Конспект урока по литературному чтению 1 класс «Заклички. Обращение к природе»

Конспект урока по литературному чтению

1 класс

Перспективная начальная школа


Составила и провела Бамбурова С. В., учитель начальных классов МБУ СОШ №26 г.о. Тольятти



Тема: «Заклички. Обращение к природе»


Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представления об игровом характере малых жанров фольклора - загадках; для формирования умений узнавать литературный прием «сравнение»; способствовать воспитанию культуры речи.


Планируемые результаты:

Личностные УУД: стремится к взаимопониманию детей и взрослых, проявлять стремление к успешности в учебной деятельности; проявляют чувство любви к природе родного края.

Метапредметные УУД: регулятивные - принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные - пользуются словарными пояснениями учебника - выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); коммуникативные - преодолевают эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

Предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе.


Образовательные ресурсы: презентация по теме урока, интерактивная доска, костюмы Зимы и Весны, фонограмма звуков весны.

Страницы: (учебник) с. 20-21; (тетрадь) с. 13-14, № 1-5.


Сценарий урока


1.Организационный момент.


- Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

- Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.


2. Отработка навыка чтения

РегулятивныеУУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные УУД: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;


Слайд№2


1. Дыхательная гимнастика.


а)Чтение чистоговорок.


Ло-ло-ло - на улице тепло.

Ать-ать-ать - мы пойдем гулять.

Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.

Су-су-су - было холодно в лесу.


1

б) «Медвежата».

- Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].


Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.


2. Чтение слов в рабочей тетради (с. 13, № 1).


3.Введение в тему.


Слайд№3


Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель.

- Жизнь на нашей планете зависит от солнца. Подсолнух всегда считался солнечным цветком. Он всегда поворачивает свою голову к солнышку.

- Цветок солнца (подсолнух) на огородах Бабы-яги считает себя царем, думает, что важнее его нет на белом свете. Любят подсолнухи особые старинные песни, с которыми мы сегодня познакомимся.

-Самой важной для наших предков была погода. Какие погодные явления вы знаете?

  • Отгадайте загадки, впишите отгадки в кроссворд и прочитайте ключевое слово - тему нашего урока.


Слайд№4





1













2







3














4





5












6







7











8








  1. Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит,

Стоять не велит.(мороз)

  1. Раскинулся золотой мост

На семь сел, на семь верст.(радуга)

  1. По синему морю

Белые гуси плывут.(облака)

  1. Текло, текло,

А легло под стекло.(лёд)

  1. Когда повяли все цветы

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчелки,

  1. Уселись на колючей елке.(снежинки)

Летит сова по синему небу,

Крылья распластала,

  1. Солнышко застлала.(туча)

Растёт вниз головой,

Не летом, а зимой.

Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт. (сосулька)

  1. Летит птица орёл,

Несёт в клюве огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто её не поймает.(молния )


4. Изучение нового материала

Работа по учебнику (с.20)

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


- Что такое заклички? Прочитайте. («Раньше с помощью закличек природу уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку» (с, 20).)

- Когда надо было уговаривать, упрашивать природу? (Если долго лили дожди - звали солнышко, если была засуха - звали дождик.)

- Прочитайте заклички самостоятельно (с. 20-21).


а)Работа по вопросам и заданиям учебника (с.21).


Познавательные УУД: логические - установление причинно-следственных связей между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это закличка.

(К первому случаю относятся заклички № 4, 6; ко второму -№2, 3, 5; к первому - № 1; между собой похожи -№2иЗ.)


б)Выразительное чтение закличек.

- Подготовьтесь к выразительному чтению понравившейся заклички. С какой интонацией надо читать заклички? (Ласково.)

Слайд№5

КоммуникативныеУУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Физкультминутка

Я гуляю по дорожке,

(шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом.

(подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки:

(наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо!

(погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке,

(шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

Там с ним будет все в порядке!

(наклониться «отпустить кузнечика»)

-Отгадайте имена гостей нашего урока.

-Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)


-Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле, на реку

И по снежку, и по цветку. (Весна.)

Слайды №6,7


- Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись праздники Рождество и Масленица, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую.

- А сейчас вас ждет сюрприз. Ребята приготовили для вас маленький спектакль.


Коммуникативные УУД: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

умение слушать собеседника.

Слайд №8

Инсценировка


Разговор зимы и весны


Ведущий:Весна с Зимушкой повстречалася,

О здоровьице все справлялася:

Весна: Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима: Бью челом тебе, Весна теплая!

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя привечают все,

Меня, Зимушку, проклинают все?


4

Весна: Потому что ты - больно лютая,

И холодная, и голодная!

Я же - теплая и приветливая!

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

Зима: Я пушиста и бела,

Ребятишкам я мила,

Позволяю им кататься

И на горке, и на льду.

Я отсюда не уйду!

- Нет, ребята, так ничего не получится. Как надо росить? (Ласково, уговаривать.)

Чтение учащимися стихотворения.

-Русский народ любит зиму. Можно на санках кататься, в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье вьюги можно и сказки послушать, и стихи почить, и песни спеть.

- Какие песни-просьбы придумывал народ? (Заклички.)

- Придумайте заклички, чтобы зима отступила.


Работа в группах

Коммуникативные УУД: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

умение слушать собеседника.

Личностные УУД: интерес к способу решения и общему способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.


Используйте подсказки: Зимушка-зима, отступи. Прочитайте, что у вас получилось. (Учитель читает народный вариант заклички).


-Уходи от нас, Зима холодная!

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

-Не идет Весна. Надо сочинить закличку, попросить Весну вернуться.


Работа в группах.

- Используйте подсказки: Весна-красна, Весна-весняночка, приходи - наступи.

Чтение детьми придуманных закличек.

Слайд №9

Дай, Весна,

Добры годы.

Годы добрые,

Хлебородные.

Приди к нам, Весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

  • Как вы узнаете весну? (Дети говорят вает солнце, день прибавляется, стано снег, бегут ручьи, появляются проталины распускаются листья, расцветают цветы.

  • А только ли видно весну? (Ее еще и слышно: звенит капель, щебечут птицы, жужжат насекомые)

  • Давайте послушаем голоса весеннего леса.

5

Прослушивание записи.

Физ культминутка

КоммуникативныеУУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Слайд №10

Для всех ребят у меня есть игра.

Выходи поиграть, веселей, детвора!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хлопают в ладоши),

Чтобы все метели разом улетели (взмахи руками)!

Чтобы все невзгоды: холод, непогоды (приседания),

Зимние морозы, неудачи, слезы,

Пусть они сгорают, к солнцу улетают (прыжки на месте).


5. Обобщение.

-Прилетела весна,

Принесла разноцветной одежки она,

Распрекрасною стала земля!

а)Работа по тетради

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

(с. 13,№2, 3, 4, 5). (Ответы: № 2 - дождик, дождик; № 3 - весна, весна; № 4 -снег; № 5 - это закличка, летом.)

б) Чтение авторской заклички.

- Самый главный подсолнух очень доволен вашей работой,
и в награду вам - его любимое стихотворение. Как вы думаете,
о чем оно? (О солнышке.)

Слайд №11


Учащиеся читают стихотворение.

Солнышко, солнышко,

Не скрывайся в тучу.

Не скрывайся в тучу –

Дождик нам наскучил.

Покажись нам, солнышко.

Посвети немножко,

Посвети немножко,

Просуши дорожки!

Обогрей нас, солнышко,

Яркими лучами,

Обогрей лучами,

Сделай силачами.

Г. Ладонщиков

Слайд №12 (в режиме редактирования)


5.Итог урока

РегулятивныеУУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.


  • Какое у вас настроение после урока?

  • Какое впечатление он на вас произвел?

  • Для чего сочинялись заклички?

  • Понравилось вам быть артистами?

  • Если вам понравился урок, подарите букет еноту, а если вам грустно, подарите букет обезьяне.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ