.
Дотронулись палочкой (в правой руке) через голову (прогибаемся) до левого плеча, до позвоночника, до правого плеча.
Дотронулись палочкой (в левой руке) через голову (прогибаемся) до правого плеча, до позвоночника, до левого плеча.
Перед нами 5 часть рассказа. Как мы её озаглавили?
«Я не мог больше терпеть»
О чём рассказывается в этой части?
Есть, что сказать «обвинителям»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Есть, что сказать «защитникам»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Перед нами 6 часть рассказа. Как мы её озаглавили?
Охота на человечков.
О чём рассказывается в этой части?
Есть, что сказать «обвинителям»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Есть, что сказать «защитникам»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Перед нами 7 часть рассказа. Как мы её озаглавили?
7. «Чего я наделал – то!»
О чём рассказывается в этой части?
Есть, что сказать «обвинителям»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Есть, что сказать «защитникам»?
Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
По следам диалогического общения на доске формируется запись - главные черты характера героя, его душевные качества.
Обманщик Фантазер
Скрытный Верит в чудеса
Не умеет держать слово Любопытный
Не умеет контролировать поведение Любознательный
Настойчивый
Находчивый
Наблюдательный
Впечатлительный
Эмоциональный
Нетерпеливый
Осознает свой поступок
К какому же окончательному выводу мы должны прийти в конечном результате нашего разговора: можно ли оправдать главного героя?
б) Прогнозирование текста
(творческая работа обучающихся).
Автор нам не рассказывает о том, какой будет реакция бабушки, когда она увидит разломанный пароходик. Писатель как бы обрывает свой рассказ на самом остром сюжетном моменте. Как вы думаете, почему?
Давайте сейчас так и сделаем. Дома вы сами придумывали и записывали концовку рассказа, вы решали проблему - сумеет ли мальчик исправить свою ошибку? Обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Прочитайте, как он завершил это произведение.
(Самостоятельное чтение работ своих одноклассников)
Выскажите мнение о работе товарища.
(Высказывания обучающихся.)
Послушаем несколько концовок рассказа.
(Выслушиваем сочинения 3 – 4 обучающихся.)
Таким образом, сегодня мы узнали еще об одном авторском «секрете», писательском приеме: отсутствием концовки рассказа, – автор как бы подводит читателя не только к оценке ситуации, но способствует тому, чтобы он примерил ее на себя и подумал, как можно из нее выйти, т.е. решить жизненную задачу.
И сегодня нам это удалось.
После урока вы мне сдадите свои работы, которые мы с дежурными поместим на доску для всеобщего знакомства. Самые интересные по содержанию работы получат отметки.
Нет.
Найти в тексте отрывки, подтверждающие черты характера мальчика.
Мальчику понравился пароходик, он просит у бабушки поиграть с ним. Бабушка не позволяет. О тайной жизни на пароходике, которую придумывает мальчик.
Пока сказать нечего.
В этой части мы узнаём, что мальчик очень впечатлительный, его привлекает всё красивое. Мальчик фантазер, у него развито воображение, верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике.
Мальчик попросил бабушку не выключать ночник, для того, чтобы ночью наблюдать за человечками на пароходике.
Обманщик. Герой наврал бабушке, что не может спать без света.
На ложь мальчик решился из-за любопытства. Он настойчивый – надеется на тайну и строит план.
Мальчик придумал, как вызвать из пароходика человечков: он положил на пароходик леденец.
Мальчик продолжает обманывать бабушку: на прогулке сказал, что ему холодно. Скрывает от неё все свои поступки: скрытный.
Герой делает это вынужденно: иначе бабушка спрятала бы пароходик. Находчивый: придумал, как заставить человечков показаться на палубе.
Когда ночью исчез леденец, придумал снова положить хлеб на пароход. Всё время думает о человечках.
Мальчик продолжает обманывать бабушку. Нарушил слово, данное бабушке – не прикасаться к пароходику, а сам к нему прикасался: не умеет держать слово.
Эти действия он совершал по любознательности. Настойчивый, наблюдательный, эмоциональный, фантазёр.
Мальчик устроил так, чтобы остаться дома и не ходить
в гости с бабушкой, придумал
свою болезнь.
Нарушает слово, данное
бабушке: решил взять пароходик в руки и посмотреть, что там
внутри. Идет на обман: сказав
шись больным, чтобы остаться
дома.
Нетерпеливый – не мог больше терпеть, большое желание поскорее увидеть человечков.
Мальчик взламывает пароходик.
Совершает безрассудный поступок: взламывает пароходик. Не контролирует свои действия: эмоции желания берут верх над разумом.
Все-таки иногда задумывается – прав ли он, но герой ещё маленький, поэтому не умеет себя контролировать. Нетерпеливый.
Мальчик пытался починить пароходик, но ничего не получилось, он расплакался. Возвращается бабушка и не понимает, почему он плачет.
Мальчик нарушает слово не трогать пароходик. В какой-то мере мальчик был эгоистом: думал только об удовлетворении своего желания, но совершенно позабыл о бабушке, которой он принес горе своим поступком.
Осознает свой поступок и приходит в ужас от содеянного. Переживает случившееся.
Понять можно, но оправдать нельзя.
Человек не должен управляться только чувствами, какими бы сильными они ни были. Эмоции не должны брать верх над разумом.
Он хочет, чтобы концовку мы додумали сами.
Чтобы вошли в положение героев, представили себя на их месте и вместе пережили эту ситуацию.
Домашнее задание.
Дома вы продолжите свой путь, выполнив домашнее задание на стр. 25 под пунктом 9 учебника. Прочитайте задание.
Выучите любой отрывок из рассказа.
Итог урока. Рефлексия.
Во время чтения текста мы обращали внимание не только на действия и поступки героя, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героя.
Какие знания с этого урока вам пригодятся в жизни?
Какая пословица подойдёт к этому рассказу?
Чему же учит нас рассказ?
Какое открытие сделали на уроке?
Если ты дал слово, то должен его сдержать. Ни одно обещание не должно звучать попусту. Сдержать слово бывает не всегда легко- каждый из нас знает это по себе. Верность слову, обещаниям не возможна без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом.
«Не давши слова – крепись, а давши – держись».
Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет? И как от этого будут чувствовать себя другие люди. Поступками должен управлять разум, а не эмоции.
Сегодня мы узнали еще об одном авторском «секрете», писательском приеме: отсутствием концовки рассказа.
Возьмите свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке с помощью цвета.
Ф.И. обучающегося ___________________________
«могу» - зелёный
«сомневаюсь» - жёлтый
«пока не могу» - красный
1. Можешь назвать героев рассказа?
Ο
2. Можешь охарактеризовать главного героя?
Ο
3. Можешь пересказать рассказ?
Ο
4. Можешь сказать, чему учит рассказ?
Ο
5. Удалось заглянуть во внутренний мир героя?
Ο
Покажите мне ваши листы самооценки. У многих из вас он загорелся зелёным цветом, а это значит, что вы поработали сегодня очень хорошо.
Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих воспитанников, каждый из них обязательно станет хорошим человеком!» Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.
Список использованной литературы
1. Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2 кн. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
2. Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение»: 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
3. Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы: учебно-педагогическое пособие. – Самара. Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://digital. 1september.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ