Конспект урока по литературному чтению "Е. Чарушин «Томка испугался»" 2 класс
МКОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Яковлева
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: Е. Чарушин « Томка испугался»
Учитель начальных классов: Смирнова Татьяна Анатольевна
2013-2014 учебный год
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: Е. Чарушин « Томка испугался»
Название урока
Е Чарушин «Томка испугался»
Класс
Учебник, программа
2
Н. А. Чуракова «Литературное чтение» часть 2 , ПНШ
Тип
Форма
Комбинированный
Урок - диалог
Технология урока:
Технология продуктивного чтения
Цель:
Создать условия для знакомства с произведением Е. Чарушина «Томка испугался»
Задачи урока:
Формировать умение точно характеризовать героя
Развивать мыслительную деятельность учащихся, навык беглого и правильного чтения, умение работать в группах, в парах
Развивать связную речь с опорой на иллюстрации
Научить делить текст на части по смыслу
Воспитывать доброжелательное отношение к природе
Формируемые УУД
Личностные: анализ характеров и поступков героев, высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, формулирование концептуальной информации текста, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия, проведение самопроверки и взаимопроверки работ, редактирования текста, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения
Познавательные: деление текста на части, вычленение главной мысли текста, воссоздание картины событий и поступков персонажей, установление логической причинно- следственной последовательности событий и действий героев произведения, поисковое чтение, пересказ содержания текста самостоятельно, классификация книг по темам, жанрам, персонажам, прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации к нему, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций ,
подготовка устных рассказов, устное словесное рисование, творческий пересказ, составление отзыва на работу товарища, моделирование правил участия в диалоге, умение выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Применяемые формы работы
Работа в группах по карточкам, работа в парах, анализ текста учебника
Оборудование урока
Учебник « Литературное чтение» 2 часть, выставка книг Е.И. Чарушина , карточки для групповой и парной работы, презентация «Е. И. Чарушин «Томка испугался»
План урока
Время
1.
Речевая разминка. Актуализация знаний
10
мин
2.
Открытие новых знаний
-работа в парах
-работа в группах
15
мин
3.
Работа с текстом
10
мин
4.
Рефлексия. Домашнее задание
5
мин
Ход урока
Пункт плана №1.Речевая разминка. Актуализация знаний.
Работа учителя
Работа учащихся
УУД
Организационный момент
Настрой на урок
Ребята! Я хочу чтобы вы пожелали друг другу добра.
И я вам тоже желаю добра.
Слайд №1
Дети кладут ладошку на ладошку и произносят:
- Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.
Познавательные УУД:
- выполнять задание по аналогии
Коммуникативные УУД:
-оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций,
Проверка домашнего задания
-_Какова главная мысль стихотворения Л. Яхнина «Пустяки»?
-Прочитайте по- разному это слово, изменяя интонацию
Природа. Природа? Природа!
Дети в парах проверяют выразительное чтение стихотворение Л. Яхнина «Пустяки»
Природу надо любить и беречь
Самооценка ( на листках)
Познавательные УУД:
-наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии
Регулятивные УУД:
- оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения
- проведение самопроверки и взаимопроверки работ
Личностные УУД:
-высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией
Коммуникативные УУД:
- моделирование правил участия в диалоге, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре
Речевая разминка
Слова, написанные на доске, можно ли отнести к природе?
Медведь собака
Белочка ежиха
Волчата бурундук
Зайчата лисица
Прочитайте слова про себя, прочитайте хором целыми словами
Какое слово лишнее?
Поднимите руки у кого из вас дома есть собаки? Как вы о них заботитесь?
Прочитайте фразеологизм «Собачий холод?»
Как вы понимаете смысл данного выражения?
Собака. Это домашнее животное.
Очень холодно.
Познавательные УУД:
- поисковое чтение
- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы
Личностные УУД:
-высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией
Коммуникативные УУД:
- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций
Постановка цели урока с учётом общей готовности учащихся к работе
Знакомство с писателем
Сегодня мы будем знакомиться с произведением Е. Чарушина
Что вы знаете об этом писателе?
Кто такой художник - анималист?
Доклад о Чарушине
Слайд №2
Знакомство с выставкой книгЕ. Чарушина
Посмотрите на обложки книг. Глядя на них, скажите, о чём писал автор?
Он был писателем - натуралистом.
А кто такой писатель - натуралист?
Работа с текстом до чтения
Совместно с детьми постановка целей урока
Начинал он свою деятельность, как художник - анималист.
Художник, который рисует животных.
Доклад.
Е. И. Чарушин с детства любил животных, лечил их, наблюдал за ними. Его произведения наполнены любовью к природе. Эту любовь привила Чарушину мама, любившая, по его словам, всё живое. Вместе с ней мальчик ходил в лес, приносил оттуда разные интересные растения. В их доме прибывало множество птиц, зверей: одни из них жили постоянно, других лечили и выпускали. Свои впечатления Чарушин переносил на полотно. Особенно ему нравилось рисовать детёнышей разных животных
О природе, о животных.
Писатель - натуралист занимается изучением природы и пишет о ней.
Познавательные УУД:
- пересказ содержания текста самостоятельно, классификация книг по темам, жанрам, персонажам
- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций,
подготовка устных рассказов,
- моделирование правил участия в диалоге, выслушивать партнёра
Пункт плана №2Открытие новых знаний
Работа учителя
Работа учащихся
Антиципация
Предположите, о чём этот текст, по его названию…
Посмотрите на иллюстрацию и опишите, каким может быть по характеру щенок?
-Как бы вы назвали щенка? Как назвал щенка автор?
-Кого мог испугаться щенок?
Теперь нам пора познакомиться с Томкой, героем произведения Е. Чарушина.
Первичное чтение текста
Бобик, Полкан
Познавательные УУД:
прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации к нему, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии
-
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам
2 подготовленных ученика читают рассказ
После чтения первого ученика, дети предполагают, как могут развиваться события дальше…
Чтение 2 учащегося
Коммуникативные УУД:
- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций
- умение выслушивать партнёра
Личностные УУД:
-высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, формулирование концептуальной информации текста
Выявление первичного восприятия
Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
Какое у вас настроение? Почему?
Физкультминутка
Перечитывание текста Чтение рассказа цепочкой с заранее поставленным заданием
При чтении подчеркните простым карандашом какие ещё названия животных встретились вам?
Анализ текста
Работа в парах
Из перечисленных слов, подберите слова подходящие для Томки?
(подтвердите словами из текста)
Слайд №3
Слайд №4
Слайд № 5
Беседа по содержанию текста
Работа в группах
Дети отвечают на вопрос, который они выбрали с помощью кубика Блума (свой ответ подтвердить предложениями из текста)
Кого испугался Томка? Почему?
Почему корова показалась маленькой?
Что захотел сделать Томка с коровой?
Подбежал ли Томка к корове? Почему?
Как автор относится к Томке?
Корова, коза, кошка
Отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный, огромный, осторожный, маленький, решительный
(Самооценка)
Томка испугался корову. Потому что она становилась всё больше, а он не знал этого зверя
Потому что она была далеко
Он хотел её загрызть
Нет. Потому что она шелохнулась и он напугался
Автор подшучивает над щенком, ведь он ещё маленький и многого не понимает.
(Самооценка)
Регулятивные УУД:
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия, проведение самопроверки и взаимопроверки работ, редактирования текста, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения
Познавательные УУД:
- вычленение главной мысли текста
- установление логической причинно - следственной последовательности событий и действий героев произведения, поисковое чтение
-наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии
Коммуникативные УУД:
- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций
-моделирование правил участия в диалоге, умение выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Личностные УУД:
- анализ характеров и поступков героев,
выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей
Пункт плана № 3 Работа с текстом
Работа учителя
Работа учащихся
Деление на части
Прочитайте рассказ про себя и подумайте
на сколько частей можно разделить этот
текст?
Найдите границы этих частей?
О чём они?
Творческое задание
Пересказ по картинкам
Перескажите по картинкам сюжет рассказа
за, его события по порядку. Вспомните
что такое завязка, кульминация, развязка. На
Найдите их в рассказе.
На 2 части
Первая часть о том, как Томку взяли на охоту, а он заснул.
Вторая часть о том, как Томка пытался загрызть корову
Завязка - начало событий рассказа
Кульминация – самый важный, решающий момент в рассказе, его вершина
Развязка – окончание событий
Познавательные УУД:
- деление текста на части
- пересказ содержания текста самостоятельно
-наблюдать и самостоятельно делать простые выводы
Коммуникативные УУД:
- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций
подготовка устных рассказов
- моделирование правил участия в диалоге, умение выслушивать партнёра
- выполнять различные роли в группе
Регулятивные УУД:
- проведение редактирования текста
Пункт плана №4 Рефлексия. Домашнее задание
Работа учителя
Работа учащихся
Подведение индивидуальных и коллективных итогов работы
-Справились ли мы с поставленной задачей?
Д. з.
Стр.112- 113 выраз. чт.
Нарисовать рисунок к рассказу
Записывают домашнее задание в дневник
Выставляют оценки, полученные за урок.
Познавательные УУД:
-наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать в совместном решении проблемы
Регулятивные УУД:
-следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия
-оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения
Литература:
Учебник «Литературное чтение» Н.А Чуракова, поурочные разработки по литературному чтению
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ