Конспект урока по литературному чтению "Е. Чарушин «Томка испугался»" 2 класс


МКОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Яковлева

КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Е. Чарушин « Томка испугался»


Учитель начальных классов: Смирнова Татьяна Анатольевна
































2013-2014 учебный год


КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Е. Чарушин « Томка испугался»

Название урока


Е Чарушин «Томка испугался»

Класс

Учебник, программа

2

  Н. А. Чуракова «Литературное чтение» часть 2 , ПНШ 

Тип

Форма

Комбинированный

Урок - диалог

Технология урока:


Технология продуктивного чтения


Цель:

  • Создать условия для знакомства с произведением Е. Чарушина «Томка испугался»

Задачи урока:

  • Формировать умение точно характеризовать героя

  • Развивать мыслительную деятельность учащихся, навык беглого и правильного чтения, умение работать в группах, в парах

  • Развивать связную речь с опорой на иллюстрации

  • Научить делить текст на части по смыслу

  • Воспитывать доброжелательное отношение к природе

Формируемые УУД

  • Личностные: анализ характеров и поступков героев, высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, формулирование концептуальной информации текста, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей

  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия, проведение самопроверки и взаимопроверки работ, редактирования текста, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения

  • Познавательные: деление текста на части, вычленение главной мысли текста, воссоздание картины событий и поступков персонажей, установление логической причинно- следственной последовательности событий и действий героев произведения, поисковое чтение, пересказ содержания текста самостоятельно, классификация книг по темам, жанрам, персонажам, прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации к нему, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии

  • Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций ,

  • подготовка устных рассказов, устное словесное рисование, творческий пересказ, составление отзыва на работу товарища, моделирование правил участия в диалоге, умение выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Применяемые формы работы

  Работа в группах по карточкам, работа в парах, анализ текста учебника

Оборудование урока

Учебник « Литературное чтение» 2 часть, выставка книг Е.И. Чарушина , карточки для групповой и парной работы, презентация «Е. И. Чарушин «Томка испугался»

План урока

Время

1.

Речевая разминка. Актуализация знаний

10 

мин

2.

Открытие новых знаний

-работа в парах

-работа в группах

15

мин

3.

Работа с текстом

10

мин

4.

Рефлексия. Домашнее задание

мин

 Ход урока



Пункт плана №1.Речевая разминка. Актуализация знаний.


Работа учителя


Работа учащихся

УУД


Организационный момент

Настрой на урок

Ребята! Я хочу чтобы вы пожелали друг другу добра.

И я вам тоже желаю добра.



Слайд №1

Дети кладут ладошку на ладошку и произносят:

- Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.


Познавательные УУД:

- выполнять задание по аналогии


Коммуникативные УУД:

-оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций,


Проверка домашнего задания

-_Какова главная мысль стихотворения Л. Яхнина «Пустяки»?

-Прочитайте по- разному это слово, изменяя интонацию

Природа. Природа? Природа!


Дети в парах проверяют выразительное чтение стихотворение Л. Яхнина «Пустяки»

Природу надо любить и беречь


Самооценка ( на листках)

Познавательные УУД:

-наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии

Регулятивные УУД:

- оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения

- проведение самопроверки и взаимопроверки работ


Личностные УУД:

-высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией

Коммуникативные УУД:

- моделирование правил участия в диалоге, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре


Речевая разминка

Слова, написанные на доске, можно ли отнести к природе?

Медведь собака

Белочка ежиха

Волчата бурундук

Зайчата лисица

Прочитайте слова про себя, прочитайте хором целыми словами

Какое слово лишнее?

Поднимите руки у кого из вас дома есть собаки? Как вы о них заботитесь?

Прочитайте фразеологизм «Собачий холод?»

Как вы понимаете смысл данного выражения?



















Собака. Это домашнее животное.









Очень холодно.

Познавательные УУД:

- поисковое чтение

- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы

Личностные УУД:

-высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией

Коммуникативные УУД:

- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций


Постановка цели урока с учётом общей готовности учащихся к работе

Знакомство с писателем

Сегодня мы будем знакомиться с произведением Е. Чарушина

Что вы знаете об этом писателе?

Кто такой художник - анималист?

Доклад о Чарушине

Слайд №2













Знакомство с выставкой книгЕ. Чарушина

Посмотрите на обложки книг. Глядя на них, скажите, о чём писал автор?

Он был писателем - натуралистом.

А кто такой писатель - натуралист?

Работа с текстом до чтения

Совместно с детьми постановка целей урока


Начинал он свою деятельность, как художник - анималист.

Художник, который рисует животных.

Доклад.

Е. И. Чарушин с детства любил животных, лечил их, наблюдал за ними. Его произведения наполнены любовью к природе. Эту любовь привила Чарушину мама, любившая, по его словам, всё живое. Вместе с ней мальчик ходил в лес, приносил оттуда разные интересные растения. В их доме прибывало множество птиц, зверей: одни из них жили постоянно, других лечили и выпускали. Свои впечатления Чарушин переносил на полотно. Особенно ему нравилось рисовать детёнышей разных животных




О природе, о животных.





Писатель - натуралист занимается изучением природы и пишет о ней.

Познавательные УУД:

- пересказ содержания текста самостоятельно, классификация книг по темам, жанрам, персонажам

- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций,

подготовка устных рассказов,

- моделирование правил участия в диалоге, выслушивать партнёра


Пункт плана №2Открытие новых знаний


Работа учителя

Работа учащихся

Антиципация

Предположите, о чём этот текст, по его названию…

Посмотрите на иллюстрацию и опишите, каким может быть по характеру щенок?

-Как бы вы назвали щенка? Как назвал щенка автор?

-Кого мог испугаться щенок?

Теперь нам пора познакомиться с Томкой, героем произведения Е. Чарушина.





Первичное чтение текста









Бобик, Полкан


Познавательные УУД:

прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации к нему, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии

-

следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам





2 подготовленных ученика читают рассказ


После чтения первого ученика, дети предполагают, как могут развиваться события дальше…

Чтение 2 учащегося




Коммуникативные УУД:

- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

- умение выслушивать партнёра

Личностные УУД:

-высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, формулирование концептуальной информации текста

Выявление первичного восприятия

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Какое у вас настроение? Почему?

Физкультминутка



Перечитывание текста Чтение рассказа цепочкой с заранее поставленным заданием

При чтении подчеркните простым карандашом какие ещё названия животных встретились вам?

Анализ текста

Работа в парах

Из перечисленных слов, подберите слова подходящие для Томки?

(подтвердите словами из текста)

Слайд №3

Слайд №4

Слайд № 5

Беседа по содержанию текста

Работа в группах

Дети отвечают на вопрос, который они выбрали с помощью кубика Блума (свой ответ подтвердить предложениями из текста)

  1. Кого испугался Томка? Почему?

  2. Почему корова показалась маленькой?

  3. Что захотел сделать Томка с коровой?

  4. Подбежал ли Томка к корове? Почему?

  5. Как автор относится к Томке?


Корова, коза, кошка




Отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный, огромный, осторожный, маленький, решительный

(Самооценка)





Томка испугался корову. Потому что она становилась всё больше, а он не знал этого зверя

Потому что она была далеко

Он хотел её загрызть


Нет. Потому что она шелохнулась и он напугался

Автор подшучивает над щенком, ведь он ещё маленький и многого не понимает.

(Самооценка)

Регулятивные УУД:

следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия, проведение самопроверки и взаимопроверки работ, редактирования текста, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения




Познавательные УУД:

- вычленение главной мысли текста

- установление логической причинно - следственной последовательности событий и действий героев произведения, поисковое чтение

-наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии


Коммуникативные УУД:

- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

-моделирование правил участия в диалоге, умение выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Личностные УУД:

- анализ характеров и поступков героев,

выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей

Пункт плана № 3 Работа с текстом


Работа учителя

Работа учащихся


Деление на части

Прочитайте рассказ про себя и подумайте

на сколько частей можно разделить этот

текст?

Найдите границы этих частей?

О чём они?

Творческое задание

Пересказ по картинкам

Перескажите по картинкам сюжет рассказа

за, его события по порядку. Вспомните

что такое завязка, кульминация, развязка. На

Найдите их в рассказе.

На 2 части

Первая часть о том, как Томку взяли на охоту, а он заснул.

Вторая часть о том, как Томка пытался загрызть корову

Завязка - начало событий рассказа

Кульминация – самый важный, решающий момент в рассказе, его вершина

Развязка – окончание событий

Познавательные УУД:

- деление текста на части

- пересказ содержания текста самостоятельно

-наблюдать и самостоятельно делать простые выводы


Коммуникативные УУД:

- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

подготовка устных рассказов

- моделирование правил участия в диалоге, умение выслушивать партнёра

- выполнять различные роли в группе


Регулятивные УУД:

- проведение редактирования текста

Пункт плана №4 Рефлексия. Домашнее задание


Работа учителя

Работа учащихся


Подведение индивидуальных и коллективных итогов работы

-Справились ли мы с поставленной задачей?

Д. з.

Стр.112- 113 выраз. чт.

Нарисовать рисунок к рассказу

Записывают домашнее задание в дневник

Выставляют оценки, полученные за урок.


Познавательные УУД:

-наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии


Коммуникативные УУД:

- сотрудничать в совместном решении проблемы

Регулятивные УУД:

-следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия

-оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения


  • Литература:

Учебник «Литературное чтение» Н.А Чуракова, поурочные разработки по литературному чтению








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ