Конспект урока по литературному чтению "Сравнение сказок разных мастеров" 4 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
УРОК
внеклассного чтения в 4 классе
Автор: Липатова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 18» г. Котласа.
г. Котлас
Урок внеклассного чтения в 4-м классе
«Сравнение сказок разных мастеров».
(УМК «Школа России»)
Цель:
Содействовать углублению знаний младших школьников о изобразительно-выразительных средствах через сравнение сказок С.Г. Писахова, А.С. Пушкина и П.П.Бажова.
Задачи:
-продолжить обучение детей сравнительному анализу художественных произведений на примере трёх авторских сказок;
-раскрыть стилистические особенности сказок С.Г. Писахова, А.С. Пушкина и П.П.Бажова;
-познакомить младших школьников с особенностями применяемых в сказках слов и выражений различных местностей;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста.
Оборудование:
Подборка книг со сказками С. Г.Писахова «Как поп работницу нанимал», А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», П.П.Бажова «Серебряное копытце».
Ход урока:
1. Введение в тему урока:
Учитель:
Дар сказочника – дар редкий. Случается так, что появляется человек, открывший свой, ни на что не похожий, сказочный мир. Такие люди называются сказочники, и у каждого из них свои герои.
Цель нашего урока: сравнить сказки таких сказочников как С.Г. Писахов (северные сказки), А.С. Пушкин (классик русской литературы) и П.П. Бажов (уральские сказы).
2. Групповая работа:
Учитель:
Ребята, дома вы читали сказки нашего земляка Степана Григорьевича Писахова, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и уральские сказы Павла Петровича Бажова.
Сегодня на уроке буду работать три группы исследователей: «пушкинисты», «писаховеды», «бажовцы». Каждая группа получает своё задание. (Задания оформляются на карточках.)
Карточка 1.
Вопросы «пушкинистам» по сказке А.С.Пушкина
«Сказка о попе и работнике его Балде».
- Предположите, откуда А.С.Пушкин мог взять сюжет для своей сказки?
- Расскажите о главных героях сказки А.С.Пушкина.
- Удалось ли попу нанять работника задёшево и какая расплата ждала его в конце сказки?
- Какую форму (стихи или прозу) использовал автор?
Карточка 2.
Вопросы «писаховедам» по сказке С.Г.Писахова
«Как поп работницу нанимал».
- Какую цель преследует поп?
- Почему выделены слова «спи – отдыхай»?
- Удалось ли попу нанять работницу? Как вы об этом догадались?
- Какую форму (стихи или прозу) использовал автор?
Карточка 3.
Вопросы «бажовцам» по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»
- Кто такая Дарёнка, почему её так назвали?
- Зачем Кокованя взял в дети Дарёнку?
- Какой по характеру Кокованя?
- Что волшебного в этой сказке?
- Какую форму (стихи или прозу) использовал автор?
Выступление учащихся:
Каждая группа представляет сказку своего автора, отвечая на вопросы в заданиях. При этом группе «писаховедов» предлагается прочитать сказку «Как поп работницу нанимал» выделяя особенности северного говора.
3. Фронтальная работа:
Учитель:
Нашими исследователями были представлены три сказки известных авторов, давайте сравним их:
-Какие представленные сказки похожи по сюжету? Что в них общего? В чем разница? (Если у Пушкина поп работника нанимает и получает «по заслугам», то у Писахова описано только предложение работнице, при этом автор позволяет читателю самому догадаться, чем закончится сказка.)
-Что общего в героях сказки Писахова и Бажова? В чём разница? (Поп у Писахова нанимает маленькую работницу. Сиротка у Бажова находит приют у доброго Коковани.)
-Какие персонажи отличают сказки Бажова и Пушкина от сказки Писахова? (Наличие сказочных персонажей.)
3.1 Конкурс знатоков русского языка:
Учитель:
Сказочники в своих сказках используют слова, вышедшие из повседневного употребления. Давайте проведём конкурс, цель которого, дать толкование слов и выражений, используемых в сказках. Для начала ответьте, что означают следующие слова:
- у А.С.Пушкина – полба (вид мягкой пшеницы, прародительницы пшеницы сегодняшней), толоконный лоб (так называли глупца), попадья (жена попа);
- у С.Г.Писахова – поскотина (пастбище);
- у П.П.Бажова – балаган (лёгкая постройка для размещения в летнее время), парун (жаркий день), ухач (крикун).
Выступление учащихся:
Каждая группа задаёт вопросы по текстам своего автора.
Учитель:
Почему, когда вы читаете сказки Писахова, незнакомых слов в них почти нет? (Потому что этот писатель – наш северный. Обрабатывая народные сказки, Писахов использует особенности говора жителей русского Севера, народные слова и выражения, формируя яркие образы.)
3.2 Викторина «Угадай автора»:
Учитель:
Мы с вами познакомились с разными мастерами – создателями сказок, узнали характерные особенности их мастерства. А теперь попробуйте по отрывку определить, кто это написал? (Задания оформляются на карточках).
Карточка 1. (П.П.Бажов «Хозяйка медной горы»)
— Куда мне идти? — А сам тоже невеселый стал. Она указала перстом, перед ним и открылся ход, как штольня, и светло в ней, как днем. Пошел Степан по этой штольне — опять всяких земельных богатств нагляделся и пришел как раз к своему забою. Пришел, штольня и закрылась, и все стало по-старому. Ящерка прибежала, цепь ему на ногу приладила, а шкатулка с подарками вдруг маленькая стала, Степан и спрятал ее за пазуху. Вскоре надзиратель рудничный подошел. Посмеяться ладил, а видит — у Степана поверх урока наворочено, и малахит отбор, сорт сортом.
Карточка 2. (П.П.Бажов «Таюткино зеркальце»)
— Был ещё на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладёхонек. Как зеркало блестит, глядись в него, кому любо.
Карточка 3. (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь схватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Карточка 4. (С.Г.Писахов «Северно сияние»)
— Девки у нас модницы, маловодны, северно сияние в косы носят - как месяц светит. Да ишшо из сияния звезд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! Просто андели!
Карточка 5. (С.Г.Писахов «Морожены песни»)
— А малым робятам забавы нужны, - каки ни на есть бабушки, матери-потаковшицы подол на голову накинут от морозу, на улицу выбежат, наговорят круглых слов да ласковых. Робята катают, слова блестят, звенят. Которы робята окоемы — дак за день-то много слов ласковых переломают. Ну, да матери на ласковы слова для робят устали не знают.
4. Итог урока.
Учитель:
Ребята мы сегодня побывали в волшебных мирах трёх великих сказочников. Скажите, что вам открылось сегодня, стало ближе, понятнее?
Мы с вами живём на севере, где зимой очень короткие дни и длинные вечера. Представьте себе, как длинными, зимними вечерами рукодельницы под протяжные песни плетут северные кружева. Удивительный сказочник Степан Григорьевич Писахов увидел в них застывшие «морожены песни». Только человек влюблённый в Русский Север, каким был сказочник Писахов, мог сказать о них: «Без песни… внутрях у нас потемки… Песней мы себя, как ланпой, освещам».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ