Конспект урока по литературному чтению "Мама - главное слово на свете"


Тема: «Мама - главное слово на свете».

Цели урока: ознакомить со стихами и рассказами о маме,

развивать мышление, навыки выразительного чтения,

обогащать словарный запас, воспитывать уважение к маме,

желание ей помочь.

Оборудование: выставка книг, выставка детских рисунков «Моя мама», аудиозапись песни «Богомолица», презентация «Наши мамы лучше всех»,видеоклип «Ангел-хранитель»,презентация «Мама- главное слово на свете»,видеоклип песни «Мама»,проект «Профессия моей мамы»,мини-сочинения «Мамины руки».

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка темы и целей урока.

а) Просмотр видеоклипа «Ангел-хранитель».- Прочитайте тему урока. - О ком мы будем читать стихи и рассказы? (О маме, об отношении к маме) . (1слайд).

3.Работа над новым материалом ( 2 слайд) а) Рассматривание выставки книг о маме. - Сегодня вы подготовили стихи и рассказы о маме. Давайте послушаем их, выделим главную мысль. Поймём, как дорога человеку мама. б) Чтение стихов и рассказов о маме. Обсуждение произведений. 1.З.Воскресенская «Мама».(3 слайд) Почему это слово самое прекрасное на свете? (его первым произносят дети, мама - самый близкий и родной человек. Они нужны и малышам и взрослым.)

2. Елена Благинина «Посидим в тишине».(4 слайд).

-Какая главная мысль стих.? (надо беречь здоровье мамы, дать ей отдохнуть.)

3. Н.Саконская. « Разговор о маме».(5 слайд ,6 слайд )-от чистого сердца, простыми словами…

-За что же мы любим маму? (она всё поймёт, поддержит)

-Почему, когда мама сердится, то на неё нельзя обижаться? (она желает нам добра).



4.А.Л.Барто. Разлука» (7 ,8 ,9 слайды)

-Какое настроение в этом стих.у мальчика?(грустное, он скучает без мамы)

Почему он делает уроки, моет руки, ведь мама этого не видит?(Он хочет порадовать, сделать приятное маме, когда она придёт)

-Расскажите, как вы себя чувствовали, когда мама надолго уезжала?

-Назовите главную мысль стих.(без мамы в доме скучно, холодно) (10 слайд) Дети — самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же — любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью мы относимся к тем людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость (11 слайд)- чтение стих.

5. (12 слайд )- пословицы ( 13 слайд), (14 слайд)

6. С. Михалков. « А что у вас?» (чтение по ролям) (15 слайд)

-Какая главная мысль стих.?

-Прочитайте строчки из стих. ( Мамы разные нужны. Мамы всякие нужны).

А кем работают ваши мамы?(Проект «Профессия моей мамы».).(16 слайд)

7.Б.Емельянов. «Мамины руки» (17 слайд) Итак, давайте познакомимся с рассказом “Мамины руки”.

Можно ли по названию произведения сказать, о чём пойдёт речь? Объясните.

(Ответы детей)

а ) Работа с текстом.

1.- Читаем текст отрывками (подготовленные ученики) до слов…Руки у неё были удивительные.

- Почему у мамы были удивительные руки?

(Ответы учеников)

- А теперь дочитаем и узнаем, какими были эти руки.

(Сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые)

Чтение 2-го отрывка до слов…Встала и ушла в ванную мыться.

- Как вы думаете, как сейчас будут развиваться события?

(Мама обиделась, Маша начнет переживать)

Чтение 3-го отрывка до слов… и сразу не разобралась, в чём дело?

- Как понимаете смысл слов б).Словарная работа(18 слайд)

СНОРОВИСТА

НЕ БЕЛОРУЧКА

ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ

ВСЫПАТЬ ГОРЯЧИХ

(Из словаря С.И. Ожегова “сноровка” –   ловкость, умение в каком-либо деле; “белоручка” – кто чуждается трудной, физической работы) в).Чтение 4-го отрывка до слов…Я твои руки обидела.

- Как по-вашему закончится рассказ?

(Предположения детей)

- Читаю сама до конца.

- Понравился рассказ? Чем? г). Анализ произведения и составление системы образов. (19 слайд)

- Сейчас попытаемся найти главную мысль рассказа. Читаем текст и работаем на листочках. Кружочком обозначим главных героев. Отношения героев обозначим стрелочками и словами.

Чтение рассказа (1 абзац) – герои Маша и бабушка. Cтрелками обозначаем, что Маша ОБИДЕЛАСЬ НА БАБУШКУ, ПОССОРИЛАСЬ С БАБУШКОЙ.

(Прикрепляю на доске имена героев, дети рисуют на листочках)

2–3 абзац – появляется мама. МАМА ЛЮБИТ МАШУ. НО ОНА ОБИДЕЛАСЬ НА МАШУ.

- Какие строчки это доказывают? (Встала и ушла)

Читаем дальше. МАШЕ СТАЛО ЖАЛКО – ПОЖАЛЕЛА. БАБУШКА ЗАЩИЩАЕТ МАМУ. ОНА ЕЁ ЛЮБИТ.

(По ходу работы составляется схема на доске)

СХЕМА

http://festival.1september.ru/articles/313437/img1.jpg

- Какая Маша? Оцените её поступок.

(Поступила плохо, со всеми поссорилась, обидела мамины руки и маму)

- Какова же главная мысль рассказа?

(Выслушиваются ответы учеников)

- Но мы не поговорили о маминых руках. Сейчас поработаем группами – выпишите на листочки слова, описывающие мамины руки.

- Сравним, что получилась.

(Вывешиваю на доске слова)

РУКИ (20 слайд)

  • удивительные

  • обыкновенные

  • сухие

  • чуть шершавенькие

  • жёсткие

  • рабочие

  • ими сделано добра – на десятерых хватит

Вывод. В ваших мини-сочинениях вы тоже описываете руки ваших мам, что они “золотые, нежные, ласковые, всё умеют”.(чтение отрывка из сочинений)

- Скажите, кто же помог Маше понять свою ошибку? (Бабушка)

Расскажите об этом.

- Прочитайте последнюю строчку и скажите, почему мама и бабушка засмеялись?



-Чем девочка обидела маму? (она сказала, что у мамы жёсткие руки).

Почему же бабашка сказала ,что у мамы «золотые руки»? Как вы понимаете это выражение? (Мама всё умеет: она работает, готовит, шьёт, вяжет ).

(мамины руки золотые, они всё умеют делать, но остаются самыми нежными и ласковыми).

-Бывало ли с вами такое?

-Почему мама понимает нас как никто другой? (мама знает нас лучше всех. Она нас учила ходить, говорить, учит нас добрым делам). (21 слайд,22,23)чтение текста со слайдов

Итог урока:- Какие стихи и рассказы тронули ваше сердце? - К этому уроку мы подготовили презентацию фото ваших мам. -Чья же мама лучше всех?

         (Моя! Моя! Моя!)

      - Предлагаю всем дружно сказать: «НАШИ МАМЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ!» Чтение стихов о маме.

 Исполнение песни «Мама».(показ презентации).

24 слайд(спасибо за урок!)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ